Потребность в масштабной утилизации боеприпасов и взрывчатых материалов возникла не в один миг. Она вызревала десятилетиями. На арсеналах, базах и складах скопилось значительное количество смертоносных предметов, не имеющих перспектив к применению и представляющих угрозу для мирного населения по своему техническому состоянию, условиям хранения.
• На момент формирования новой системы материально-технического обеспечения армии и флота (сентябрь 2010 года) всего в запасах Вооруженных Сил содержалось более 9,5 миллиона тонн боеприпасов. Много это или мало? Мы привлекли лучших экспертов и военных ученых на каждом стратегическом направлении и в целом смоделировали множество сценариев развития военных действий с учетом их новых форм и способов ведения.
• Провели расчеты и определили, что для Вооруженных Сил в их новом облике необходимо содержать 3 млн. тонн боеприпасов. Следовательно, свыше 6 млн. тонн остаются попросту невостребованными. Это одна – количественная сторона вопроса.
• Что касается технического состояния, то советская промышленность вплоть до распада СССР производила значительные объемы боеприпасов: в среднем по 1–1,2 миллиона тонн в год. А темпы строительства, ввода дополнительных объектов хранения на арсеналах значительно отставали от темпов производства. К тому же современные железобетонные хранилища возводились в основном в группах советских войск за границей и в приграничных союзных республиках.
• В начале 90-х производство боеприпасов значительно сократилось, однако в это время при выводе войск из Восточной Европы на территорию Российской Федерации были перемещены запасы в объеме около 3 млн. тонн. Для их размещения все чаще стали использоваться открытые площадки. Из общего количества мест хранения только 30% составляют железобетонные хранилища, в которых по нормативам должны размещаться боеприпасы. При этом если принять во внимание все типы хранилищ (железобетонные, кирпичные, деревянные), то две трети из них (67%) требуют капитального ремонта или реконструкции.
• Низкая степень укрытия и защищенности смертоносных изделий, ветхость имеющихся хранилищ привели к интенсивному износу тары, появлению значительного числа непригодных и опасных в обращении взрывчатых веществ.
• Если за весь постсоветский период общий объем хранимых запасов уменьшился в полтора раза, то доля непригодных изделий выросла, причем значительно – с 5 до 26%. Среди них есть даже боеприпасы времен Великой Отечественной войны, в том числе к легендарным «катюшам».
• В условиях преимущественно открытого хранения они вынужденно складируются совместно с годными изделиями или по соседству с ними, что недопустимо. Причем это касается всех видов Вооруженных Сил – Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота.
• Дополнительные угрозы для населения исходят от многочисленных нарушений местными органами власти Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах, утвержденного 12 лет назад постановлением правительства РФ № 135. В прошлом году Генеральная прокуратура по поручению президента РФ специально проверила данный вопрос и выявила, что повсеместно по решениям местных властей в недопустимой близости от технических территорий возведены жилые дома, дачи, коттеджи и другие сооружения.
• Такое соседство, с одной стороны, небезопасно в первую очередь для самих проживающих, а с другой – увеличивается риск внешнего заноса огня через охранные периметры технических территорий, на которых в открытом виде хранятся взрыво- и пожароопасные изделия. А исторический опыт красноречиво свидетельствует: риски, если они есть, рано или поздно реализуются на практике. В данном случае – пожары и взрывы на объектах хранения ракет и боеприпасов. Почти за 20 лет российских Вооруженных Сил таких более или менее крупных эпизодов насчитывается 29.
• Об этом же свидетельствует и международная статистика: за последние 15 лет на складах боеприпасов в различных странах мира произошло 40 крупных ЧП. Причем в государствах, где боеприпасы и взрывчатые материалы хранятся с соблюдением предъявляемых требований, подобное случается крайне редко.
• Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости приведения объемов запасов в соответствие с потребностью и создания для остающейся части условий хранения, гарантирующих взрывопожаробезопасность. Это сопряжено с выполнением опасных работ по перемещению, напомню, более 6 млн. тонн боеприпасов. Ведь их необходимо извлечь из мест хранения, погрузить в транспорт, перевезти, выгрузить и выполнить работы по утилизации. Только так в сжатые сроки можно решить проблему. А если продолжать ее «консервировать», то это неминуемо приведет еще не к одной трагедии.
Методом подрыва
• В первую очередь мы проанализировали возможности промышленности и убедились, что за последнее время они не превышали утилизацию 200 тыс. тонн боеприпасов ежегодно. В дополнение к этому на арсеналах и базах с учетом уменьшения их количества потенциал по разборке составляет не более 100 тыс. тонн в год. Исходя из суммарных возможностей 300 тыс. тонн в год на утилизацию понадобилось бы 20 с лишним лет. Имели мы на это право? Однозначно нет.
• Тогда было принято решение об организации уничтожения боеприпасов на военных полигонах. И с 2010 года специально сформированными подразделениями начаты работы по подрыву и сжиганию боеприпасов и взрывчатых материалов. Их масштабы таковы, что за неполные два года выполнен объем 19 лет. Основная работа проведена в 2011 году, когда были утилизированы все боеприпасы третьей категории, то есть смертоносные изделия, гарантийные сроки хранения которых истекли и конструкторы уже не могли их продлить.
Уничтожено методом подрыва и сжигания 1341,2 тысячи тонн. Это производилось на 65 полигонах (местах уничтожения) силами 255 групп подрыва. К работам были привлечены 12 600 военнослужащих и 1700 единиц техники.
Разобрано на арсеналах 148,4 тысячи тонн боеприпасов. Разборка осуществлялась на 23 арсеналах силами производственного персонала цехов (отделений) сборки и ремонта ракет и боеприпасов.
Промышленным предприятиям на основании контрактов для утилизации в 2011 году передано 251,5 тысячи тонн боеприпасов (90% от запланированного объема). Но с арсеналов при этом вывезено только 84,7 тысячи тонн. Все остальные боеприпасы лежат на прежних местах.
• Учитывая данный опыт, работа в 2012 году организована по нескольким направлениям. 26 октября 2011-го с представителями Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, государственной корпорации «Ростехнологии», ОАО «Ремвооружение», ОАО «Оборонсервис» было проведено рабочее совещание, на котором обсуждались вопросы увеличения объема боеприпасов, подлежащих передаче предприятиям промышленности, и заключения долгосрочных контрактов по утилизации сроком на два-три года. При этом предприятиям предложено самим спланировать тот объем боеприпасов, который они смогут освоить. Это составило 181,1 тыс. тонн.
С учетом последовательного расформирования объектов хранения на арсеналах будет разобрано 95,6 тыс. тонн.
Методом подрыва спланировано к уничтожению 1723,1 тыс. тонн боеприпасов.
Всего будут задействованы 56 мест уничтожения, 13 200 военнослужащих, 3,2 тысячи единиц автомобильной и специальной техники.
Остальные 1762,5 тыс. тонн при сохранении плановых показателей могут быть утилизированы к концу 2013 года.
• Комплекс мер обеспечения безопасности зависит от того, к какой группе опасности принадлежат взрывчатые материалы, и от вида проводимых работ. Исходя из этого, в теоретическом плане разработан классификатор боеприпасов третьей категории по группам опасности. Всего определены три группы: особо опасные, опасные, менее опасные.
• С учетом данного классификатора и опыта работ в 2010 и 2011 годах подготовлено единое методическое пособие по организации уничтожения боеприпасов методом подрыва и сжигания с охватом всех вопросов их отправки, производства погрузо-разгрузочных работ, транспортирования и непосредственно уничтожения, то есть всей схемы движения боеприпаса от хранилища до точки подрыва.
• Для каждого военнослужащего доведена соответствующая памятка, в которой просто, доступно, наглядно изложены все меры безопасности и приемы при выполнении работ.
• Первые два документа доведены до органов военного управления и должностных лиц, организующих работы, в конце прошлого года, третий – в начале этого.
• В практической плоскости в преддверии убытия на полигоны со всеми военнослужащими проведены инструкторско-методические занятия в зависимости от специальности: подрывник, такелажник или водитель. Офицеры – командиры групп взрывных работ (209 человек) прошли специальную подготовку на базе инженерных вузов Министерства обороны.
• Перед началом работ ежедневно проводятся инструктажи по мерам безопасности. А уничтожение организовано по принципу «день – подрывы на одной площадке, следующий день – на другой с проведением зачистки местности на предыдущей».
• Неукоснительно соблюдаются нормы труда и отдыха при ведении всех видов работ с учетом климатических и географических условий. В качестве примера представляется демонстрационный материал, как это выполняется на полигоне Ашулук. В целом в 2010–2011 годах совместно с утилизацией был предпринят комплекс практических мер по следующим направлениям:
1. Утилизация (уничтожение) ракет и боеприпасов.
2. Вывод арсеналов и баз из городов.
3. Перемещение запасов на арсеналы, включенные в перспективную систему хранения.
4. Строительство, ввод в эксплуатацию построенных и капитальный ремонт хранилищ и других объектов инфраструктуры.
5. Закупка 20- и 40-футовых контейнеров, оборудование аэродромными плитами под них открытых площадок.
6. Обвалование объектов хранения.
7. Оборудование 50-метровых минерализованных полос и опашка охранных периметров.
8. Обеспечение пожарной техникой и имуществом.
9. Организационные мероприятия.
С помощью «Оборонсервиса»
• Основные усилия по приведению системы хранения боеприпасов и взрывчатых материалов сосредоточены на выводе объектов хранения из крупных городов и населенных пунктов. К концу 2010 года сократили четыре объекта – в Санкт-Петербурге, Ярославле, поселке Обозерский Архангельской области и во Владивостоке. Из остальных планово вывозились запасы боеприпасов и другого имущества. В 2011-м расформировано еще 11 баз и складов с полным вывозом запасов.
• Добились полного укомплектования арсеналов пожарными командами, пожарной техникой и средствами тушения. Опахано 100% охранных периметров и оборудованы 50-метровые минерализованные полосы с привлечением техники и рабочей силы сторонних организаций. Для доведения на арсеналах запасов воды до нормативного уровня в их адрес доставлено и смонтировано необходимое количество списанных резервуаров. Без привлечения капитальных вложений обваловано 670 объектов (в 2010 году 262 хранилища и площадки открытого хранения, в 2011-м – уже 408 объектов).
• Для организации закрытого хранения боеприпасов в контейнерах оборудуются площадки с твердым покрытием. В рамках проводимой работы заключен госконтракт на поставку 14,7 тысячи 20- и 40-футовых контейнеров, на расформированных аэродромах осуществляются демонтаж 37,2 тысячи железобетонных аэродромных плит и их отгрузка на арсеналы и базы.
• Для выработки методики хранения в контейнерах проведены испытания на взрывопожаробезопасность, а в нормативную базу (приказ министра обороны Российской Федерации 1996 года № 90) подготовлены соответствующие изменения. По итогам проведения испытаний в контейнеры загружаются патроны стрелкового оружия, ручные гранаты, бронебойные боеприпасы, учебные боеприпасы, стрелковое оружие.
• Параллельно на 32 объектах хранения с использованием металлических аэродромных плит с начала этого года оборудуются площадки для военной техники на арсеналах и базах ракетно-артиллерийского вооружения. Работы по строительству и капитальному ремонту хранилищ проводятся в комплексе с обустройством их инфраструктуры: обваловкой, автоматической пожарной сигнализацией, молниезащитными устройствами, подъездными дорогами и путями, охранными периметрами.
• В штаты военных команд противопожарной защиты и спасательных работ на арсеналах, базах и складах включены по два пожарных танка на базе Т-72, по одной инженерной машине разграждения (ИМР), а также поставлен вопрос об их укомплектовании двумя бронированными пожарными автомобилями. Шесть бронированных пожарных автомобилей уже выпущены и пройдут опытную эксплуатацию.
• В рамках проводимой работы по повышению привлекательности специальностей военнослужащих и профессий гражданского персонала, связанных с ракетами и боеприпасами, для данных категорий проводится увеличение денежного довольствия и заработной платы, одновременно растут предъявляемые к ним требования, уменьшается возрастной ценз.
• Гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны и водителям многоосных машин приказом министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2011 года № 1550 повышена заработная плата в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки).
• В 2012 году мы продолжим работы по уже действующим направлениям. Это, в частности:
— вывод из городов 11 арсеналов и баз, их расформирование к концу 2012-го;
— обвалование 611 объектов;
— дообустройство 99 площадок контейнерного хранения и их загрузка боеприпасами (уложить плитами 58 оставшихся площадок, установить 14 тысяч контейнеров и загрузить в них 430 тыс. тонн боеприпасов);
— обеспечение непрерывного содержания периметров и технических территорий в требуемом состоянии (опашка и окос) на оставшихся 140 объектах хранения;
— перемещение боеприпасов на арсеналы и базы, остающиеся в перспективной схеме (6642 вагона).
• В основу дальнейшего развития системы хранения легли принципы и передовой опыт безопасного хранения и эксплуатации ракет и боеприпасов в различных странах. Предложено в рамках разрабатываемой ведомственной целевой программы «Совершенствование инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов на 2012–2014 годы» предусмотреть подготовку инфраструктуры 35 объектов хранения перспективного облика, в том числе строительство порядка 1200 хранилищ.
• Превратить склады комплексного хранения в современные логистические центры с филиалами за счет создания подсистемы управления запасами, транспортной системы с охватом всех способов транспортировки грузов (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный).
• Производственная деятельность будет сосредоточена на сравнительно безопасной разборке выстрелов, а опасные производственные участки выплавки взрывчатых веществ и участки переработки высокоэнергетических материалов в промышленные взрывчатые вещества предполагается передать для работы предприятиям ОАО «Оборонсервис», профессионально осуществляющим данный вид деятельности и имеющим все необходимые разрешительные документы.
• При этом на первом месте будет стоять обеспечение взрывопожаробезопасности. Для исключения несанкционированного доступа на техническую территорию и к объектам хранения планируется перейти от содержания отрядов военизированной охраны (150–170 человек с заработной платой шесть-семь тысяч рублей и средним возрастом 50–55 лет) к внедрению перспективных технических средств, оборудованию по периметру двух рубежей охраны с установкой системы видеонаблюдения.
• Как показывает зарубежный опыт, это позволит ограничиться дежурством пяти смен сторожевых групп, оснащенных мобильными средствами передвижения (по четыре человека в смену). Мониторинг показал, что в местах размещения арсеналов и их филиалов появится возможность комплектовать сторожевые группы персоналом из мужчин в возрасте 25–45 лет на конкурсной основе, определив им за счет экономии фонда заработной платы оклады в размере 30–40 тысяч рублей.
/Дмитрий Булгаков, генерал армии, заместитель министра обороны, vpk-news.ru/
В СССР ничего не взрывали небось. Всё утилизировали по плану. А сейчас спешно всё взрывают. Как можно больше, лишь бы взорвать. Видать готовимся к войне…