Россия первой из развитых стран переходит на унифицированные боевые платформы в трёх основных категориях сухопутной техники. Единые платформы упростят и удешевят производство и обслуживание техники, а также облегчат создание машин разного назначения за счет модульной конструкции. Первые образцы этой техники появятся уже в ближайшие 2-3 года.
Общая перспектива
• Министерство обороны России утвердило технический проект новой тяжелой гусеничной платформы для Сухопутных войск, сообщил журналистам начальник Главного автобронетанкового управления генерал-майор Александр Шевченко.
• Наиболее известная машина, которая создается на основе этой платформы, — перспективный основной боевой танк «Армата», поставки которого в войска должны начаться в 2013 году. Однако сводить весь процесс к разработке нового танка было бы некорректно. Сегодня в разработке перспективной техники для сухопутных войск происходит процесс глубокой трансформации, который в перспективе должен полностью изменить привычный облик армии.
• «Унификация позволяет упростить как эксплуатацию, так и боевое применение техники, дает возможность создавать технику по модульной схеме, с возможным применением различных целевых модулей на разных шасси, в зависимости от цели и задач. Все создаваемые платформы имеют так называемую открытую архитектуру бортового оборудования, что позволяет вводить новые системы без серьезных переделок, – считает эксперт в области бронетанкового вооружения Виктор Мураховский. — Например, на базе единого узла прицельного комплекса, можно делать комплексы разного назначения, изменяя число каналов наблюдения разных типов, создавая комплекс для боевой машины, разведывательной, командирской. Это облегчает создание разных версий одних и тех же машин для своих войск и на экспорт, обеспечивая потребности каждого заказчика в соответствии с его финансовыми возможностями».
• Мураховский отмечает, что использование унифицированной техники позволит существенно изменить тактические схемы. Для всех машин в составе батальонов и бригад сухопутных войск будет обеспечен близкий уровень мобильности, унифицированы нормы снабжения и облегчена интеграция в единую систему управления и связи. Важным аспектом, по словам эксперта, является также стандартизация учебного процесса и облегчение взаимозаменяемости членов экипажа на разных машинах.
• Разрабатываемая тяжелая платформа должна навести «порядок в танковых войсках», до сего времени страдавших от разнообразия шасси и агрегатов. Сегодняшняя основная машина Т-72 и ее наследник Т-90 при этом останутся в строю в модернизированных вариантах, но в частях первой линии в 2015-2025 годах их планируется полностью заменить «Арматой».
• При этом Т-90 сохраняет экспортные перспективы: так, модернизированный вариант машины Т-90С будет продемонстрирован на выставке Defexpo-2012 в Индии. Эта машина с принципиально новым боевым отделением и башней с резко возросшим уровнем защиты представляет интерес как сама по себе, так и в качестве варианта модернизации для Т-72 и Т-90 ранних серий.
• Сегодня для Сухопутных войск РФ разрабатываются четыре базовые платформы, на основе которых будут создаваться машины разных типов. Это уже упомянутая тяжелая гусеничная платформа «Армата» (весовая категория до 65 тонн), на основе которой, кроме танка, должна быть создана тяжелая боевая машина пехоты и другие боевые и вспомогательные машины для тяжелых бригад.
• Это средняя гусеничная платформа «Курганец-25» (25 тонн), на основе которой должно быть построено семейство техники для средних бригад. Замыкают список две колесные платформы – средняя «Бумеранг» в той же 25-тонной категории и легкая – в весовой категории до 10 тонн. В этой категории пока не ясно, какая из имеющихся машин – итальянская «Ивеко» или российские – «Тигр», «Волк», «Медведь», «Скорпион» — станет основной.
• Унификации подвергается и вспомогательная техника. Так, в армии уже поставляются грузовые машины на унифицированном шасси «Мустанг» с колесной формулой от 4х4 до 8х8. Активно используется и семейство брянских колесных тягачей, на шасси которых строят разные тяжелые машины специального назначения – от мобильных командных пунктов (КП) соединений до пусковых установок зенитно-ракетных систем С-400.
Наследие социализма и иностранные примеры
• Одним из наиболее серьезных «родимых пятен» советской военной машины, была крайне низкая степень унификации боевой техники. В 70-80-х годах в серии одновременно находилось три типа основных боевых танков (и пять – в строю), два типа БТР (колесный и гусеничный), несколько типов шасси для вспомогательной техники, несколько типов тягачей, грузовых и легковых автомобилей.
• Подобный «зоопарк» изрядно осложнял снабжение соединений сухопутных войск. И об унификации шасси задумались уже в СССР. Ряд распространенных шасси активно использовался для создания вспомогательной техники. Одним из наиболее удачных примеров, и сегодня остающимся в строю, является шасси МТЛБ (Многоцелевой транспортер легкий бронированный). На основе платформы МТЛБ строились БТР, командно-штабные машины, машины связи, радиохимической разведки, шасси для артсистем, тягачи и т.д.
• Идеи о более серьезной унификации боевых платформ витали в воздухе, но распад СССР остановил их реализацию. В следующие годы свой путь на этом направлении попытались пройти западные армии. Определенных успехов добились США, создав целое семейство колесных боевых машин Stryker и приняв на вооружение унифицированное семейство грузовых автомобилей FMTV (Family of Medium Tactical Vehicles).
• При этом нужно отметить, что в случае со «Страйкером» реализовать задуманное полностью не удалось: боевая бронированная машина огневой поддержки со 105-мм танковым орудием на шасси «Страйкера» оказалась крайне перетяжеленной и капризной.
• Вместе с тем задачи общей унификации техники всех основных весовых категорий ни одна из западных армий так и не поставила. Отчасти эту задачу попытались решить в США с разработкой программы «Боевые машины будущего» (Future combat systems), однако реализацию FCS сгубили завышенные требования к оснащению перспективных машин новейшими системами вооружения и другим оборудованием, что сделало разработку и реализацию программы слишком дорогим занятием.
• В этом плане FCS стала для российской армии отличным уроком – попытка усовершенствовать все и сразу может привести только к банкротству. С этой точки зрения перспективные отечественные боевые машины, которые смогут использовать как уже отработанные системы и оборудование, так и те, что будут созданы в будущем – имеют куда больше шансов воплотиться в железе.
/Илья Крамник, rus.ruvr.ru/
Единая платформа – будущее российской бронетехники-это очень экономически выгодно и целесообразно!
Давно пора!