Глава Министерства обороны Анатолий Сердюков увеличил штатную численность офицерского корпуса Российской армии почти на 11 тыс. человек. Новые должности появились с 1 июня 2012 года и ранее в основном числились в категории сержантских.
Этот шаг руководителя военного ведомства сложно назвать новаторским – вновь испеченные штатные первичные должности до 2009 года уже были офицерскими. Решение похоже на попытку исправить кадровую ошибку, связанную с сокращением три года назад штатной численности офицерского звена в Российской армии почти в два раза.
О появлении с 1 июня 2012 года новых должностей в звене «взвод–батальон», а также в тыловых и технических службах видов и родов войск, которые до этого числились в категории сержантских, сообщил на правах анонимности источник «НГ» в военном ведомстве.
Принятое три года назад решение о сокращении штатной численности офицерского состава Российской армии подвергалось острой критике не только со стороны ветеранов-военачальников, но и действующего генералитета. Так, командующий ВДВ Владимир Шаманов автору этих строк высказал озабоченность тем, что офицерские должности техников и инструкторов парашютно-десантной подготовки рот в его войсках стали сержантскими.
«Боевая техника совершенствуется, отвечать за нее должны малообразованные вчерашние солдаты, но у меня есть отличные специалисты из числа офицеров. Обучать парашютному делу должен офицер, но сейчас в ВДВ эти должности для них ликвидировали», – сетовал Шаманов.
Теперь, похоже, такая ошибка будет исправлена. Как сообщила на днях журналистам представитель Минобороны по ВДВ майор Ирина Круглова, «с 1 июня 2012 года в ВДВ будет введено 119 первичных офицерских должностей категории «лейтенант – старший лейтенант», прежде замещавшихся сержантскими».
По словам Кругловой, офицерские должности, вводимые в ВДВ, будут преимущественно представлены заместителями командиров парашютно-десантных и десантно-штурмовых рот – инструкторами по воздушно-десантной подготовке (84 должности). Кроме того, отметила Круглова, в ВДВ вводится еще 35 должностей заместителей командиров групп специального назначения, которые ранее также замещались контрактниками.
Анатолий Сердюков лишь частично восстановил в ВДВ штатную численность офицеров первичного звена, которая существовала до 2009 года. По-прежнему должности техников рот в ВДВ, а также в мотострелковых и танковых подразделениях Сухопутных войск замещаются сержантами-контрактниками. По-прежнему в армии и на флоте в урезанном состоянии по сравнению с 2009 годом остается численность и офицеров по работе с личным составом, и офицеров-медиков (их штатная численность три года назад была сокращена более чем в семь раз).
По мнению авторитетных экспертов, это отрицательно сказывается на дееспособности войск, а также на моральном и физическом состоянии военнослужащих. В «НГ» по этому поводу выступали последний министр обороны СССР маршал Дмитрий Язов, президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев, бывший заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Юрий Букреев и многие другие.
Источник «НГ» в Минобороны сообщает, что решение Сердюкова об увеличении прослойки первичных должностей офицеров коснулось в первую очередь так называемых элитных частей и подразделений, от которых зависит успех в современных видах боевых действий. Скажем, представитель Минобороны РФ по Ракетным войскам стратегического назначения (РВСН) полковник Вадим Коваль сообщил, что в РВСН введены более 300 офицерских должностей. В Военно-воздушных силах эта цифра составляет более 2000.
Начальник Воронежского авиационно-инженерного университета генерал-майор Геннадий Зибров считает, что решение руководства Минобороны, меняющее штатные категории первичных офицерских должностей, очень своевременно. «У нас будут перемещены на офицерские должности командиры эксплуатационных взводов, находящиеся на сержантских должностях, от которых напрямую зависит обеспечение аэродромов, боеготовность вертолетов и самолетов. Мы весьма рады, что эти, а также ряд других должностей вновь будут офицерскими», – отметил генерал.
Документы по изменению штатов офицеров, по его словам, давно ждали в войсках. «В 2012 году фактически все выпускники нашего университета, а также других вузов ВВС получат назначения на первичные офицерские должности», – сказал Зибров.
Пока не ясно, связано ли увеличение на 11 тыс. офицерских должностей с общим ростом их доли в кадровой структуре Российской армии или это произойдет за счет общей квоты штатной численности офицеров. Согласно официальной информации Минобороны, сейчас общая штатная численность офицерского состава ВС РФ – 220 тыс. человек, то есть 22% от штатной численности Российской армии (во времена СССР и до 2009 года эта доля составляла более 30%).
Хотя пропорции здесь и сейчас варьируются в зависимости от рода войск. К примеру, в ВДВ прослойка офицеров составляет чуть более 10% (3,3 тыс. офицерских должностей на 30 тыс. человек личного состава). Во вновь образованных войсках Воздушно-космической обороны прослойка офицеров – около 35%, в подводном флоте ВМФ их более 50%.
В мае 2009 года сокращение штатной численности офицерского корпуса начальник Генерального штаба Николай Макаров на встрече с журналистами объяснял «мировым опытом». Тогда штатная численность офицерских должностей в Вооруженных силах была уменьшена почти в 2,5 раза – до 150 тыс. человек. Объяснялось это тем, что подобные пропорции (15–17%) существуют в большинстве западных стран (США, Франции ФРГ и т.п.) и там войска держатся на квалифицированных сержантах.
Но в 2011 году штатная численность ВС РФ была увеличена на 70 тыс. военнослужащих и доведена до 220 тыс. человек. Объяснялось это тем, что в ВС РФ создается новый род войск – Воздушно-космические войска (ВКС) и для них и нужны дополнительные офицерские должности. При этом на основных низовых должностях, ранее занимаемых офицерами, по-прежнему находились сержанты.
В Российской армии до 1 июня 2012 года ввиду отсутствия штатных должностей в распоряжении кадровых органов Минобороны находилось, по неофициальным данным, не менее 30 тыс. офицеров. Из них больше половины – выпускники военных вузов 2010–2011 годов. Таким образом, увеличение прослойки первичных должностей офицеров на 11 тыс. лишь частично решило проблему с их переизбытком в Вооруженных силах.
/Сергей Коновалов, ng.ru/nvo/