Уже не первый год США совместно с рядом стран создает общую систему противоракетной обороны. Главенствующее среди отечественных экспертов и политологов мнение гласит, что она направлена на противодействие российским силам ядерного сдерживания. В то же время, и американцы, и европейцы утверждают о направленности их системы против «неблагонадежных» стран, у которых может быть ядерное оружие.
• К таким странам в первую очередь они относят Иран и Северную Корею. Однако по какой-то не называемой ими причине основные объекты структуры ПРО располагаются так, будто на самом деле они будут «работать» по России.
• РЛС противоракетной обороны в Турции и Восточной Европе – все это можно считать достаточным доказательством недружелюбных намерений американцев по отношению к российским ядерным силам. Однако у противников этого мнения есть целый список контраргументов. Они апеллируют к недостаточной эффективности американо-европейских систем относительно российских ракет, к особенностям географического положения наших ракет и зарубежных противоракет, к дислокациям пусковых шахт, мобильных комплексов и баз подводных лодок.
• Тем не менее, есть все основания полагать, что евроатлантическая ПРО и в самом деле может представлять некоторую опасность для российских ядерных сил. Не сейчас, но уже в не столь отдаленной перспективе.
• В последние несколько лет американцы уделяют особое внимание созданию кораблей с системой Aegis, способных обнаруживать и поражать баллистические цели. Такие корабли приспособлены именно для работы в стратегической ПРО и, в отличие от наземных комплексов, имеют куда большую мобильность. Недавно стало известно, что такие корабли в скором времени начнут дежурить в Средиземном, Северном и даже Балтийском море.
• На этот счет приходится слышать утверждения, что даже в этом случае корабли с Aegis не представляют угрозы для наших стратегических ракет, в том числе и размещенных на подлодках. В качестве довода на этот счет приводится подобное утверждение: из акваторий указанных морей можно отслеживать и атаковать только ракеты Северного флота. Тихоокеанский остается «открытым» и может спокойно производить все необходимые маневры и пуски.
• Да вот только уже лет пятнадцать эти рассуждения не являются полностью верными. В середине 90-х Соединенные Штаты начали переговоры с Японией на предмет совместных работ в сфере ПРО. В программу американских противоракетных систем Токио включился в 1998 году и с тех пор затратил на нее полторы сотни миллиардов йен (почти два миллиарда долларов США).
• С самого начала японцы утверждали, что они заинтересованы в собственной ПРО из-за того, что у Северной Кореи со дня на день может появиться ядерное оружие, а неприязнь Пхеньяна и Токио всем давно известна. Постепенно финансирование японо-американского проекта увеличивалось и вышло на свои максимальные значения в 2006-м. Когда японцы официально объявляли о намерении защищаться от корейцев, у многих интересующихся людей возникли вполне справедливые аналогии. Сразу же вспомнились заявления руководства США о желании предотвратить ракетно-ядерное нападение со стороны Ирана.
Возможно, и Япония, и США просто готовятся к серьезному будущему. С другой стороны, зачем готовиться к войне с противником, который пока не представляет опасности, если есть довольно крупная страна с неплохим ядерным потенциалом?
В итоге появились и широко разошлись правдоподобные утверждения, что США хочет «избавиться» от российских ядерных сил, а Япония – от китайских.
• Первые несколько лет Япония соблюдала конспирацию не только в отношении целей своей ПРО. Похожим образом дело обстояло и с «самостоятельностью»: сотрудничество с Америкой подавалось исключительно в качестве экономической и военной взаимопомощи. О совместном использовании объектов поначалу речи не шло. Но в 2010 году на острове Хонсю вошел в строй командный пункт «Иокота», который эксплуатируется двумя странами одновременно. Однако декларируемые цели остались прежними – защита от КНДР.
• И все было хорошо и правдоподобно, если бы не одно НО. В составе японской ПРО имеется целая дюжина радиолокационных станций раннего предупреждения. И большая их часть направлена не на КНДР, но на Китай и Россию. Случайность? Явно нет. По подсчетам соответствующих структур, для надежного перекрытия всей территории Северной Кореи достаточно всего двух-трех станций такого класса, какие имеются у Японии.
• Вдобавок к этому еще 30 сентября 2005 году во время испытаний японская РЛС нового типа J/FPS-5 обнаружила запуск ракеты, произведенный российской подводной лодкой «Святой Георгий Победоносец» из акватории Охотского моря, а затем, как говорят японцы, вела сопровождение ракеты до самого полигона Чижа (Архангельская область). Не нужно быть великим географом или политологом, чтобы прийти к выводу о том, что J/FPS-5 имеет слишком большую дальность действия для обнаружения северокорейских ракет.
• В настоящее время в составе японской ПРО имеется семь станций типа J/FPS-3 и пять J/FPS-5. С появлением последних станции J/FPS-3 были переведены на общее слежение за воздушно-космическим пространством, а на особо важных направлениях работают J/FPS-5. Станции этого проекта примечательны тем, что антенный блок может поворачиваться вокруг своей оси и наводиться по азимуту.
• Вряд ли имело смысл делать поворотную антенну для слежения за сравнительно небольшой страной. Иногда утверждается, что антенны станций направлены на Камчатку. В этом может быть доля правды, ведь у J/FPS-5 в одном блоке объединено сразу три антенны: одна диаметром 18 метров и две по 12 метров.
• Средства поражения японской системы ПРО значительно отличаются от американской. Основой наземных сил являются зенитно-ракетные комплексы Patriot поздних модификаций. На море защиту от баллистических целей осуществляют четыре эсминца типа «Конго». Корабли имеют систему управления вооружениями Aegis и противоракеты SM-2. В определенной мере корабли «Конго» являются аналогами американских эсминцев «Арли Берк» и создавались в одно время с ними.
• Есть все основания полагать, что развертывание средств ПРО на территории Японии в будущем продолжится, а США будут настаивать на этом. В то же время, Токио может и не производить значительного усиления своих средств противоракетной обороны. Дело в том, что в Стране восходящего солнца и без этого достаточно проблем, а США собирается увеличивать количество кораблей-носителей Aegis и новых противоракет SM-3. Скорее всего, немалая часть этих кораблей будет дежурить в Тихом океане и, как следствие, Япония не нуждается в серьезном усилении своей ПРО.
• Однако есть все основания полагать, что ядерные силы Китая и (возможно) КНДР – всего-навсего официальный повод для того, чтобы «обложить» Россию средствами ПРО еще и с востока. Надо заметить, для Японии Китай и КНДР действительно могут представлять определенную опасность, но Соединенные штаты не станут упускать свой шанс, неспроста же они в свое время предложили японцам совместный проект.
• Выходит, с территории Японии происходит «обстрел двух зайцев». С одной стороны, эта страна получает защиту от существующих и перспективных вооружений своих вероятных противников, а США – расширяет сеть своих станций обнаружения. Все довольны. Кроме России, Китая и Северной Кореи, чьи интересы могут ущемляться из-за наличия систем ПРО.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
Гипотеза становится теорией, если объясняет известные факты.
США (в лице верхушки) максимально способствовали развалу СССР и сейчас ненавидят РФ. Это надо принять за теорию.