Военное ведомство Российской Федерации разместило на сайте госзакупок заказ на автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА) «GAVIA», производимых исландской компанией Hafmynd. Закупка аппаратов будет производиться по итогам открытого аукциона — Минобороны намерено потратить на подводных роботов 742,2 миллиона рублей. Все купленные АНПА должны быть поставлены войсковой части 20334. Планируется приобрести восемь таких аппаратов.
• Ожидается, что в 2012 году российское военное ведомство получит три аппарата Gavia, заплатив за них 300 миллионов рублей ровно. В 2013 году военные планируют получить два АНПА за 250 миллионов рублей, а в 2014 году — три аппарата за 192,2 миллиона рублей. Средства на покупку будут выделяться из федерального бюджета России.
Возможности АНПА «GAVIA»
• Данное подводное необитаемое решение относится к классу «малых» аппаратов. Построен АНПА с использованием модульной технологии, имеется возможность быстро сменить конфигурацию для решения конкретных поставленных задач.
Основные особенности:
— независимость действий от судов обеспечения;
— высокие скоростные показатели при осуществлении поиска;
— достаточно большая глубина погружения;
— возможность высокоточного определения заданной цели;
— корректное удержание своего местоположения в заданном районе;
— автономность решения подводных задач;
— улучшенная скрытность;
— многофункциональность;
— осуществление разведки на малых расстояниях до заданного объекта.
• Основные возможности применения подводных аппаратов без экипажа на борту с высокой степенью автономности:
— военно-морские силы;
— морские отделения полицейских сил;
— отряды береговой охраны;
• Решаемые задачи:
— проведение различных операций по обезвреживанию мин и другого вооружения;
— осуществление поисковых операций и глубоководных спасательных операций;
— выполнение задач по контролю прибрежных зон;
— проведение разведывательных операций военного и гражданского назначения;
— возможность использования АНПА в качестве транспорта по доставке груза и перемещения людей.
• Основные характеристики:
— длина 3,17 метра;
— вес 82,3 килограмма;
— диаметр 20 см;
— погружение до 1000 м;
— скорость хода 6-8 узлов;
— автономное время работы более 7 часов.
• Гражданские разведывательные функции:
— проверка целостности подводных газо- и нефтемагистралей;
— исследование конструкций для добычи нефти и газа подводного исполнения;
— подводная проверка добывающих платформ;
— исследования шельфа;
— температурных характеристик;
— определение солености заданных районов;
— постоянный мониторинг водной среды;
— обнаружение скопления рыбы для ее вылова.
Конструкция и устройство подводного аппарата «GAVIA»
• Основой «GAVIA» служит модуль связи и управления. Он обеспечен центральным компьютером с предустановленным программным обеспечением, управляющей электроникой, оборудованием для передачи данных на расстояние. В оборудование связи входит:
— беспроводная сеть «Wi-Fi»;
— проводная сеть «Ethernet»;
— спутниковая связь «Иридиум»;
— гидроакустическая связь, используется акустическая модемная пара.
• Кроме этого данный модуль содержит информационно-измерительную систему, в которую входят различные датчики для определения давления, температуры, электрической проводимости, звуковых характеристик водной среды и морского дна.
• Батарейный модуль АНПА «GAVIA» служащий для энергообеспечения аппаратных систем, состоит из аккумуляторов литий-ионного типа. Автономность хода целиком зависит от реализации модульности аппарата. При минимальной нагрузке от модулей аппарата «GAVIA» способна выполнять поставленные задачи на расстоянии в 45 км, на скорости 1,53 м/с.
• Движительный модуль имеет комплекс движительно-рулевых систем. В качестве двигательной установки используется электродвигатель гребного типа. Независимые рулевые устройства отвечают за управление креном, курсом и дифферентом.
• Системы «технического» зрения подводного аппарата – гидролокатор с боковым обзором, фотокамера, фронтальный эхолот. «GAVIA» полностью обеспечена системами для получения характеристик дна и данных для управления движением. При необходимости аппарат обеспечивается гидролокатором с круговым обзором, многолучевым гидролокатором, профилографом и ГБО интерферометрического типа.
• Системы навигации – бортовая, спутниковая и гидроакустическая системы навигации. Бортсистема – комплексированнная доплер-инерциальная система. Состоит из высокоточной ИНС с использованием лазерных гироскопов. Корректировка происходит с помощью данных доплеровского лага, где относительно грунта или воды измеряется скорость АНПА.
• Эти данные позволяют «GAVIA» придерживаться глубин, необходимых для решения поставленных задач. Для корректировки в надводном положении АНПА оборудован приемником «DGPS». Система гидроакустической навигации обеспечивает местоопределение подводного аппарата относительно донных маяков или относительно антенны приемо-передающего выполнения.
• Модульность «GAVIA» — совокупность электрических, механических и программных интерфейсов для быстрой смены или интеграции дополнительных модулей. Модули могут быть стандартного исполнения или выполненные на заказ. Пример, модульной замены, интеграция модуля-имитатора и имитация аппаратом подводной цели. Данное решение успешно зарекомендовало себя для проведения военно-морских учений и тренировок.
• Система управления подводного аппарата «GAVIA» — совокупность бортовых компьютеров, различных датчиков и устройств, которые объединены в единую сеть. Многофункциональность АНПА потребовало создание развитой и мощной системы. Функциональность СУ АНПА интуитивно понятна заказчику. Программное обеспечение системы имеет три уровня:
— первый уровень – низкоуровневое управление с помощью микроконтроллеров;
— второй уровень – использование интеллектуального искусственного экипажа (ИИЭ);
— третий уровень – пользовательский уровень с использованием обычных интерфейсов подключения.
• ИИЭ выполнен как виртуальные члены экипажа: капитан, менеджер миссии, инженер, навигатор и автопилот. Данные, поступающие к виртуальным членам экипажа, после миссии можно просмотреть в удобном варианте и выявить неполадки.
• Полный состав и комплектация «GAVIA»:
— модули: носовой, батарейный, связи и управления, движительный;
— модуль ИНС;
— фотокамера со вспышкой с повышенными характеристиками;
— датчик определения скорости звука в водной среде;
— двухчастотный ГБО;
— ГБО интерферометрического выполнения;
— датчик снятия параметров за бортом;
— ГСС, ГНС;
— фронтальный эхолот;
— резервный модуль батарей;
— модуль для полезной нагрузки;
— имитационный модуль;
— пластины балласта;
— пункт управления «GAVIA»: влагозащищенный компьютер с предустановленным программным обеспечением управления аппаратом, средства связи «Iridium», зарядное устройство, рама транспортировки подводного аппарата, надводное оборудование ГНС.
Дорогая игрушка.
В детстве у меня была подводная лодка с проводным управлением. Без Вай-Фай и эхолота. Зато и стоила всего 3 рубля.