На днях российские чиновники заявили о том, что с 1 августа текущего года в России начнет работать первый военный объект Североатлантического альянса. Перевозка военных американских грузов на территорию Афганистана через Россию началась еще в 2009 году. И только спустя почти три года был открыт первый объект трансатлантического альянса в центре Евразии.
Эксперты говорят, что с одной стороны, его можно считать большим достижением для западного военного блока, а вот что касается России… О каком успехе можно говорить, если на российской территории появилась и активно развивается военно-политическая и социально-экономическая сеть, которая будет способствовать продвижению американских интересов.
Проект, запущенный в Ульяновске, стал своего рода продолжением той военной сети, которую Соединенные Штаты совместно в НАТО создали в среднеазиатском регионе. Но если сравнивать его с тем, что происходило и происходит в Сирии или Ливии, то в данном случае имеет место быть совершен иной подход. В этот раз, вместо бомбардировок и оказания помощи оппозиционным силам, НАТО и США решили, грубо говоря, купить противника (что, к слову сказать, оказалось более эффективным и менее болезненным, чем военный конфликт).
Более того, натовской стороной были выдвинуты и весьма веские аргументы, в частности, и то, что российский бизнес получает дополнительный доход, в государственный бюджет поступают неплохие средства, а народ получает новые рабочие места.
Как известно, Америка и НАТО добиваются продвижения своих интересов в евразийской зоне при помощи двух основных проектов – Северной сети поставок и Современного шелкового пути.
Изначально Северная сеть поставок была сформирована для перевозки на территорию Афганистана грузов невоенного значения, которые были предназначены для снабжения коалиционных войск, а также восстановления государства. Путь этот проходил через территории России и стран Центральной Азии.
Тем не менее, талибы совершали периодические нападения на грузы, поставляемые через Пакистан, что приводило к значительным задержкам поставок техники, снабжения и продовольствия. Поэтому все больше натовских стратегов обращали свой взор на северные азиатские государства, где ситуация выглядела стабильно спокойной.
НАТО получило возможность более активно использовать северный путь для поставок только после того, как на пост главы государства в США был избран Барак Обама, а также наступившего вслед за тем потепления отношений между Россией и Америкой. Так, судить о том, что отношения налаживаются, можно по тому, что в июле правительство Киргизии (Россия при этом предусмотрительно молчала) приняло решение о сохранении американской военной базы в Манасе и последующем ее преобразовании в транзитный пункт перевозок.
Также, после того, как в июле состоялась встреча между президентами США и РФ, в ходе которой были достигнуты соглашения по транзиту военных грузов, их также стало возможным перевозить через российскую территорию при помощи наземного и воздушного транспорта. В октябре прошлого года уже был осуществлен первый пробный полет.
Кроме того, согласно заявлению тома Таннера, официального представителя посольства США в Астане, американское правительство также заключили договора о транспортировке грузов через территории Казахстана и Узбекистана. Помимо этого, в феврале было заключено соглашение об использовании автомобильных и железных дорог Таджикистана для перевозки невоенных грузов. Но, тем не менее, их пока не планируется использовать, потому как ситуация в отдельных регионах страны не очень благоприятна.
Таким образом, единственное государство, которое до настоящего времени еще не заключило контрактов с американцами о транзитных перевозках, — это Туркменистан. Согласно информации отельных источников, официальные туркменские власти пока дали разрешение только на перевозку больших партий топлива для военно-воздушных сил НАТО.
Как отмечает специальный представитель генерального секретаря альянса по Центральной Азии и Кавказу Роберт Симмонсон, транспортировка грузов через Туркменистан вполне возможна, но она вряд ли понадобится, поскольку существует целых 8 прямых железнодорожных маршрутов, проходящих через территории Казахстана и Узбекистана в Афганистан.
Кроме договоренностей со Штатами, Россия также разрешила проводить транспортировки грузов через свою территорию и другим государствам-участницам военного блока – Испании, Франции и Германии.
Франция заключила договор по военным перевозкам с казахским правительством еще в октябре, когда в страну с официальным визитом прибывал Николя Саркози. Следует ожидать и продления соглашений между Испанией, Францией и Киргизией. Что касается договоренностей с правительством Узбекистана, то, по словам помощника государственного секретаря США по вопросам Азии Р.Блэйка, несмотря на отсутствие подписанных документов, переговоры можно считать удачными.
Таким образом, очевидно, что северная сеть поставок, которая призвана обезопасить позиции альянса в Афганистане, принимает определенные очертания. Ключевые звенья этой сети – это Россия, Узбекистан и Казахстан.
Но при таких раскладах, по мнению Пола Квин-Джаджа (директор проекта Международной кризисной группы по Центральной Азии), новая сеть станет главной целью исламских боевиков. Поэтому могут возникнуть новые, более серьезные проблемы, в частности, переход Центральной Азии в одну из составляющих зон военного конфликта.
В результате, ситуация может дестабилизироваться не только в северных регионах Афганистана, но и в соседних с ним государствах, в которых внутриполитическое и социально-экономическое положение нестабильно.
По мнению экспертов, именно переориентация НАТО с юга на север является основной причиной активизации исламских оппозиционных сил в Таджикистане, Киргизии и Узбекистане, что можно было наблюдать в прошлом году. Это и нападение на здание Службы нацбезопасности и ОВД в Узбекистане, серия взрывов в Андижане, ответственность за которые взял на себя «Союз исламского джихада». К слову, именно эта организация причастна к терактам в Ташкенте в 2003-2004 годах, когда погибло несколько десятков мирных жителей.
Эксперты высказывают предположение, что усиление нестабильности в центральноазиатском регионе связано с деятельностью вооруженных исламских оппозиционных сил, которые дислоцируются в Пакистане и Афганистане. Точное количество участников этих сил неизвестно.
Тем не менее, дестабилизация обстановки напрямую затрагивает интересы Российской Федерации, потому как четыре страны – Киргизия, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан – входят на правах членства в Организацию договора о коллективной безопасности. Одна и статей данного договора гласит, что нападение на одного из участников Организации будет восприниматься как нападение на всех стран-участниц, поэтому они вынуждены будут оказать пострадавшему союзнику помощь, в том числе и военную.
Признаки того, что ситуация в Афганистане дестабилизировалась, уже весьма заметны. Так, к примеру, в прошлом сентябре боевики захватили цистерны с топливом, в ответ американские военно-воздушные силы провели серию ракетно-бомбовых ударов по базам боевиков. Не обошлось без жертв среди мирного населения, погибло около 60 человек.
Немного позже была предпринята попытка наступления на узбекских боевиков, которые находились на севере Афганистана, но операция имела весьма скромные результаты. В официальных отчетах весьма расплывчато говорилось о неком количестве обезоруженных боевиков и обнаружении нескольких складов оружия.
Помимо всего прочего, в северных провинциях Афганистана имеет место и внутриполитический межэтнический конфликт, что явно не способствует стабилизации ситуации в стране. Если принимать во внимание то, что события в Афганистане и других центральноазиатских государствах взаимосвязаны, и эта связь заключатся не только в общих, весьма слабых границах, но и межэтнических, конфессиональных и клановых связях.
Таким образом, существует реальная угроза превращения всех этих государств в единую зону военного конфликта с возрастающим ухудшением военно-политической ситуации.
Поэтому и те усилия, которые предпринимает Россия в рамках ОДКБ по усилению военной составляющей и создания мощной армии в скором будущем могут оказаться очень кстати.
Современный Шелковый путь уже неоднократно становился темой обсуждения и жарких споров на международном уровне. Это гигантская сеть всевозможных коммуникаций – от трубопроводов, транспортного сообщения и электросетей до телекоммуникаций. Сразу необходимо подчеркнуть, что Америка особенно заинтересована в том, чтобы построить этот путь в обход Российской Федерации, и таким образом не допустить монополии никакого другого государства на инфраструктуру государств Средней Азии.
Проект предусматривает соединение транспортных и энергетических линий Южной и Центральной Азии, железных и автомобильных дорог, газовых трубопроводов. В таком виде он обоюдовыгоден, как для Китая, так и для Соединенных Штатов. Но если Китай руководствуется в первую очередь экономическими интересами, то американское правительство имеет большой политический интерес.
Отметим, что проект Шелкового пути не новый. Появился он еще в Средневековье, когда китайцы доставляли свои товары в Европу. Маршрут действовал до того времени, пока турки-османы не перерезали его. В настоящее время этот красивый исторический образ активно используется Америкой и НАТО для достижения своих целей: провести транспортный коридор в обход России по территории центральноазиатских государств.
И хотя в экономическом плане выгода для России от сотрудничества с альянсом небольшая, то страны Средней Азии получают от подрядных натовских контрактов значительные прибавки в свои национальные бюджеты, что, понятное дело, вызывает зависимость сродни наркотической.
Таким образом, и Северная сеть, и Шелковый путь преследуют очень важные цели: они не только помогают НАТО и Америке получить доступ к неограниченным ресурсам среднеазиатских государств, в дальнейшем строительства там своей инфраструктуры и вывоза, но и способствует активному установлению антироссийских настроений в регионе.
Кроме того, альянс получает еще один веский аргумент в пользу строительства новых военных баз для защиты инфраструктуры. Очевидно, что стратегия Америки заключается в том, чтобы отделить Азию от России. И если присутствие США и альянса в регионе будет долгосрочным, про Евразийский союз можно будет забыть.
И когда Россия предоставляет свою территорию для строительства новых баз НАТО, она тем самым помогает противнику усилить его позиции. Ведь известно, что на сегодняшний день Средняя Азия является основной платформой для установления превосходства над возможными противниками – Ираном, Россией и Китаем.
Может, российскому правительству стоит подумать о том, чтобы объединить силы с государствами Средней Азии и создать достойную альтернативу натовской инфраструктуре?
/Валерий Бовал, topwar.ru/