О ПРОВОДИМОЙ СЕГОДНЯ военной реформе, которую по фамилии министра обороны, начавшего её, окрестили «сердюковской», написано уже столько, что, кажется, сказать ещё что-то новое просто нереально. Общество полярно разделилось на сторонников и противников этой реформы.
• Если позиция критиков обозначена довольно чётко, то голоса сторонников реформы сегодня почти не слышны. А услышать их надо. Вот письмо, достаточно точно отражающее позицию сторонника проводимой реформы: «То, что осталось на территории РФ после рухнувшей СА, — это осколки, мусор, который за полтора десятилетия превратился в опасную помойку и для тех, кто на ней существует, и для окружающих. Выгодно такое положение было только определённой группе военных, чиновников и бизнесменов.
• Поставлять в эту помойку новые системы вооружения — что бросать их в чёрную дыру. События 8 августа 2008 года показали это со всей неприглядностью. Радикальные меры назревали, и они, наконец, приняты. Я вижу попытку из того, что есть, собрать нечто цельное, управляемое и безопасное на первых порах хотя бы для самих себя. Мы остро реагируем на проколы и ошибки в этом процессе, но в целом его направление правильное.
• Я вижу три ключевых этапа:
— на первом организовать то, что есть;
— на втором довести боеспособность (в том числе за счёт поставок ВВТ) до приемлемого уровня;
— на третьем — развернуть группировку в соответствии с военно-политическими задачами РФ, а не только «по дыму».
• Для начала зададимся вопросом: прав ли автор письма в оценке состояния нашей армии? Как это ни горько признавать, но автор прав. Унаследованная РФ Советская Армия исчезла. Все, что было ее содержанием, духовной основой, сегодня обратилось в прах. Уничтожена «всенародность» армии. На протяжении всей своей истории Советская Армия всегда рассматривалась населением как главная защита от внешней агрессии и была подлинно «народной».
• Воинскую службу проходило большинство мужского населения страны. Количество «уклонистов» было мизерным. Воинская повинность, хотя и рассматривалась частью призывников как некая досадная потеря времени, но не вызывала такого непримиримого отторжения, как сегодня.
• До середины восьмидесятых годов такие негативные процессы, как «дедовщина», «землячество», протекционизм, хотя и существовали как явление, но не оказывали серьезного влияния на общий уровень боеспособности и моральное состояние Вооруженных Сил.
• Всеобщим было все же совершенно другое — товарищество по оружию, интернационализм, высокая преданность государству и готовность выполнить любой его приказ. Советские солдаты и офицеры не ассоциировали приказы высшего политического и военного руководства как личные прихоти того или иного политика, или экономической группировки, но были твердо убеждены, что эти приказы соответствуют государственным интересам.
• Сегодня от всего этого не осталось и следа. Из «народной» Российская армия превратилась в армию изгоев, куда попадают дети самых бесправных слоев общества, у которых нет ни связей, ни денег для того, чтобы откупиться от службы. Из каждых ста призывников сегодня идут служить лишь десять.
• Быт, законы и мораль сегодняшних российских казарм всё больше напоминает быт исправительно-трудовых колоний, где служба рассматривается как форма «отсидки», офицеры выступают в роли надзирателей и охранников, а сослуживцы — как аналог тюремного сообщества, с его «высшими» и «низшими» кастами.
• ОПРОСЫ ПРИЗЫВНИКОВ способны шокировать любого социолога:
— 80% призывников не доверяют собственному правительству;
— 60% не удовлетворены нынешней собственной страной;
— 90% разочарованы социальным и экономическим неравенством сегодняшнего российского общества и не желают рисковать за него своей жизнью.
• Они отлично осознают, что честное исполнение своего воинского долга в обществе, лишенном каких-либо иных ценностей, кроме стяжательства, наживы и всеобщего безразличия — лишено какого-либо смысла. А отсюда и стремительный рост случаев предательства, трусости, массового дезертирства — явлений доселе абсолютно не свойственных русской армии.
• В офицерской среде процветают массовое пьянство, шкурничество, махровый протекционизм и коррупция. Многие офицеры откровенно торгуют отпусками, увольнительными, проводят незаконные денежные поборы с солдат срочной службы. Торгуют имуществом, амуницией, «сдают» своих солдат «в аренду» на хозяйственные и строительные работы знакомым предпринимателям, используют мордобой как главное средство воспитания.
• Отношение к службе большинства офицеров неприязненное. Возникает резонный вопрос – а почему и откуда появился весь этот негатив? Да потому, что последние 15-18 лет офицерский корпус влачит жалкое полунищенское существование, озлоблен и деморализован. Почти никто из офицеров теперь не называет престиж профессии и верность долгу как побудительные мотивы службы. На первое место давно вышло желание получить квартиру, выслужить пенсию или невозможность устройства на «гражданке». То есть офицерский корпус медленно перерождается в некий коллективный «собес», живущий на подачки государства. 88% офицеров, выслуживших пенсию и получивших жилье, увольняются в первые полгода после получения того или другого.
К сожалению, подобные негативные явления не минули и наше Тамбовское авиационное училище. Особенно последние 8-12 лет. Вы спросите, а что, до этого ничего подобного не было? Отвечу как на духу: было, но только в «зародыше» и не так явно и открыто. А что творится сейчас?
• Кафедры математики и физики получили полный «карт-бланш» на вступительные экзамены и на первые три семестра. Творят – что хотят, сколько и чем запросят, столько и тем заплатят. И ведь что удивительно – платят! Чем угодно (деньги, лес, кирпич, продукты), но платят, лишь бы любимое чадо проучилось 5 лет и при этом решило две проблемы: не служило службу по призыву, и заодно получило высшее образование.
• Курсовое звено (начальник курса и курсовые офицеры) вообще обнаглело:
— ремонт и благоустройство казармы (общежития) – только за счет курсантов (ежемесячные поборы составляют 20-40% денежного содержания курсанта);
— увольнение на вечер (независимо от успеваемости) – 200…300 рублей;
— увольнение на сутки (независимо от успеваемости) – 500…800 рублей;
• У меня у самого сын отучился в этом училище на факультете АСУ в подразделении майора Ибрагимова, закончил с золотой медалью, и, тем не менее, на протяжении всех пяти лет ежемесячно платил 20% денежного содержания на «внутренние потребности» подразделения.
• А что стоит решение начальника училища, полковника Халдина, о замене всех оконных рам в казармах на пластиковые окна! Вы спросите за чей счет? Да, конечно же, за счет курсантов (или их родителей).
• А взять распределение выпускников по воинским частям – здесь для начальника училища, его прямых заместителей и отдела кадров – «чистый Клондайк», за один выпуск можно обеспечить безбедную жизнь на несколько лет. — комментарий Varlamika
• Наше высшее военное руководство, потерявшее в горниле многочисленных кадровых чисток волю и хребет, утратило возможность и право разговаривать с властью на равных, и теперь безропотно внимает любым, самым безумным ее идеям, готовое как угодно сокращать и «реформировать» свои войска — лишь бы остаться при этой власти.
• Однако объективности ради скажем, что, конечно, было и остаётся ещё некоторое количество воинских частей, где царит уставной порядок и отношение к службе самое уважительное. Это в основном элитные части «спецназа», части ВДВ, боевые части СКВО, расквартированные в Чечне и рядом с ней, отдельные экипажи кораблей и подводных лодок. Но на общем фоне это лишь редкие очаги порядка и дисциплины, которые скорее являются исключением, чем правилом.
• Подводя итог анализа морального состояния нынешних Вооруженных Сил России, надо честно признать, что Российская армия утратила сегодня самое главное, что, собственно, и составляет сущность любой армии — воинский дух, внутреннее единство и веру в государство, которому она служит.
То есть реформа назрела. И с этим никто не спорил и не спорит.
/ В.Шурыгин «БОЛЬШАЯ РЕФОРМА ИЛИ БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ?», zavtra.ru /
Продолжение данной темы:
– Трёхступенчатая структура Вооружённых Сил России
– Слабость и несостоятельность бригадной структуры
– Мобильность — это «ахиллесова пята» бригад нового облика
– Ложь – норма поведения для высших военных руководителей
– Мифы военной реформы Сердюкова
– Реформаторская связка «Макаров – Сердюков»
– Реформа армии и квартирный вопрос
– О катастрофическом положении арсеналов
– Премьер Путин – страховой полис Сердюкова
– Первые результаты проводимой военной реформы
– Что же создадут сегодняшние реформаторы?
Как я счастлив в том,что все 27 лет отслужил в Советской армии.Соболезную тем,кто служит в российской армии.Крепитесь,ребята,будет и на вашей улице праздник.Начало уже есть-фельдмебеля убрали.
«стремительный рост случаев предательства, трусости, массового дезертирства — явлений доселе абсолютно не свойственных русской армии» Автор, наверно, предпологает, что читатели не знакомы с военной историей России