Автономный подводный аппарат «GAVIA»

Военное ведомство Российской Федерации разместило на сайте госзакупок заказ на автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА) «GAVIA», производимых исландской компанией Hafmynd. Закупка аппаратов будет производиться по итогам открытого аукциона — Минобороны намерено потратить на подводных роботов 742,2 миллиона рублей. Все купленные АНПА должны быть поставлены войсковой части 20334. Планируется приобрести восемь таких аппаратов.

• Ожидается, что в 2012 году российское военное ведомство получит три аппарата Gavia, заплатив за них 300 миллионов рублей ровно. В 2013 году военные планируют получить два АНПА за 250 миллионов рублей, а в 2014 году — три аппарата за 192,2 миллиона рублей. Средства на покупку будут выделяться из федерального бюджета России.

Возможности АНПА «GAVIA»

• Данное подводное необитаемое решение относится к классу «малых» аппаратов. Построен АНПА с использованием модульной технологии, имеется возможность быстро сменить конфигурацию для решения конкретных поставленных задач.

Автономный подводный аппарат «GAVIA»

Основные особенности:
— независимость действий от судов обеспечения;
— высокие скоростные показатели при осуществлении поиска;
— достаточно большая глубина погружения;
— возможность высокоточного определения заданной цели;
— корректное удержание своего местоположения в заданном районе;
— автономность решения подводных задач;
— улучшенная скрытность;
— многофункциональность;
— осуществление разведки на малых расстояниях до заданного объекта.

• Основные возможности применения подводных аппаратов без экипажа на борту с высокой степенью автономности:
— военно-морские силы;
— морские отделения полицейских сил;
— отряды береговой охраны;

• Решаемые задачи:
— проведение различных операций по обезвреживанию мин и другого вооружения;
— осуществление поисковых операций и глубоководных спасательных операций;
— выполнение задач по контролю прибрежных зон;
— проведение разведывательных операций военного и гражданского назначения;
— возможность использования АНПА в качестве транспорта по доставке груза и перемещения людей.

• Основные характеристики:
— длина 3,17 метра;
— вес 82,3 килограмма;
— диаметр 20 см;
— погружение до 1000 м;
— скорость хода 6-8 узлов;
— автономное время работы более 7 часов.

Читайте также  Минобороны накрыло для солдат «шведские столы»

Автономный подводный аппарат «GAVIA»

• Гражданские разведывательные функции:
— проверка целостности подводных газо- и нефтемагистралей;
— исследование конструкций для добычи нефти и газа подводного исполнения;
— подводная проверка добывающих платформ;
— исследования шельфа;
— температурных характеристик;
— определение солености заданных районов;
— постоянный мониторинг водной среды;
— обнаружение скопления рыбы для ее вылова.

Конструкция и устройство подводного аппарата «GAVIA»

• Основой «GAVIA» служит модуль связи и управления. Он обеспечен центральным компьютером с предустановленным программным обеспечением, управляющей электроникой, оборудованием для передачи данных на расстояние. В оборудование связи входит:
— беспроводная сеть «Wi-Fi»;
— проводная сеть «Ethernet»;
— спутниковая связь «Иридиум»;
— гидроакустическая связь, используется акустическая модемная пара.

• Кроме этого данный модуль содержит информационно-измерительную систему, в которую входят различные датчики для определения давления, температуры, электрической проводимости, звуковых характеристик водной среды и морского дна.

Подводный аппарат «GAVIA» для научных целей

• Батарейный модуль АНПА «GAVIA» служащий для энергообеспечения аппаратных систем, состоит из аккумуляторов литий-ионного типа. Автономность хода целиком зависит от реализации модульности аппарата. При минимальной нагрузке от модулей аппарата «GAVIA» способна выполнять поставленные задачи на расстоянии в 45 км, на скорости 1,53 м/с.

• Движительный модуль имеет комплекс движительно-рулевых систем. В качестве двигательной установки используется электродвигатель гребного типа. Независимые рулевые устройства отвечают за управление креном, курсом и дифферентом.

• Системы «технического» зрения подводного аппарата – гидролокатор с боковым обзором, фотокамера, фронтальный эхолот. «GAVIA» полностью обеспечена системами для получения характеристик дна и данных для управления движением. При необходимости аппарат обеспечивается гидролокатором с круговым обзором, многолучевым гидролокатором, профилографом и ГБО интерферометрического типа.

• Системы навигации – бортовая, спутниковая и гидроакустическая системы навигации. Бортсистема – комплексированнная доплер-инерциальная система. Состоит из высокоточной ИНС с использованием лазерных гироскопов. Корректировка происходит с помощью данных доплеровского лага, где относительно грунта или воды измеряется скорость АНПА.

Читайте также  Возможности и риски американской программы строительства авианосцев

• Эти данные позволяют «GAVIA» придерживаться глубин, необходимых для решения поставленных задач. Для корректировки в надводном положении АНПА оборудован приемником «DGPS». Система гидроакустической навигации обеспечивает местоопределение подводного аппарата относительно донных маяков или относительно антенны приемо-передающего выполнения.

• Модульность «GAVIA» — совокупность электрических, механических и программных интерфейсов для быстрой смены или интеграции дополнительных модулей. Модули могут быть стандартного исполнения или выполненные на заказ. Пример, модульной замены, интеграция модуля-имитатора и имитация аппаратом подводной цели. Данное решение успешно зарекомендовало себя для проведения военно-морских учений и тренировок.

Подводный аппарат «GAVIA» для военных целей

• Система управления подводного аппарата «GAVIA» — совокупность бортовых компьютеров, различных датчиков и устройств, которые объединены в единую сеть. Многофункциональность АНПА потребовало создание развитой и мощной системы. Функциональность СУ АНПА интуитивно понятна заказчику. Программное обеспечение системы имеет три уровня:
— первый уровень – низкоуровневое управление с помощью микроконтроллеров;
— второй уровень – использование интеллектуального искусственного экипажа (ИИЭ);
— третий уровень – пользовательский уровень с использованием обычных интерфейсов подключения.

• ИИЭ выполнен как виртуальные члены экипажа: капитан, менеджер миссии, инженер, навигатор и автопилот. Данные, поступающие к виртуальным членам экипажа, после миссии можно просмотреть в удобном варианте и выявить неполадки.

• Полный состав и комплектация «GAVIA»:
— модули: носовой, батарейный, связи и управления, движительный;
— модуль ИНС;
— фотокамера со вспышкой с повышенными характеристиками;
— датчик определения скорости звука в водной среде;
— двухчастотный ГБО;
— ГБО интерферометрического выполнения;
— датчик снятия параметров за бортом;
— ГСС, ГНС;
— фронтальный эхолот;
— резервный модуль батарей;
— модуль для полезной нагрузки;
— имитационный модуль;
— пластины балласта;
— пункт управления «GAVIA»: влагозащищенный компьютер с предустановленным программным обеспечением управления аппаратом, средства связи «Iridium», зарядное устройство, рама транспортировки подводного аппарата, надводное оборудование ГНС.

/По материалам lenta.ru и topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Дорогая игрушка.
    В детстве у меня была подводная лодка с проводным управлением. Без Вай-Фай и эхолота. Зато и стоила всего 3 рубля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя