Задержки в строительстве новых российских кораблей связаны с несколькими ошибками, допущенными руководством ВМФ и властей. Об этом в интервью газете «Ведомости» заявил Валентин Пашин, научный руководитель и заместитель генерального директора ЦНИИ имени академика Крылова, главной российской исследовательской кораблестроительной организации.
По словам Пашина, в России отсутствует долгосрочная стратегия формирования флота и слишком велика номенклатура строящихся классов и проектов кораблей. В США существует программа развития флота на 40 лет вперед, которая практически не меняется при смене флотского командования.
В России же, по словам Пашина, действуют краткосрочные программы, изменения в которых подвержены влиянию «конъюнктурных или субъективных факторов». «Каждый новый главком ВМФ приходит со своим видением облика отдельных кораблей и флота в целом, и это объяснимо», — отметил научный руководитель ЦНИИ имени Крылова. Как следствие — создано слишком большое количество типов и проектов кораблей.
«Посмотрите хоть, что происходит: корветов — четыре типа, номенклатура больших и малых катеров зашкаливает. Два проекта фрегатов.
Я вообще считаю ошибкой, что мы не продолжили строительство фрегатов проекта 11356 на Балтийском заводе, после того как Индии была сдана первая тройка таких кораблей. Вся технология и производство были отработаны, и надо было гнать серию», — рассказал Пашин.
В настоящее время в интересах Министерства обороны России ведется строительство фрегатов проекта 11356. Тем не менее, параллельно в России ведется и строительство фрегатов проекта 22350, из-за чего происходит перерасход ресурсов. Для того чтобы понять «причины непомерного многотипья», по мнению Пашина, необходимо провести глубокий анализ — «иначе мы будем строить только головные корабли».
Кроме того, командование российского флота заказывает технически сложные корабли с большим числом инноваций, повышая тем самым технические риски, стоимость строительства и, как следствие, затягивая сроки постройки кораблей.
«Но вообще-то существует мировая практика, что новые проекты должны содержать не более 30%, максимум 40% инноваций, остальное должно быть из принятого на вооружение», — пояснил Пашин, отметив, что в настоящее время строительство головных кораблей проектов финансируется по статье расходов на опытно-конструкторские работы, а это очень удобно судостроителям и не выгодно военным. Дело в том, что проведение ОКР «невозможно предсказать по срокам, цене и конечному результату».
Говоря о неатомных подводных лодках проекта 677 «Лада», Пашин отметил, что этот проект крайне затянут. Все необходимые технологии для строительства таких кораблей у России есть, однако сначала проект был затянут по техническим причинам, а затем — по субъективным. В частности, были допущены ошибки при выборе поставщиков комплектующих, некоторые из которых просто не имели соответствующего опыта.
«И вообще скажу, что все эти разговоры, что в России нет совсем никаких технологий, и что мы не можем даже проектировать — это все неправда. За ЦНИИ имени Крылова ручаюсь — мы занимаем лидирующие мировые позиции», — добавил Пашин.
/По материалам lenta.ru/