Ракетные корабли на воздушной подушке «Самум» и «Бора», входящие в 41-ю бригаду ракетных катеров Черноморского флота России, считаются одними из самых экстремальных и в некоторой степени уникальных военных кораблей. Это корабли скегового типа (на воздушной подушке), по сути — катамараны с двумя узкими корпусами и очень широкой палубой. Они обладают уникальными кораблестроительными качествами — это трансформируемость гидродинамической платформы и многовариантность — 36 вариантов использования двигательно-движительной установки.
С одной стороны корабль — это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой — быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью до 55 узлов, что позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, а также двигаться быстрее, чем выпущенная торпеда.
Благодаря противокорабельному ракетному комплексу «Москит» из 8 ракет, эти корабли являются оптимальными ударными кораблями для незамерзающих закрытых морских театров действий.
Сегодня мы посетим один из этих необычных военных кораблей – РКВП «Самум», бортовой номер 616.
Ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП, проект 1239) создавался как развитие уже имеющихся на флотах Советского Союза малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей в боевых службах в Средиземном море показал, что корабли такой размерности и классических образований ограничены в размещении оружия.
Катамаран проекта 1239 отличается большой палубой, что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью. При создании РКВП так же широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа «Джейран», «Зубр» и др.
Первым ракетным кораблем на воздушной подушке этого проекта стал РКВП «Бора», заложенный в 1984 году на стапеле судостроительного завода «Красный металлист» в г. Зеленодольске под Казанью. В сентярбе 1991 года заложен второй корабль этой серии – «Самум». На воду он был спущен 12.10.1992 г. NATO-вская классификация кораблей этого типа – «BORA CLASS».
После постройки «Самум» был переведен по внутренним водным путям на Черное море, прибыв в ноябре 1992 г. в Керчь, а в марте 1993 г. — в Севастополь. Затем корабль опять был отправлен на завод-строитель, в октябре 1993 г. прибыв в Зеленодольск. В сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море, и с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске.
Официально корабль введен в строй 26.02.2000 года. Входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота. В 2002 году данный РКВП был перебазирован с Балтики на Черноморский флот, войдя в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.
Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины, осадка 3,3 м (>1 м при работе нагнетателей). Впереди находится эластичный экран.
В качестве вооружения на корабле применяются две счетверенные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Москит» (8 ракет 3М80), зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» (20 ракет), одна 76-мм артустановка АК-176, две 30-мм артустановки АК-630.
Артустановка АК-176 калибра 76,2 мм, установленная на баке (носу) корабля, является мощной и одновременно легкой универсальной автоматической артустановкой для вооружения малых кораблей и катеров. Ее основное предназначение — борьба с низколетящими крылатыми ракетами типа «Гарпун» и «Томагавк».
По бортам РКВП «Самум» установлены две счетверенные установки противокорабельного ракетного комплекса «Москит». В этом комплексе используются крылатые ракеты 3М-80, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. 4-х тонная ракета имеет длину почти 10 метров и дальность полета до 90 км.
После старта ракета делает «горку», а затем снижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров (над гребнем волн). Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10 единиц. За счет огромной кинетической энергии и своей полубронебойной боевой части «Москит» пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри.
Артиллерийская 6-ствольная 30-мм артустановка АК-630 мм является средством самообороны корабля и может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м. Эта артустановка имеет очень высокую скорострельность (до 5000 выстрелов в минуту) и дальность полета снаряда — до 8 км.
РКВП «Самум» оснащен двумя 82-мм корабельными комплексами выстреливаемых помех ПК-16. Они предназначены для постановки радиолокационных и оптико-электронных отвлекающих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения.
Шахта зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА». Комплекс предназначен для защиты от воздушных целей, а также для стрельбы по надводным целям.
Две газотурбинные установки мощностью 36 тыс. лошадиных сил каждая обеспечивают ход на воздушной подушке. Стоит сказать, что имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, катер на воздушной подушке-1 и -2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации.
При необходимости хода на воздушной подушке, в кормовой части корабля опускаются две колонки с установленными на них винтами-тандемами. Двигатели корабля позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) — более 40 узлов.
Радиолокационная система.
Вид на корму ракетного корабля с поднятыми винтовыми колонками и шахтой ЗРК «Оса-МА».
Ходовой мостик. Отсюда осуществляется управление кораблем во время похода.
Перископ.
Кубрик, где живет корабельная команда (экипаж — 68 человек).
Столовая команды, идёт подготовка к ужину.
Машинное отделение.
Общая силовая установка корабля состоит из двух газотурбинных установок М10-1 по 36000 л.с. (на винты-тандемы, в опускаемых колонках)…
… двух дизельных двигателей М-511А по 20000 л.с. (на 2 винта)…
… и двух дизелей М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы). Суммарная мощность двигателей превышает 120 тыс. л.с.
Автоматическая система пожаротушения палубы во время отстрела крылатых ракет.
Бесконечный лабиринт вентилей и подающих трубок.
Пост энергетики и живучести. Отсюда осуществляется управление энергетической установкой корабля, регулируется скорость и т.д.
Сюда же выведены все камеры видеонаблюдения, установленные на корабле.
Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» на параде во время празднования Дня Военно-морского флота в 2012 году.
/Сергей Анашкевич, aquatek-filips.livejournal.com/
Круто. Реально круто. В малых морях типа Черное, Балтийское, Каспийское можно шороху навести. Большим натовским кораблям лучше не бряцать железками, ибо хорошие большие мишени….
В Каспийском море кораблям НАТО самое место. И вообще, прежде чем входить в море авиация уничтожает весь флот противника и его порты+ о подлодках незабываем, ну и кочечно корупция не даст сражаться на равных.
Да, Женя, да! Все корабли НАТО срочно к нам в Каспийское море с проходом через Берингов пролив и украинские степи, ну и конечно не забываем про сменные памперсы, иначе не смогут сражаться на равных и задохнутся …))))
Евгений, уж как то вы слишком сгустили краски боевых действий! Авиации ещё надо долететь до кораблей и портов, а подлодка по такой цели и стрелять чем будет? Корабль в своём классе и на своём ТВД просто отличный!
корабль четкий я там служил 2005-07 мне понравилось приехал на экскурсию вспомнить былое кто служил в эти годы выходи на однокласники Ермоленко Николай это мой брат вмф рулит
привет я с 2007 -го там служил, БЧ 4-7
крылатые ракеты 3М-80 о как!!!!