Российские военные «приземляют» летающий танк Т-90

Со времен Первой мировой войны боевые гусеничные машины из медленных, неповоротливых, плохо вооруженных уродцев превратились в грозное современное оружие. Сегодня танки имеют не меньший вес, чем ядерная дубина, и являются не только средством агрессии, но и военного сдерживания. Этот тяжелый аргумент способен в одночасье определить исход политических, социальных и экономических разногласий в пользу того, кто им обладает.

По словам экспертов, танки, несмотря на развитие новейших видов вооружений в начале XXI века, еще долго будут оружием №1 сухопутных войск всех ведущих армий мира. РБК выяснил, чьи рубежи сегодня защищает российский «летающий» танк Т-90С и почему Минобороны России питает слабость к зарубежной бронетехнике.

Российские военные «приземляют» летающий танк Т-90

Хвостатые танки «Рено» — победители Первой мировой

Различные проекты бронированных боевых машин на гусеничном ходу предлагали военные инженеры в России и за рубежом еще в конце XIX века. Однако практически все они остались на бумаге вплоть до Первой мировой войны. К созданию гусеничных машин с мощным вооружением подвигла наряду с явными техническими предпосылками и военная необходимость. Для активных наступательных действий в затяжной окопной войне 1914-1918гг. на вражеской территории, опутанной километрами колючей проволоки с бетонными укреплениями и выглядывающими из них смертоносными для пехоты пушками и пулеметами, требовалось принципиально новое оружие.

Таким оружием, позволяющим взламывать самую серьезную оборону, вселять в души врага смятение и страх и обращать его в бегство, и стали танки. Несмотря на изначальную тихоходность (всего 7-8 км/ч) и преимущественно пулеметное вооружение, военные быстро оценили боевые качества этой уникальной машины.

Первый танковый корпус, укомплектованный английскими сухопутными броненосцами Mark I вступил в бой 15 сентября 1916 г. на реке Сомме. Привычное нам слово tank (бак, резервуар) было написано на деревянных ящиках, в которых боевые машины англичане скрытно доставили к месту сражения с немецкими войсками. Впоследствии это название прижилось, так стали называть все боевые машины данного типа.

Шедевром танкостроения в этот период оказался французский легкий танк поддержки пехоты Renault FT-17, сошедший с конвейера завода Луи Рено. Такие танки начали поступать во французскую армию в марте 1918 г., а всего до конца Первой мировой войны военные получили 3177 таких машин. В танках «Рено» впервые была применена башня, поворачивающаяся на 360 градусов, и компоновка, ставшая впоследствии классической: отделение управления — впереди, боевое — в центре танка, а моторное — сзади.

Танк вооружали либо пушкой, либо пулеметом, который устанавливали в башне. Французские легкие танки по тем временам были необычайно быстрыми, они развивали максимальную скорость до 9,6 км/ч. Специфическим элементом конструкции танков «Рено» стал съемный «хвост», позволявший преодолевать рвы и окопы, а также перевозить в нем грузы или нескольких пехотинцев.

Хвостатый танк «Рено» оказался настолько удачным, что позднее выпускался по лицензии в США, где именовался Ford Two Man, и в Италии под названием Fiat 3000. Таким образом, для танков «Рено» Первая мировая война стала по истине победоносной. В это же время танки появились и в Германия.

Правда, немцы на этом поприще сильно отставали от англичан и французов — в Германии из 8 танковых рот лишь три были оснащены немецкими боевыми машинами A7V. Эту оплошность немцы оперативно ликвидировали до начала Второй мировой войны. Тогда же танки появились и в армиях других ведущих мировых держав – США, Италии, Японии и др.

Российские военные «приземляют» летающий танк Т-90

Слепили из того, что было… у французов, американцев, англичан

Первые иностранные танки в России сражались против Советской власти – вооружение белым поставляли Англия и Франция, а боевые машины на гусеничном ходу отечественного производства появились уже в Советской России в 1920-х гг. На тот момент собственных танков в СССР не было — единственный танковый полк был укомплектован исключительно трофейными экземплярами, в том числе английскими танками Мk.V («Большой Вили») и Мk.А («Уиппет») и французскими «Рено».

С последних российские инженеры «списали» танк Т-16, или как его еще называли «Рено Русский», который позднее довели до ума и переименовали в Т-18 (МС-1, малый танк сопровождения). Гусеничная машина весила около 5,5 т, была защищена 16-мм броней и развивала скорость до 16 км/ч. Танк вооружили 37-мм пушкой Гочкиса и двумя 6,5-мм пулеметами. Т-18 стал первым серийным российским танком и производился на заводе «Большевик» с 1928 г. по 1931 г.

С тех пор советская инженерная мысль, подгоняемая потребностями Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) и накаляющейся обстановкой в Европе, совершенствовала боевые качества танков. В начале 1930-х гг. на основе разработки американского конструктора Уолтеру Кристи в Советском Союзе создают легкий 18-тонный танк БТ (быстроходный танк).

Танк БТ на подвеске, вооруженный 45-мм пушкой и пулеметом, неплохо зарекомендовал себя во время Гражданской войны в Испании. Однако его 10-мм бронирование не могло эффективно защитить экипаж, поскольку армии крупнейших мировых держав стали насыщаться малокалиберной противотанковой артиллерией. Другой советский трёхбашенный танк Т-28, созданный советскими конструкторами на основе английского А6 «Виккерс», при мощном вооружении (имел 76,2-мм пушку и три 7,62-мм пулемета) и 17-20 мм бронировании значительно уступал БТ в маневренности и проходимости.

РККА нуждалась в новой машине, которая бы совмещала в себе огневую мощь Т-28 со скоростью и проходимостью БТ. Таким танком стал А-32, разработанный в конструкторском бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) под руководством Михаила Кошкина. Боевая машина получила усиленное бронирование до 45 мм и мощное вооружение: пушку Ф-32 калибра 76,2 мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62 мм, второй пулемет был у радиста и третий, зенитный, – на башне.

Максимальная скорость танка А-32 по шоссе достигла 70 км/ч, а запас хода 300 км. По итогам испытаний в сентябре 1939 г. на полигоне в Кубинке двух танков А-20 (колесно-гусеничный танк) и А-32 (чисто гусеничный) военные одобрили последний, присвоив ему «имя» Т-34. В марте 1940 г. был подписан протокол госкомитета обороны о серийном производстве Т-34 на заводе №183 (ХПЗ).

Легендарный танк Второй мировой войны

Во время Великой Отечественной войны (ВОВ) испытание огнем наглядно продемонстрировало высочайшие боевые качества танка Т-34, ставшего «прадедушкой» современных российских боевых машин, таких как основной боевой танк (ОБТ) Т-90.

«Тридцатьчетвёрка» стала самым известным и самым массовым танком Второй мировой войны, совместив уникальные боевые качества с надежностью и простотой в производстве. На «Уралвагонзавод» в конце 1941 г. из западной части страны были эвакуированы одиннадцать предприятий. До конца ВОВ «Уралвагонзавод» выпустил 25.266 «тридцатьчетверок», то есть каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях.

Появление русских Т-34 в октябре 1941 г. в боях под Мценском повергло в шок немецких танкистов и военачальников. «Южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери», — писал об этом сражении немецкий генерал Гейнц Гудериан, командующий 2-й танковой группой армий «Центр». Неоспоримость превосходства бронетанковых войск вермахта была поставлена под сомнение.

Читайте также  Блокада Приднестровья – не более, чем необдуманная «игра с огнём»

Адольф Гитлер потребовал срочно создать машину, способную противостоять русскому Т-34. Конструкторы Dimler-Benz AG и МАN принялись за работу. Тем временем офицеры-фронтовики немецкой армии стали ратовать за создание аналога советского танка, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать преимущество русских. Но, даже захватив и разобрав до винтика трофейные «тридцатьчетверки», немцы не смогли скопировать это оружие. В частности, из-за дефицита цветных металлов Германия не могла запустить массовое производство дизельного двигателя, установленного на Т-34.

В итоге немецкие конструкторы пошли по пути совершенствования немецкого танка Т-IV. В 1942-1943 гг. с конвейеров танкостроительных заводов Германии стали сходить средние танки Т-V «Пантера» (весом 35 т) и тяжелые Т-VI «Тигр» (до 60 т), а позднее и «Королевский Тигр» (Т-VI «Тигр В»).

Советским танкистам на Т-34 нелегко было противостоять немецким «Пантерам» и «Тиграм». Германский Т-VI был вооружен 88-мм пушкой и имел 80-100 мм бронирование, пробить которое Т-34 мог лишь с 500-600 м, в то время как «Тигр» легко доставал «тридцатьчетверку» с 1500 м. Однако немецкие машины были более прихотливыми в обслуживании и ремонте и гораздо более дорогими. Производство тех же «Тигров» обошлось немцам в 1 млн. рейхсмарок за машину, почти в два раза дороже любого танка Второй мировой. Во тоже время Т-34 за годы войны «подешевел» почти вдвое.

«Тиграм» и «Пантерам» на полях сражений ВОВ также противостояли советские тяжелые танки КВ (создан еще до начала войны) и ИС. Последний был мощнейшим танком Второй мировой войны. На 46-тонном ИС-2 (выпускался в 1943-1953 гг.) устанавливалось 122-мм орудие, а 90-100 мм броня не уступала немецкому «Тигру». Как известно, в крупнейшем в военной истории танковом сражении под Прохоровкой 12 июля 1943 г. на южном фасе Курской дуги 800 советских танков (в том числе 500 Т-34) разгромили 700 «Тигров» и «Пантер» из отборных германских танковых дивизий.

Показавшие свою мощь во время Первой и Второй мировых войн танки стали основой — железным кулаком сухопутных войск сильнейших армий мира. Танкостроители не перестали совершенствовать боевые качества этих машин и после Великой Победы 9 мая 1945 г., создав во второй половине XX века превосходные образцы техники: танки «Леопард» (Германия), «Абрамс» (США), Т-90 (Россия), «Леклерк» (Франция), «Меркава» (Израиль).

Российские военные «приземляют» летающий танк Т-90

Кого защищает «железный кулак» России

Россия сегодня является крупнейшим экспортером танков. Основной боевой танк Т-90С (экспортный вариант) стоит на вооружении Индии, Алжира, Венесуэлы, Кипра, Сирии, Уганды, а также Туркменистана, Азербайджана. Высокую оценку российскому Т-90С дали индийские военные: эта боевая машина является основным танком Вооруженных сил Индии.

К 2020 году индийская армия должна получить 1700 танков Т-90С по заключенным контрактам с Россией. Помимо этого, в 2006 г. было подписано российско-индийское соглашение на лицензионное производство этого танка, согласно которому к 2019 году в Индии будет произведена еще 1000 танков Т-90С. Первые десять основных боевых танков Т-90С уже индийского производства (индийское обозначение «Бишма») поступили на вооружение 73-го полка Сухопутных войск Индии летом 2009 г. Стоимость всей российско-индийской программы оценивается в 2,5 млрд. долларов.

Российские военные «приземляют» летающий танк Т-90

В рейтинге Центра анализа мировой торговли оружием по количеству планируемых к поставке новых ОБТ в 2011-2014 гг. Россия занимает первое место. В этот период РФ намерена экспортировать 688 основных боевых танков на сумму 1,979 млрд. долларов. Общий объем российского экспорта ОБТ в период 2007-2014 гг. оценивается в 1291 новую машину на сумму 3,858 млрд. долларов.

Основными конкурентами России на этом поприще являются США и Германия. С 2011 по 2014 гг. США экспортируют 457 танков «Абрамс» на сумму 4,97 млрд. долл., Германия в тот же период поставит на экспорт 348 «Леопардов» в различных модификациях на сумму 3,487 млрд. долларов.

В пятерку лидеров в 2000-х гг. вошел и Китай. На текущий момент Поднебесная в рейтинге ЦАМТО по периоду 2007-2014 гг. занимает 4 место (298 танков на сумму около 662,5 млн. долларов.). Выход Китая на мировой рынок ОБТ обеспечил совместный с Пакистаном проект танка MBT-2000, который также поставлялся в Марокко и Мьянму.

За одного Т-90 трёх «Леопардов» дают?

Весной 2010 г. стало известно о прекращении финансирования проекта Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) по созданию новейшего российского танка Т-95 (он же «объект 195»). Ранее та же участь постигла разработку Омского конструкторского бюро транспортного машиностроения – танк «Чёрный орёл» («объект 640», модификация танка Т-80У). Минобороны РФ свернуло поддержку проектов, посчитав их бесперспективными.

Российские военные «приземляют» летающий танк Т-90

По словам доктора военных наук Константина Сивкова, действительной причиной прекращения финансирования проекта танка Т-95 стала его дороговизна. «Вопрос уперся в цену. Танк Т-95, в отличие от «Арматы», которая будет более универсальной и более упрощенной, оказался слишком дорогим», — говорит К.Сивков.

На Т-95 рассчитывали значительно усилить бронирование, кардинально улучшить СУО и установить 152-мм пушку. «Появление такой пушки на российском танке означало бы автоматическое превосходство по огневой мощи над всеми другими современными зарубежными танками. С появлением такого оружия они все автоматически устарели бы», — считает он.

В 2011 г. Министерство обороны, несмотря на высокие оценки за рубежом российского «летающего» танка Т-90, объявило о прекращении закупок этой боевой машины для российской армии. Сегодня в Вооружённых силах РФ порядка 10 тыс. танков Т-72 и их модернизация до уровня Т-90, по словам российских военных, обходится в несколько раз дешевле, чем закупка новых танков.

Отказ от закупок Т-90 сопровождался изрядной порцией критики в адрес отечественной бронетехники. «Те образцы оружия, которые производит российская промышленность, в том числе бронетанковое вооружение, артиллерия и стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже Китая», — заявил в марте 2011 года главнокомандующий Сухопутными войсками (ныне замначальника генштаба ВС РФ) Александр Постников, добавив, что за 118 млн. рублей вместо одного Т-90 «проще купить три немецких «Леопарда». И если в первом случае, возможно, генерал где-то прав, то во втором – явно погорячился, поскольку новый «Леопард» 2 А7 стоит не менее 6 млн. долларов (около 180 млн. рублей).

Российские военные «приземляют» летающий танк Т-90

«Леопард 2 A7, действительно, превосходит российский Т-90 в части средств управления огнем и наблюдения, а также более мощных боеприпасов, в которых применяется обедненный уран», — говорит К.Сивков. Однако, по словам эксперта, у российского танка более мощное вооружение, поскольку против 125-мм пушки Т-90 на немецком «Леопарде» установлено орудие калибра 120-мм.

Читайте также  Минобороны хочет закупить мобильные госпитали

Помимо этого российский танк вооружен четырьмя ракетами, позволяющими поражать цели на расстоянии до 5,5 км. «Надёжная дальность поражения «Леопарда» стандартными боеприпасами — а других у него не имеется — составляет всего 4 км. Примерно такая же у израильского танка «Меркава», у Т-90 — только 3 км», — поясняет эксперт.

Что индийским военным хорошо, то русским – «Армата»

После прекращения финансирования проекта танка Т-95 и отказа от закупок Т-90 (в том числе последней модификации Т-90А), для российских танкостроителей вдруг забрезжил свет в конце тоннеля — Министерство обороны объявило о создании принципиально нового танка на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». Проект был официально утвержден в марте 2012 г. Его разработкой занимается УКБТМ «Уралвагонзавода».

Принципиальным отличием новой машины от Т-90 должна стать так называемая лафетная компоновка — необитаемая башня, в которой, вероятно, разместят боезапас. При этом экипаж будет располагаться в корпусе в бронекапсуле, которая теоретически должна выдерживать попадание из всех видов оружия современных танков. Информацию об обстановке на поле боя танкисты будут получать с тепловизионных, телевизионных и лазерных датчиков на экране монитора. На базе гусеничной платформы «Армата» также планируется создать БМП, защищенную машину для аварийно-спасательных работ и другую бронетехнику.

С одной стороны, потребность в новых вооружениях бесспорна: танк Т-90, разработанный нижнетагильским КБ под руководством Владимира Поткина почти 20 лет назад (по сути являющийся глубокой модернизацией Т-72) неизбежно устаревает. Российское военное ведомство резонно отмечает, что пора предложить принципиально новое конкурентоспособное оружие.

С другой стороны, станет ли танк на базе «Арматы» именно таким оружием или всего лишь «облегченной» и удешевленной версией Т-95, пока неясно. При этом не нужно забывать, что большинство современных танков ведущих мировых держав (в том числе немецкие «Леопарды» и американские «Абрамсы») также разработаны в 1970-1980 гг., а их последние модификации – тоже результат глубокой модернизации. Однако все эти машины, также как и последняя модель танка Т-90А, на порядок превосходят образцы 30-летней давности.

Российские военные «приземляют» летающий танк Т-90

В апреле 2012 года начальник Генштаба Вооруженных Сил РФ Николай Макаров озвучил еще одну печальную новость для российского ВПК: закупки бронетехники приостанавливаются на 5 лет. Совсем нелогично на этом фоне выглядит недавно появившаяся в СМИ информация о возможной покупке лицензии на производство в РФ итальянских колесных танков Centauro (Кентавр), которые уже испытывают на одном из полигонов в Подмосковье.

Похоже, что генералы Минобороны делают ставку на иностранные образцы вооружений, причем не только для Сухопутных войск, но и для ВВС и ВМФ.
Означает ли это, что именно израильские беспилотники, французские «Мистрали» и итальянские бронеавтомобили Iveco LMV M65 («Рысь») и танки «Кентавр» и составят ударную силу российской армии будущего?

По словам замдиректора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, закупки иностранной техники Минобороны носят «воспитательный» характер. «Россия, действительно, отстает в танкостроении от ведущих держав. Это и мощность двигателя, и СУО, и наблюдения в наших танках, — поясняет А.Храмчихин. – Во-первых, мы потеряли очень многие технологии в постсоветский период, а во-вторых, полностью уничтожили конкуренцию на этом рынке в России. Поэтому теперь военные, таким образом, и пытаются ее создать. С этой точки зрения вполне логична и закупка итальянских колесных танков Centauro, у нас машин такого класса нет».

Чем воевать будем?

Есть и еще один нюанс, объясняющий действия российского военного ведомства: якобы в войнах будущего нет места крупным танковым подразделениям. Эволюция современного оружия: массовое использование беспилотников, роботизированных боевых комплексов, «умных» ракет, — ставит вопрос о целесообразности применения танков.

Дискуссия о месте и роли основных боевых танков в современных армиях продолжается, прежде всего, в США. «Ранее Соединенные Штаты планировали к 2030 году вообще отказаться от использования бронетанковых подразделений, перейдя сначала на боевые бригадные группы «Страйкер», а затем – к новой концепции «Боевые системы будущего», — говорит директор ЦАМТО Игорь Коротченко.

По словам Коротченко, исходя из того, что будущая армия США будет преимущественно иметь характер «экспедиционной», ряд американских конгрессменов и военных полагают, что отпадет необходимость в большом количестве тяжелой бронетехники. Несмотря на то, что танк M1A2 «Абрамс» является одним из самых современных типов оружия, сохранение их минимального производства экономически нецелесообразно, утверждают американские политики.

Российские военные «приземляют» летающий танк Т-90

Впрочем, есть и противоположное мнение. Так, большинство военных экспертов закрытие линий по изготовлению ОБТ «Абрамс» считают невыгодным, ведь на возобновление производства (в случае необходимости) потребуется в 4 раза больше средств, чем на его продолжение. «Вероятнее всего, в данном споре одержит верх именно последняя точка зрения и модернизация «Абрамсов» будет продолжена. Об этом говорит хотя бы тот факт, что летом 2011 года армия США вновь запросила 31 млн. долларов на модернизацию очередной партии ОБТ «Абрамс», — считает И.Коротченко.

Российские эксперты заявления о том, что в скором будущем войны станут «бесконтактными», воспринимают скептически. Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок подчеркивает, что сегодня танки – основной вид сухопутных вооружений и в странах НАТО, и в Китае. В свою очередь К.Сивков отмечает, что необходимость присутствия танков наглядно демонстрируют военные конфликты в Афганистане и Ираке. «В Ираке, например, основную группировку войск США составляли именно танковые подразделения. В Ливии американская авиация также не смогла подавить средства ПВО, и наземная операция была неизбежна», — говорит он.

Российские военные «приземляют» летающий танк Т-90

Пока Минобороны ждет появления нового танка, российская армия продолжает модернизировать Т-72 и воевать на этих изрядно «потрепанных» машинах. Так, во время Грузино-югоосетинского конфликта 2008 года именно Т-72, а не модернизированные Т-90А, защищали интересы России на огневых рубежах. Новый танк на базе «Арматы» поступит в российскую армию не ранее 2015 года. Очевидно, потребуется время и для того, чтобы освоить новую боевую машину.

При этом Минобороны планирует закупить всего 2000 таких танков, считая, что этого вполне достаточно для защиты огромных просторов нашей Родины. В итоге вопрос о том, дождутся ли российские солдаты новой современной бронетехники до очередного военного конфликта с участием России, остается открытым.

По словам А.Цыганка, участие России в крупной войне в ближайшие пять лет маловероятно, но локальные военные конфликты вполне возможны. Это, например, так называемые водные войны в Средней Азии и возможное противостояние в Нагорном Карабахе. «Пока не понятно, будут ли со стороны Баку новые притязания на Нагорный Карабах. Однако если ситуация вновь перерастет в горячую фазу, то Россия, вероятно, не останется в стороне», — заключает эксперт.

/Александр Волобуев, top.rbc.ru/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Александр Волобуев, ваша профессия,-поломойка в захолустной рыгаловке. Перечитайте свою бредятину и смиренно согласитесь с вердиктом.

  2. Специалист
    Как не крути а основным танком России является танк Т 72М и Т-72М1, Т-72ИМ-1 и Т-72Б различных модификаций который не как не дотягивает да же до уровня Т 80 У, Т-80 УК, Т 80 УД, или Т-80УМ, или того же Т-90 если только ранних модификаций.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя