Музей Дальней авиации в Энгельсе

На авиабазе Энгельс расположен Музей Дальней авиации (полное название — Музей 22-й Гвардейской тяжёлой бомбардировочной Донбасской Краснознаменной авиационной дивизии). Этот уникальный музей был открыт 6 сентября 2000 года. Ежегодно его посещают более 5000 человек. Часть экспонатов находится в здании, а самолеты стоят под открытом небом.
Как у любого интересного музея, у этого есть одна проблема — в него трудно попасть. Он находится на территории действующей части, и для его осмотра вам нужно будет пройти сложный квест.

1. Стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55 класса «воздух-поверхность». До пуска ракеты стабилизатор и крыло находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.

Музей Дальней авиации в Энгельсе

2. Двухконтурный турбореактивный двигатель Р95–300 размещён в хвостовой части ракеты на специальном пилоне, выдвигающемся из корпуса перед пуском.

Музей Дальней авиации в Энгельсе

3. Головка самонаведения крылатой ракеты КСР-2. На антенне надпись «Не трогать. Настроено».

Музей Дальней авиации в Энгельсе

4. Ручка управления от Ту-160 и приборная панель: либо М-4, либо 3М. Кто подскажет точнее?

Музей Дальней авиации в Энгельсе

5. Приборная панель крупным планом.

Музей Дальней авиации в Энгельсе

6. Катапультное кресло и бортовой самописец.

Музей Дальней авиации в Энгельсе

7. А это один из первых бортовых самописцев в СССР — действительно черный ящик. Эта модель записывала только высоту.

Музей Дальней авиации в Энгельсе

8. Наверху — ракета Х-55, а внизу — ракета Х-15.

Музей Дальней авиации в Энгельсе

9. Экспозиция под открытым небом.

Музей Дальней авиации в Энгельсе

10. Внезапно — Ан-2. Именно на нем проходили парашютную подготовку первые советские космонавты.

Музей Дальней авиации в Энгельсе

11. Справа — раскрашенная квадратиками КСР-2УД, учебный вариант противокорабельной ракеты КСР-2. А вот ракету слева не могу опознать. Кто подскажет?

Музей Дальней авиации в Энгельсе

12. Крупнейший в мире самолет-заправщик 3МС-2. Переделан из стратегического бомбардировщика 3М.

Музей Дальней авиации в Энгельсе

13. На переднем плане — царь-ракета Х-20М. Боевая часть термоядерная, мощностью 0,8–3 Мт.

Читайте также  F-22, F-35 и наш Су-57 не могут прятаться, когда идет бой «стенка на стенку»

Музей Дальней авиации в Энгельсе

14. Ракетоносец Ту-95К-22 с подвешенной ракетой Х-22.

Музей Дальней авиации в Энгельсе

15. Ту-134УБЛ. Тренажёр для обучения экипажей лётчиков морской и стратегической авиации. Самолёт отличает особенная конструкция носовой части фюзеляжа, схожая с бомбардировщиками Ту-22М и Ту-160.

Музей Дальней авиации в Энгельсе

16. Четверка самолетов Ту-22, прибывших в составе 203-го авиаполка из Белоруссии. Ту-22 — очень сложный самолет. В ВВС имел прозвище «Шило» (за форму фюзеляжа), и «Людоед» (за высокую аварийность). Иногда упоминается прозвище «Стратегический дефектоносец». Этот самолет был самой аварийной машиной советских ВВС: только до 1975 года разбилось около 70 машин (20% парка). В истории эксплуатации Ту-22 было несколько неприятных случаев отказов экипажей вылетать на этом типе самолёта.

Музей Дальней авиации в Энгельсе

17. Когда самолеты передавали из Белоруссии в Россию, то написали прощальные слова.

Музей Дальней авиации в Энгельсе

18. Транспортный самолёт Ан-12БП (разведчик радиационного заражения атмосферы). Отличается фильтрогондолами для забора воздуха, дозиметрами ДП-35, лабораторным оборудованием) и военно-транспортный самолёт Ан-24ВСР (специальный вариант Ан-24 для тренировки воздушных стрелков-радистов. По обоим бортам в корме имеются два больших блистера).

Музей Дальней авиации в Энгельсе

19. Стратегический ракетоносец Ту-95К-22.

Музей Дальней авиации в Энгельсе

НАША СПРАВКА

Режим работы музея
Время работы музея с 9.00 до 17.00.
Посещение музея через заявку, данную предварительно на имя командира авиационного соединения.
Адрес: г. Энгельс-1 в/ч 42152 Тел.: 2-14-80 (дежурный по соединению).

Как попасть в музей.

К сожалению, это может быть не совсем просто: для того, чтобы попасть в музей необходимо согласовать свой визит с руководством авиабазы. Сделать это можно только лично, по телефону индивидуальную экскурсию согласовать нельзя. Кроме того, для того чтобы посетить музей без организованной группы обязательно иметь российское гражданство (объект режимный).

Процедура следующая – Вы приезжаете в летный городок и на КПП выясняете, где находится штаб авиационной дивизии. Затем идете в штаб и на входе дежурному говорите, что хотели бы посетить музей. Дежурный по внутренней связи выяснит, когда Вы сможете посетить музей и скажет когда приехать и к кому обратиться.

Читайте также  Воздушные командные пункты - самолёты «Судного дня»

Вполне вероятно, что можно будет посетить музей сразу, но нужно понимать, что у военных бывают свои мероприятия, когда посетителей не пускают, либо кого-то из нужных людей может просто не быть на месте. С собой обязательно необходимо иметь паспорт! На самом деле, бояться ничего не надо, к посетителям на авиабазе относятся очень хорошо и даже если что-то непонятно, то объяснят.

/Александр Попов, russos.livejournal.com/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. На фото№11 слева АКР Х-22ПСИ.В района носового обтекателя снизу видна антенна ПСИ. Ракеты с такой головкой имели траекторию с огибанием рельефа местности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя