Виктор Мураховский

Известный военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал», бывший танкист, Виктор Мураховский размышляет по поводу ситуации, складывающейся в нашем оборонно-промышленном комплексе (ОПК) в связи с разработкой новых унифицированных платформ и планируемыми закупками зарубежных образцов бронетехники.

*****

• Попробую на примере Centauro и Freccia еще раз пояснить реальную диспозицию в ОПК и российских вооружённых силах и свое отношение к этим процессам. На протяжении последних 20 лет наш ОПК постиг социально-экономический «голодомор», за исключением нескольких (на пальцах одной руки сосчитанных) экспортно-ориентированных предприятий. Их легко обнаружить в сети.

В результате из примерно 3700 предприятий ОПК, имеющихся на территории России на 1991 год, на 2011 год осталось 1759.
Утрачены многие десятки научных школ и сотни технологий.

• Конечно, не все из них были передовыми, но, тем не менее, в условиях советской обособленности они были крайне важны. Затем настали другие времена, пришло понимание, что надо срочно спасать ОПК. Это «спасение» проходило волевыми методами вколачивания предприятий в холдинги (на сегодняшний день их 55) и зачастую приемами, весьма похожими на «рейдерство». На 2012 год процесс в основном завершен, хотя иногда случаются «выхлопы» вроде назначения в концерн «Созвездие» Беккиева или перехода под контроль ОСК «Северных верфей». Таковых отдельных эксцессов следует ждать и в дальнейшем.

Виктор Мураховский

• До недавнего времени глобальные процессы в экономике слабо затрагивали алгоритмы заказов НИОКР, привычные для всех участников. Минобороны делало вид, что «платит», разработчики делали вид, что «разрабатывают». Почти вся техника, которую мы видим сегодня в войсках, на парадах, на выставках, разработана в советское время и зачастую предназначена для совсем иных типов конфликтов, иных армий, которые не актуальны на сегодняшний день и перспективу.

Читайте также  Фаблеты Samsung стали частью экипировки солдат Армии США

• Создание принципиально новых образцов было в прежних условиях принципиально невозможно, поскольку система заказов оставалась советской, инициативы предприятий (тем более — частных!) не предусматривала, а заказывающие органы Минобороны стремительно деградировали параллельно с ОПК. В результате наши разработчики во многом утратили связь с реальностью.

• В советское время эту связь обеспечивали подразделения научно-технической разведки ГРУ и КГБ, участие наших военнослужащих в конфликтах по всему миру. Сейчас эти каналы засохли. Мир радикально изменился. А наши разработчики продолжают вариться в привычном и удобном «булькании» отечественного болота, в которое превратилось наше некогда передовое научно-техническое сообщество.

• Это легко увидеть на международных выставках вооружений, где мы выглядим «старорежимным» оазисом. На этих выставках, при всей убогости отечественных экспозиций, нашими предприятиями наши же журналисты воспринимаются как разведчики (в лучшем случае), а иностранные — точно как шпионы. И этот тезис — не шутка юмора. Традиции автаркии наших разработчиков в изменившихся условиях продолжают свято соблюдаться.

• В мире, помимо пары десятков ключевых выставок ВВТ, проходят десятки и сотни конференций, симпозиумов, других мероприятий по профильным темам, например: броня, баллистика, индивидуальная боевая экипировка, стрелковое оружие, средства связи и управления и т.д. Смею всех уверить, что на подавляющем большинстве из них наше присутствие привычно не ожидается. На таких мероприятиях собирается весь цвет мировых разработчиков по профильным темам, а наших там привычно нет.

Пора понять, что традиционный слоган для наших предприятий – «образец вооружения, не имеющий мировых аналогов» — давно превратился в сетевой «мем», вызывающий всеобщее недоверие, а зачастую — гомерический «сетевой хохот».

• В нашем Минобороны и ОПК наконец появились решительные люди, которые готовы расшевелить отечественное болото. Возможно, они не до конца осознают причины и следствия, но, по крайней мере, они действуют. Надо понимать, что эти люди — не вредители, а вынужденные «ассенизаторы», разгребающие «авгиевы» конюшни застоя. Их беда в том, что их действия должным образом не разъясняются, и не комментируется для общественности.

Читайте также  Облик корабля будущего в свете инновационных технологий

• По Италии есть договоренности руководства обеих сторон о целом пакете мероприятий, включая Ивеко, Centauro, Freccia, морскую артиллерию и другие компоненты. Аналогично по Франции, где контракт по «Мистралю» повлек череду связанных контактов по связи, АСУВ, СИБЭ и т.д. Идет работа с Германией, Финляндией, BAE Sys, GD, IMI и другими субъектами.

• За три дня такие вопросы не решаются. Нужно терпение, упорство и время. Но другого пути нет. Или мы равноправно (и с равной открытостью) интегрируемся в высокотехнологичный оружейный сектор, или нас забьют Китай и другие «партнёры» на рынках ВВТ «эконом-класса» и оружия «для бедных».

/Виктор Мураховский, полковник запаса, gurkhan.blogspot.com/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя