• В ходе реформы Российской армии военное ведомство в 20 раз сокращает количество танков в войсках (с 40 тысяч до 2 тысяч) и не планирует новых закупок бронетехники. Первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин заявил о том, что современный Т-90 недалеко ушел от Т-34.
• Заодно военные приняли решение отказаться от дальнейших работ над перспективным танковым проектом «Объект-195». О том, нужны ли танки современной России, рассказал конструктор бронетанковой техники единственного оставшегося в стране танкостроительного предприятия «Уралвагонзавод» Владимир Неволин.
— Владимир Михайлович, на недавнем салоне вооружений и военной техники Eurosatory-2010 в Париже танки были едва ли не главными экспонатами. Израиль впервые показал за рубежом свой новейший танк Merkava-Mk4 с системой активной защиты Trophy. Германия сразу два проекта: модернизированный Leopard-2A7+ и концепцию танка будущего, которую так и обозначили, как революционную — MBT Revolution. А что же у нас? Почему у военных столько претензий к продукции «Уралвагонзавода»?
— Неволин: Я не хотел бы комментировать слова наших военных. Но если говорить об отечественных танках, то я лично вижу, что и в Алжире, и в Индии, и в Китае, и в Пакистане — в странах, где военные уж точно не хуже наших знают свое дело, — с успехом эксплуатируют танки, созданные на базе нашего Т-72. Это самый массовый в мире танк давно стал классикой, законодателем моды в танкостроении: пушка калибром 125 мм, автомат заряжания — карусельного типа с 22 выстрелами. Этот же автомат перешел на танк Т-90. Его покупают Индия и Алжир.
• Китайцы в свое время взяли Т-72 за прототип и создали два своих танка — тип-98 и тип-99. Этих танков уже изготовлено 2,5 тыс. штук. Затем китайцы совместно с Пакистаном создали танк МБТ-2000, или «Аль Халид», в котором так же применен автомат заряжания с Т-72.
• А вот наших военных этот автомат заряжания почему-то больше не устраивает — якобы его легко поразить противотанковыми средствами. Хотя в Чечне были танки Т-72, выдерживавшие по 6-9 попаданий из ручных противотанковых гранатометов. Экипаж при этом оставался жив, а танк боеспособен. Мне трудно понять логику военных.
— Если военные публично высказывают свое недовольство, то, значит, имеют точное представление о том, что бы они хотели в идеале получить?
— Неволин: К сожалению, все требования — под грифом «секретно».
— Но они хоть какую-то перспективу видят?
— Неволин: Да.
— В таком случае, почему Минобороны отказывается от дальнейшего развития программы «Объект-195», в основе которой — танк с необитаемой башней?
— Неволин: Я это тоже не имею права комментировать.
— Тогда объясните, каким должен быть танк, чтобы называться современным?
— Неволин: В принципе мы считаем, что танк Т-90С — именно современный. Не уступающий ни в чем танкам третьего поколения.
• Во-первых, у него автоматизированная система управления огнем, обладающая равными возможностями по обнаружению целей и днем, и ночью, в сложных погодных условиях. На нем стоит тепловизионный прицел, в производстве которого участвует Франция. На Т-72 такого прибора не было. На Т-90С он есть, что делает более широким сектор обзора местности танкистами (раньше этого не было).
• Во-вторых — защита. Она должна обеспечивать непоражаемость танка основными противотанковыми средствами: бронебойным подкалиберным снарядом 120 мм и противотанковой управляемой ракетой всех типов. Эти требования к нашему танку тоже соблюдены.
• В-третьих — передвижение по пересеченной местности со скоростью до 45 км/час и запасом хода не менее 500 км. Наш танк именно так и ездит.
• Наконец, последнее, что должно быть, — это аппаратура автоматизированного управления боем: отображение текущей боевой информации о противнике в реальном масштабе времени. Что также реализовано. То есть Т-90С во всех смыслах современная и эффективная боевая машина.
— Сколько лет, по вашему мнению, Т-90С будет считаться современным танком? И когда России нужно будет представить принципиально новую боевую машину?
— Неволин: Основные претензии к танку Т-90С сегодня связаны с его недостаточной живучестью. Все-таки размещение в одном контуре людей, боекомплекта и топлива чревато тем, что если броня будет пробита, то это может привести к возгоранию топлива. Даже при наличии системы пожаротушения такие варианты не исключены. Поэтому развитие современной бронетехники идет по пути разделения людей и топлива с боеприпасами.
• Еще один вариант — применение дистанционно управляемого вооружения. В «Объекте-195» это было практически реализовано — башня танка была без экипажа, а он сосредотачивался в защищенном контуре, отделенном от топлива и боезаряда. В принципе все страны мира как раз собираются переходить на такие дистанционно управляемые боевые отделения, разделять обитаемые и необитаемые отсеки в конструкции современных танков. Но повторюсь: таких машин пока ни у кого нет.
— Ваша фирма уже реализовала на практике «необитаемую башню» на боевой машине поддержки танков БМПТ. Ее можно считать прообразом танка будущего?
— Неволин: У БМПТ другие боевые задачи. К тому же экипаж сидит там же, где топливо и боекомплект. Просто они более рационально размещены.
— Каким видите будущее этой машины?
— Неволин: Это один из типов боевых машин, который должен развиваться дальше. Современные БМП плохо защищены. Если пытаться защитить эту машину на том же уровне, как танк, то она будет весить тонн семьдесят. Что явно неподъемно.
• Хотя подобные работы идут в Германии. Там принята на вооружение новая боевая гусеничная машина пехоты «Пума» массой в 40 тонн с защитой от противотанковых средств, из которых наиболее употребляемые — ручные гранатометы. Более серьезные средства поражения — противотанковые управляемые снаряды, ракеты — эта машина не выдерживает.
• Но у каждой страны здесь свой путь. Например, у американцев была программа перехода на легкую технику — «Future combat system». Планировалось собрать восемь боевых машин и столько же машин обеспечения массой до 18 тонн, чтобы их можно было перебрасывать транспортным самолетом С-130. Но в прошлом году американцы также отказались от этой программы и недавно начали проект по созданию тяжелого бронетранспортера с экипажем из трех человек и группой из девяти десантников.
• Есть такой немецкий специалист — Рольф Хилмис. Согласно его концепции развития БМП, машина фактически делится на две. Одна, на которой размещается малокалиберное вооружение — пушка, ракетная система. Вторая занимается собственно транспортировкой пехоты. Обе имеют высокий уровень защиты. В качестве примера такого разделения он приводит нашу БМПТ: она имеет малокалиберное вооружение, оснащена совершенным комплексом управления огнем, который позволяет обнаруживать малоразмерные цели, и способна эффективно их поражать, имея большой боекомплект.
— Почему это важно?
— Неволин: Потому, что сегодня каждый пехотинец хорошо вооружен либо РПГ, либо переносным ракетным комплексом. У американцев в Ираке и в Афганистане практически у каждого солдата за спиной висит труба — это как раз и есть противотанковые комплексы, которые способны поразить любую БМП навылет.
• А на БМПТ размещен большой боекомплект. Например, только пушечных выстрелов к 30-мм пушке — 850 штук (для сравнения на БМП-2 — 500). Кроме того, там есть еще два независимых канала стрельбы — два оператора, вооруженных автоматическими гранатометами АГ-17Д, на каждом из которых по 300 гранат. Каждая из них имеет зону поражения семь метров в квадрате.
• То есть, выпустив 300 гранат, я поражаю 2100 квадратных метров. Это один гранатомет! Два — 4200 квадратных метров, усеянных осколками. Даже если граната не поразит бойца, то сам факт применения такого оружия заставит противника отказаться от попытки атаковать машину. К тому же для борьбы с высокозащищенными целями на БМПТ имеются две пусковые установки с четырьмя управляемыми противотанковыми ракетами «Атака-Т» с кумулятивными или термобарическими боевыми частями, способными поразить как танки, так и укрепления противника на дальности пять километров.
• В поле одна БМПТ по эффективности превосходит два мотострелковых взвода — это шесть БМП и около 40 человек личного состава. В городах, лесах и горах применение дальнобойных средств нецелесообразно. Поэтому такие многофункциональные машины, как БМПТ, будут представлять главную ударную силу Сухопутных войск.
— Почему в таком случае Сухопутные войска считают БМПТ чуть ли не блажью «Уралвагонзавода»?
— Неволин: Когда эта машина создавалась, мы дали ей неудачное название. Тогда она соответствовала требованию поддержки танков, но сейчас БМПТ может иметь независимое боевое применение. Сегодня мы ее называем машиной огневой поддержки пехоты. Она отлично ведет себя в городах и на закрытой местности, для которой танк — слишком мощная машина. В него больше 30-40 выстрелов не загрузишь! А стрелять из танковой пушки по пехотинцу — все равно, что по воробьям. Вот тогда БМПТ становится своего рода снайперским оружием.
Почему наши военные этого не понимают — судить не берусь. БМПТ прошла испытания, но с 2006 года так и не принята на вооружение.
/Дмитрий Литовкин topwar.ru /
Нужно отправить БМПТ в Сирию,и тем самым доказать,или опровергнуть,её эффективность.