Крейсер «Варяг» – легенда русского флота

Бронепалубный крейсер «Варяг» – легенда русского флота. Крейсер был заложен в 1898 году. Строительство велось в Филадельфии на верфях William Cramp & Sons. В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 вступил в строй. Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен.

• В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры.

Крейсер «Варяг» – легенда русского флота

• «КОГДА ЗАБРЕЗЖИЛ РАССВЕТ, глазам артурцев предстала тяжелая картина: два наших лучших броненосца и бронированный крейсер «Паллада», подорванные японскими минами, беспомощно стояли близ Тигровки… Увы, только теперь исчезли сомнения в неизбежности войны», — так описано начало русско-японской войны в ночь с 26 на 27 января 1904 года в сборнике исторических исследований «Оборона Порт-Артура» (Санкт-Петербург, 1910 год).

Вероломное нападение японцев на корабли противника (не ведавшего еще, что он — противник, ибо война объявлена не была) — таков почерк зачинщика, стремившегося одним ударом обеспечить господство на будущем театре военных действий. Выведение из строя двух из семи эскадренных броненосцев и одного из четырех крейсеров 1-го ранга Тихоокеанской эскадры повлекло всю драматичную для России цепь событий: полный захват инициативы японским флотом, высадка японской пехоты на материке, 11-месячная героическая оборона и падение Порт-Артура.

• Но самые трагические моменты русско-японской войны написаны на свинцовых страницах тихоокеанских волн: гибель миноносца «Стерегущий», поражение русской эскадры при Цусиме, легендарное героическое сражение крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой на рейде корейского порта Чемульпо.

Войну с Японией Россия прозевала и проиграла. Чудовищные расстояния между тылом и фронтом — восемь тысяч верст по единственной и еще недостроенной Транссибирской железнодорожной магистрали, да еще фантастический интендантский грабеж. Чего стоят одни лишь поставки в армию сапог с картонными подметками! Не было закончено перевооружение. Впрочем, ни к одной войне Россия не была готова никогда. Ее военная машина, при неизменной недооценке противника, как всегда в нашей истории, сколачивалась на ходу. Японцы восемь лет готовили свой флот к боевым действиям, не жалея на это денег, а наши моряки учений и стрельб практически не проводили.

• Вот как описывал ситуацию на Тихоокеанском флоте в своей книге «Порт-Артур — дневник очевидца» капитан 2 ранга Владимир Семенов: «Вследствие… сокращения кредитов…корабли плавали не больше 20 дней в году, а остальное время изображали… плавучие казармы. Прибытие популярного адмирала (Степана Макарова. — В.А.)… могло способствовать обучению команды в кратчайший срок тому, чему ее недоучили в мирное время. Но ничто, никакие усилия не могли наверстать безвозвратно упущенной практики плавания…

Мужиков, одетых в матросские рубахи… возможно было превратить в героев, но сделать их опытными моряками, а сборище плавучих казарм превратить в боевую эскадру, — для этого требовались долгие годы… Адмирал, принявший командование флотом для того, чтобы вести его в бой, оказался вынужденным обучать его выполнению простейших маневров…»

Кинжал в спину победы

• Восславленные во многих песнях подвиги защитников Порт-Артура и экипажа крейсера «Варяг» были совершены не на русской земле и не в русских водах: Порт-Артур и Дальний располагались на Квантунском полуострове, арендованном Россией у Китая на 25-летний срок. Русско-японская война, которая велась не на русской и не на японской, а на китайской территории при безучастности ее подлинного хозяина — Китайской императорской династии Цин, отмечена в истории России посредственным командованием и самоотверженным героизмом солдат и матросов.

• Но главное (и ситуация эта повторилась в 1917 году на фронтах Первой мировой) — армия получила, как выражались правомонархические газеты, «кинжал в спину победы» от либеральной интеллигенции. Именно ее усилия, объединенные с усилиями японцев, и «старания» воров-интендантов привели к поражению России.

«Сокрушаясь и болея душой о наших неудачах и тяжелых потерях, не будем смущаться. В них русская мощь обновляется, в них русская сила крепнет, растет. Со всей Россией верю, что настанет час нашей победы, и что Господь Бог благословит дорогие мне войска и флот дружным натиском сломить врага и поддержать честь и славу нашей Родины».

• Когда Николай II подписывал этот приказ армии и флоту, обнародованный 1 января 1905 года, он еще не ведал, какие новые потери ждали Россию. Впереди была Цусима. Если Порт-Артур, при обороне которого было убито и ранено около 27 тысяч русских, обошелся японцам потерями в 110 тысяч человек, то эскадра вице-адмирала Зиновия Рожественского, прибывшая на Тихий океан лишь полгода спустя после сдачи крепости, была расстреляна японцами спокойно и методично, почти без потерь для противника.

Завершающим горьким аккордом войны прозвучал Портсмутский мирный договор, по которому Россия уступала Японии права на аренду Порт-Артура и Дальнего с прилегающими территориями и южную часть Сахалина.

• Есть поражения позорные, но есть и такие, что дороже всякой победы. Поражения, закаляющие воинский дух, о которых слагаются песни и легенды. Подвиг всегда предполагает свободный выбор между жизнью и смертью. Между позором и честью. Советский классик внушал нам, что «самое дорогое у человека — это жизнь». Но русская военная традиция говорит о другом: самое дорогое у человека — это ЧЕСТЬ. Геройская гибель «Варяга» тому подтверждение.

«Варяг» и «Кореец» идут в бой, 9 февраля 1904 г.

Всякие переговоры излишни…

• В ночь на 27 января 1904 года японская эскадра адмирала Того внезапно атаковала русскую эскадру в Порт-Артуре, утром другая эскадра, контр-адмирала Уриу, у корейского порта Чемульпо атаковала крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». «Варяг» появился в корейском порту как стационер Российского государства, обеспечивая нормальную работу его посольства в соседней стране.

Крейсер «Варяг», новой американской постройки 1901 года, имел водоизмещение 6500 т, хорошую скорость хода — 24 узла (44 км/ч). Экипаж — 570 человек. Вооружение: двенадцать 152-мм орудий, двенадцать 75-мм, восемь 47-мм, два 37-мм орудия и 6 торпедных аппаратов.

Командовал крейсером капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, офицер, воспитанный в лучших традициях отечественного флота, Морской устав которого уже три столетия требовал всячески крепить «честь русского имени и достоинство русского флага». Вечером 23 января командиры иностранных судов, находившихся в Чемульпо, сообщили Рудневу о разрыве Японией отношений с Россией. Неизбежность нападения подтвердил и ночной уход с якорной стоянки японского стационера — крейсера «Чиода».

Читайте также  Стратеги и «менеджеры» из Генштаба снова облажались

• 26 января российский посланник в Сеуле разрешил Рудневу отправить с тревожной депешей в Порт-Артур канонерскую лодку «Кореец». Перед входом на нейтральный чемульпинский рейд японцы атаковали русскую канонерку. Однако три выпущенные торпеды не попали в цель. Четвертую торпедную атаку командир «Корейца» капитан 2 ранга Григорий Беляев сорвал, поведя свой маленький корабль на таран японского миноносца. Тот отвернул, не выпустив торпеды. Командир «Корейца» доставил в порт малоутешительное сообщение: неприятель имел более десятка вымпелов.

• В тот же день японская эскадра вошла на рейд Чемульпо. На «Варяге» и «Корейце» приготовились к бою: задраили люки, подали из погребов снаряды и патроны, проверили пожарные шланги. Японские эсминцы с расстояния в два кабельтовых (около 360 м) направили свои торпедные аппараты на русские корабли, где комендоры всю ночь дежурили у орудий, готовые немедленно открыть огонь прямой наводкой.

• Командующий неприятельской эскадрой контр-адмирал Уриу не решился атаковать русских на рейде, но половину стоявшей перед ним задачи выполнил. С японских транспортов на корейский берег был высажен десант. Поскольку объявления войны не имелось, русские этому не препятствовали.

• Утром 27 января (9 февраля) 1904 года японский адмирал обратился к русским с угрозой атаковать русские корабли на рейде, если они не покинут его до полудня. В порту стояли крейсера-стационеры Британии, Франции, Италии и США. Руднев решил предпринять попытку с боем прорваться в Порт-Артур и не сражаться на рейде, чтобы не пострадали иностранные корабли нейтральных держав, о чем он предупредил их капитанов.

• Историческая объективность требует отметить: командиры военных судов Англии, Франции и Италии направили японскому адмиралу протест (командир американского авизо «Виксбург» отказался его подписать) с требованием мирных переговоров. Уриу протест получил, но ответить на него счел возможным лишь после боя: «Ввиду решения, принятого храбрым русским командиром, всякие переговоры излишни». Вероятно, таковы были особенности японской военной дипломатии — сначала напасть, потом вести переговоры.

Последний бой крейсера «Варяг»

Хроника боя: «Наверх, вы, товарищи…»

• 27 января в 9.30 на крейсере стали разводить пары. Командир «Варяга» объявил офицерам о начале боевых действий. Принимается единодушное решение — идти на прорыв, а в случае неудачи — взорвать корабль, но не отдавать его врагу.

• В 10.45 к выстроенной на палубе команде обратился командир крейсера. Он сообщил о полученном японском ультиматуме и сказал: «Никаких разговоров о сдаче не может быть — мы не сдадим им крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови». По традиции все матросы были переодеты в чистые рубахи, трезвы и готовы к смерти. Считалось, что перед боем, как перед причастием, грех пить водку.

• В 11.10 прозвучала команда: «Все наверх, с якоря сниматься». Через десять минут «Варяг» снялся с якоря. «Кореец» следовал в кильватере. Команды иностранных кораблей, построенные во фронт на палубах, отдавали дань мужеству моряков России, шедших в безнадежный бой. Духовые оркестры зарубежных флотов исполняли гимн России.

• Впоследствии иностранцы говорили о величии этой минуты. Признавали, что они пережили трудный момент, провожая людей, идущих на верную гибель. По мнению иностранцев, принять вызов на бой с эскадрой во много раз сильнейшей — это подвиг, на который мало кто решится. «Варяг» был обречен еще и потому, что малый ход «Корейца» связывал скорость его маневров, а пушки старой системы не достигали цели и оказались практически бесполезными.

• Два корабля под Андреевским флагом следовали по узкому фарватеру, изобилующему камнями и отмелями. О маневрировании в предстоящем бою не могло быть и речи. Японская эскадра поджидала русских у выхода в открытое море: броненосный крейсер «Асама», бронепалубные крейсера «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Акаси», «Чиода», восемь миноносцев и вооруженное посыльное судно.

• В 11.45, после того как на японский сигнал о сдаче «Варяг» ответил гордым молчанием, загремели первые выстрелы с «Асамы». С «Варяга» ударили орудия правого борта. «Кореец» пока молчал. Крупнокалиберные, устаревшие пушки канонерской лодки были не дальнобойными, и половину боя им пришлось бездействовать. Шквал артиллерийского огня обрушился на «Варяга». Тот повел огонь бронебойными снарядами против своего главного противника — «Асамы» — и весьма удачно. Русские комендоры вели стрельбу из пушек верхней палубы, не имевших броневой защиты. Именно здесь у нас было больше всего потерь.

• В 12.05 командир крейсера отдал приказ повернуть вправо, чтобы ввести в дело орудия левого борта. И в это время два крупнокалиберных снаряда попали в корабль. «Варяг» лишился управления рулем. Ранен Руднев. Японцы усиливают обстрел. «Варяг» получил подводную пробоину, через которую вода хлынула в угольные ямы котлов. То там, то здесь на крейсере вспыхивали очаги пожара… Матросы выбивались из сил, ведя борьбу с огнем.

Читайте также  Кратко о сравнении флотов России и США

• Всю свою ярость экипаж «Варяга» вкладывал в залпы из орудий левого борта. «Асама» получил несколько прямых попаданий. На флагмане адмирала Уриу была выведена из строя кормовая артиллерийская башня. «Кореец», изменив курс, прикрывал огнем отход израненного крейсера. В 12.45, с подходом русских кораблей к рейду Чемульпо, бой прекратился.

Возвращение героев — поражение, воспетое в песнях

• Прибывший на «Варяг» командир французского крейсера Виктор Сэноса запишет в своем дневнике: «Я никогда не забуду этого потрясающего зрелища, представившегося мне: палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краски обуглились, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме и крен на левый борт все увеличивался».

• В неравном морском бою крейсер потерял боеспособность. Почти половина артиллеристов верхней палубы погибла. Несколько подводных пробоин лишали «Варяг» привычного хода. Судьба «Варяга» и «Корейца» была решена. Командиры кораблей приняли решение не сдавать корабли врагу.

• Канонерская лодка «Кореец» была взорвана экипажем, в 15.30 на «Варяге» команда открыла кингстоны. В 18.10 «Варяг» лег на борт и через мгновение скрылся под водой. Французский крейсер «Паскаль», английский крейсер «Тэлбот» и итальянский крейсер «Эльба» подняли на свои палубы уцелевшие остатки команд русских кораблей. Командир американского судна отказался принять участие в спасательных действиях.

• Японцы понесли не меньшие потери. «Варяг» нанес сильные повреждения 2 крейсерам — особенно досталось флагману «Асама», потопил 1 миноносец. Всеволод Руднев доносил царскому наместнику на Дальнем Востоке адмиралу Евгению Алексееву: «Корабли отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду».

Команда «Варяга» потеряла 122 человека убитыми и ранеными. Оставшиеся в живых моряки «Варяга» и «Корейца» через нейтральные порты вернулись в Россию и были удостоены Георгиевских крестов.

• Первая торжественная встреча героев состоялась в Одессе. Оттуда на всем пути до Санкт-Петербурга моряков тепло встречал простой люд. А 16 апреля матросы «Варяга» и «Корейца» под музыку гвардейских оркестров торжественным маршем прошли по Невскому проспекту. В Зимнем дворце после молебна император Николай II дал обед в честь героев Чемульпо. Всеволода Руднева назначили командиром строившегося броненосца «Андрей Первозванный» — самого мощного на тот период корабля русского флота.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами и зачислен во флот под названием «Сойя», но в апреле 1916-го Россия выкупила его у Японии, и уже в ноябре под прежним названием он пришёл в Кольский залив, где был включен во флотилию Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года корабль ушёл на ремонт в Англию, но до конца Первой мировой войны так и не был отремонтирован и затем был продан на слом.

Гюйс (носовой флаг) с крейсера «Варяг»

Свершившееся пророчество

• Да, Россия в 1905 году проиграла, но по справедливому замечанию крупного российского философа Ивана Солоневича: «Русские иногда проигрывали первые сражения, но пока что не проиграли ни одного последнего». Многие обвиняют во всех наших бедах царское самодержавие, но вот что писал об этом уже после Первой мировой войны Уинстон Черчилль:

«Представление о царском режиме как об узкосердечном и гнилом отвечает поверхностным утверждениям наших дней. По тем ударам, которые Российская империя пережила, по катастрофам, которые на нее свалились, мы можем судить о ее силе… Николай II не был ни великим вождем, ни великим царем. Он был только искренним, простым человеком со средними способностями…

Справедливость требует признания всего, чего он достиг. Пусть чернят его действия и оскорбляют его память — но пусть скажут: кто же другой оказался более пригодным? В талантливых и храбрых людях нехватки не было. Но на пороге победы Россия рухнула на землю, заживо пожираемая червями».

Пророчество Николая II — «настанет час нашей победы» — осуществилось… через сорок лет. 22 и 23 августа 1945 года советские десантники освободили от японских захватчиков Дальний и Порт-Артур, которые впоследствии с полным на то основанием перешли под китайский суверенитет под их историческими названиями Далянь и Люйшунь. В ходе боев с 18 августа по 1 сентября, после полного разгрома и капитуляции Квантунской армии были освобождены и возвращены в состав России Южный Сахалин и Курильские острова.

• В 1996 году на Тихом океане появился новый корабль — гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Он был построен в 1983 году на Николаевском судостроительном заводе и включен в состав Черноморского флота под именем «Червона Украина». В 1996 году переведен на Тихий океан, где в память легендарного крейсера был переименован в «Варяг» и удостоен гвардейского знамени.

• В дни празднования 300-летия русского флота, в начале февраля 1996 года, ракетный крейсер «Варяг» прибыл в корейский порт Чемульпо, на место гибели своего предка, для отдания памятных почестей погибшим героям-морякам. Приказом главнокомандующего ВМФ России место гибели «Варяга» и «Корейца» объявлено координатами боевой славы, и все военные корабли России приспускают здесь флаги.

• За успехи в боевой подготовке приказом командующего Тихоокеанским флотом в 1998 году ракетный крейсер «Варяг» стал флагманским кораблем ТОФ. А в декабре 2003 года малому противолодочному кораблю (МПК-222) Тихоокеанского флота было присвоено имя «Кореец».

/Владислав Артёмов, редактор студии военных писателей МО РФ, topwar.ru/

9 КОММЕНТАРИИ

  1. стандартная сказочка про «…врагу не сдается наш гордый… никто ничего не жела-а-а-а-ет…». бред сивой кобылы. начнем с конца. крейсер был введен в состав вражеского флота. редчайший, в общем-то случай, когда корабль, побывавший в бою, да еще и провалявшийся на дне больше года, ремонтируют и вводят в строй — менее чем за год. есть фото после подъема — (http://varjag-2007.livejournal.com/2490496.html), прекрасно видно, что для подъема с него содрали практически весь верх. вывод — раз решили ремонтировать, да ввели в строй (без вооружения, как учебный), то все внутри было нормально, в общем. иначе — на метал бы порезали еще при подъеме. то есть крейсер затопили вполне еще боеспособным. далее — кого там он сильно потрепал? да еще и потопил? по японским данным, и вообще ни в кого не попал, а япы в этом плане уникальны — по их традициям, угробить сильного врага есть честь, и презрительное Тоговское «…стреляли часто, но поражали только рыбу…» говорит скорее не о восхищении, а о презрении и уничижении… про героический бой и попытку прорыва на девяти(!) узлах (крейсер на испытаниях 24 дал) читайте у абраксуса — отличный поминутный разбор. заодно стоит вспомнить и посадку крейсера на мель при убегании (уже на 18 узлах!) — отлично характеризует офицерский состав и лично командира! там, кстати, и возражения есть — неубедительные, на мой взгляд. ну, и в сухом остатке — попытались пугнуть «макак желтомордых», популяли куда попало — когда же не испугались «макаки», то сами «герои», и в первую очередь офицерье, обосра…ись и драпанули назад в гавань. причем конкретно — о повторном бое даже заикаться не попытались, хотя корабль был еще вполне боеспособным! кореец не получил никаких повреждений вообще — и был взорван, чтоб не придирались, наверное, варяг же Руднев так спешил утопить, что не подумал ни о взрыве, ни даже о перегонке его на большую глубину — год с лишним крейсер маячил бортом при отливах! я даже не хочу говорить о том, что такая гадость могла быть сделана сознательно… да, за такие подарки микато должен был «хризантемами» Руднева с пяток до макушки увешать — и даже не в почти целом «подарочном» крейсере дело. просто первый же бой показал «макакам» — русских можно напугать до усра…ки! достаточно только твердо и до конца лупить по ним из пушек — и не отступать! и тогда они сами отступят… в Японии ордена вручаются после войны, по итоговому вкладу в победу. и Руднев, как никто, заслужил ЯПОНСКИЙ орден. так что — когда-когда, а уж в БЕССЛАВНОЙ гибели варяга гордиться нечем…

    • https://www.korabel.ru/news/comments/varyag_besslavniy_konets_i_posmertnaya_slava_korablya-neudachnika.html — не стоит звиздеть если не знаешь… Варяг никогда не давал 24 узла за всю историю своего существования

      • ну, вот почитай, раз тебе самому мозгов не хватает найти https://military.wikireading.ru/72350, во-первых, он даже 24 с копейками давал, (написано — один раз на испытаниях, но дал все-таки), так что мимо кассы, болван самовлюбленный. а, во-вторых, согласно вот этому http://alternathistory.com/podvig-varyaga-chast-2-boi-u-chemulpo-sravnenie не только при испытаниях, но и через год-полтора службы «…16 октября 1903 года крейсер на длительном испытании достиг частоты машин в 140 об/мин (22.7 узлов) при давлении пара в котлах 14-15 атм…», и это не считая того банального факта, что «…К сожалению, новый командир В.Ф. Руднев, переведенный из управления порта, не сумел поддержать ту атмосферу ответственности и строгости в выполнении служебных обязанностей, которой добивался Бэр. Корабль стал постепенно скатываться в подготовке на последние места в эскадре, а офицеры и специалисты крейсера вместо упорной работы по поддержанию необходимой боеспособности, предпочитали «бомбардировать начальство» жалобами на якобы «врожденные» дефекты машин и механизмов корабля. Так инженер И.И. Гиппиус, проведший в апреле 1903 г. детальное обследование машин «Варяга», обнаружил, что верхний предел давления пара был ограничен установкой механиками «Варяга» предохранительных клапанов на значение лишь не более 14 атм при проектной в 18 атм и реально достигнутой в марте, только незадолго до этого, 17.5 атм. Кроме того, им отмечено, что кочегары «стараются как можно реже подходить к котлам»…»)))) вот так-то, звиздун))))) если не умеешь думать — пользуйся хоть заемным умом…

  2. Микадо, а не микато, придурок! Не бойся, тебя русская собака не обоссыт (побрезгует). Живи и воняй, падл*

    • ну, 333-й, понятно,великий спец по ссаниям и прочей фекальщине… кувыркайся, убогий, народ любит идиотов!)))

  3. Абакуса трорк начитался. Тот известный врунишка. В последние годы бомжевал: то здесь, то там свои пасквили оставлял.
    Трорк — такой же дилетант. Одни формулировки чего стоят: «о перегонке его на большую глубину» и т. д.
    Крейсер мог дать ход 14 узлов. 18 — это фантазия. «Большая глубина» в Чемульпо и его окрестностях отсутствует. Что такое уничтожить корабль и вывести его из строя, трорк даже не задумался.
    Много чего можно еще написать. Трорк’у единицу за знания и умение мыслить.

    • самолюбование не есть признак высокого интеллекта. хотел ответить пространно по каждой из заявленных глупостей — но вот что-то не высвечивается. так что на — http://lib.rus.ec/b/438898, это раз, а два — это обсуждение, там тоже таких как ты «знатоков» на место ставят http://wap.russiainwar.forum24.ru/?1-8-0-00000034-000-0-0. прочитаешь — может, и поумнеешь, а может и нет — проще всего соглашаться с общепринятой версией и кричать, «мы лучше всех!», только такие самовосхваления всего лишь множат одинаковые ошибки… это не патриотизм, это идиотизм! стыдно не иметь собственного мнения, еще стыднее кривляться стаей…

  4. тим — вы свое мнение имеете, или только общепринятое??? чем-то вам формулировка не понравилась? ну, напишите не «перегонка», а «перевод», «переход», хоть «перелет»! а смыслу возразить сможете, или только крики про «не те источники»?))) дайте ваши расчеты, сравним, а иначе — голословный треп «за наших»…
    крейсер мог дать только 14 узлов?! то есть, Руднев еще и бездарный козел, ухитрившийся новейший крейсер за несколько лет довести до состояния старого ржавого корыта??? а японцы после поднятия на 19 ходили, а максимум дали аж 22,7 узла http://russian7.ru/post/7-zabluzhdeniy-o-boe-kreysera-varyag/… удивительно, верно? и как же этот «факт» (о 14 узлах) оправдывает Руднева, интересно???
    ширина крейсера составляла порядка 16 метров. можете в ВИКИ посмотреть, ссылку лень давать, это просто найти. во время отлива борт крейсера после затопления выходил из воды более чем на 4 м! https://masterok.livejournal.com/1026167.html здесь даже фото полно… то есть оставалось под водой около 10 м примерно, согласны??? при этом глубины в порту даже на время отлива по справочникам https://slovar.cc/enc/brokhauz-efron2/1961425.html составляют до 9 саженей, то есть порядка 19-20 м!!! так что — никак не найти места, чтоб хотя бы не позорить флаг???
    насчет же выведения корабля из строя и его уничтожения… а что вы сказать-то хотели, любезный?))) где я такое сравнение проводил, и для чего вы сюда это всунули? для многозначительности?! если до вас так тяжело доходит — вот вам пример полного выведения корабля из строя при ответственном отношении https://topwar.ru/1199-avianosec-gitlera.html. вот так уничтожают свои корабли, чтоб не достались врагу, причем даже БЕЗ УЧЕТА их последующего затопления!!! а то, что сделал Руднев, это пример срочного бегства с корабля — а вдруг японцы на рейд войдут и стрелять опять начнут?! так что не надо трепать языком, есть что АРГУМЕНТИРОВАННО возразить — возражайте, а всякие туповато-агрессивные намеки оставьте себе, если вы конечно и правда интересуетесь историей, а не очередной «ура-дебил»… и вот еще вам для лучшего ознакомления с темой, глядишь, головой пользоваться начнете до того, как кому-то ярлыки лепить http://wap.russiainwar.forum24.ru/?1-8-0-00000034-000-0-0.
    и странно — вроде отправил ответ, а он не появляется… почему бы???

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя