Историческая ложь Польши

В Польше поднялась очередная волна борьбы за «правильную» трактовку истории ее отношений с Россией. На сей раз недовольство поляков вызвал отказ российских ученых признавать заниженную цифру погибших в 1919-1921 годах в польских лагерях красноармейцев. Делается это с одной целью — уменьшить число жертв, чтобы погибших в Катыни спустя 20 лет поляков было бы больше. А тут и компенсацию потребовать можно. И ради достижения своих целей некоторые польские СМИ не гнушаются ложью и откровенными подлогами.

Историческая ложь Польши

• Сразу две ведущие польские газеты Gazeta Wyborcza и Rzeczpospolita поместили на своих полосах материалы о научной конференции по поводу событий советско-польской войны 1920 года в Варшаве. В ней, в числе прочих, участвовал виднейший российский специалист по данной проблеме, зав.кафедрой истории южных и западных славян истфака МГУ, член российско-польской межгосударственной комиссии по сложным вопросам истории Геннадий Матвеев. То, что он говорил, вызвало приступ злобы и у польских газетчиков, и у некоторых польских историков.

• «Это было очень легкое дело — бороться с заключенными красноармейцами в польских лагерях. Их грабили, подвергали жестокому обращению, убивали. У солдат Красной армии забирали всё… Мы много раз каялись за Катынь. Но и Польша должна покаяться за то, что творила беззакония, противоречащие всем возможным принятым нормам прав человека. Почему это так трудно? Почему не произносится слово «извините»?» — задал Матвеев вопрос своим польским коллегам.

• Gazeta Wyborcza принялась спорить с российским ученым, используя в качестве комментатора польского историка Збигнева Карпуся. Издание как истину в последней инстанции преподнесло мнение, что в польских лагерях в 1919-1921 годах погибло не более 17 тысяч красноармейцев. Да и те в основном отошли в мир иной не вследствие жестокого обращения поляков, а от тифа, холеры и прочих заболеваний. Приведенная цифра погибших примерно на пять тысяч меньше, чем число расстрелянных в рамках «Катынского дела» 1940 года поляков.

• Но если Gazeta Wyborcza хотя бы соблюла нормы приличия и не опустилась до оскорблений и подлогов, то славящаяся своими радикальными антироссийскими публикациями газета Rzeczpospolita принялась смешивать российского ученого (кстати говоря, имеющего государственные награды Польши) с грязью еще до того, как он выступил на конференции. Издание пошло на подлог и попыталось уличить Матвеева в якобы имевшей место смене точки зрения, чего не было и в помине. В качестве эксперта был, в частности, привлечен тот же Карпусь.

• «В 2004 году мы издали совместно с россиянами объемную книгу «Красноармейцы в польском плену в 1919-1922 годах. Сборник документов и материалов». На основе анализа тысяч документов обе стороны сошлись на том, что в польском плену погибло не более 16-18 тысяч пленных большевиков. И вдруг сейчас профессор Матвеев стал утверждать, что погибло более 28 тысяч пленных», — цитирует Rzeczpospolita слова Карпуся.

• И далее российского ученого обвинили в том, что он, мол, является рупором российской государственной пропаганды. «Это удивительным образом совпадает с действиями российской пропаганды, которая старается противопоставить тему умерших в плену большевиков катынскому преступлению. Приводимые им цифры — 28 тысяч пленных — это несколько больше, чем число жертв катынского преступления. Это выглядит подозрительно. Я опасаюсь, что профессор Матвеев мог поддаться давлению Кремля. Если это правда, это ставит под вопрос его научную добросовестность», — привела Rzeczpospolita слова историка Войцеха Рошковского.

• «Споры вокруг темы пленных большевиков начались в 1990 году, когда СССР признал свою ответственность за катынское преступление. Михаил Горбачев поручил найти в истории польско-российских или польско-советских отношений инцидент, который бы компрометировал поляков.

• Вначале для этих целей думали использовать эпизод сожжения поляками Москвы в начале XVII века, но в конце концов решили, что это слишком давнее событие. Тогда советские историки подбросили Кремлю дело умерших военнопленных войны 1920 года. С того времени российские руководители при слове Катынь автоматически припоминают судьбу красноармейцев», — разъяснило издание читателям суть дела.

Ложь, подлог… Корреспондент «Правды.Ру» много лет учился у профессора Матвеева и неоднократно задавал ему вопрос о потерях красноармейцев в той войне. И он ни разу (!) не выражал согласия с цифрой в 16-17 тысяч. А в журнале «Новая и новейшая история» (№ 3, 2006) российский ученый вступил в полемику с тем самым Збигневом Карпусем, слова которого ведущие польские газеты преподносят как истину в последней инстанции.

• «Карпусь установил, что «на момент прекращения военных действий на восточном фронте на территории Польши находилось около 110 тысяч большевистских пленных». Вне всякого сомнения, данные З.Карпуся занижены, причем весьма существенно. Доступные в настоящий момент достоверные источники позволяют утверждать, что в плен к полякам за время войны попало не менее 157 тысяч красноармейцев», — написал Матвеев. Он обратил внимание на то, что польский коллега практически слепо верит сводкам польского генштаба за 1918-1920 годы и мало сверяется с другими документами.

• А цифру в 28 тысяч Матвеев указал на страницах сборника «Белые пятна — черные пятна: сложные вопросы в российско-польских отношениях», вышедшего год назад. В статье написано (с. 43. — В.Т.): «Можно ориентировочно установить, что могло умереть от 25 до 28 тысяч человек, то есть примерно 18 процентов реально оказавшихся в плену красноармейцев».

• А до этого говорится, что только в лагерях Стшалково и Тухоль погибло 11,5 тысяч человек. Выходит, что российский ученый своей точки зрения не менял и на 16-17 тысяч не соглашался — вопреки заверениям газеты Rzeczpospolita и историка Карпуся.

А теперь — о «гуманизме» польских властей к пленным. Обратимся к сборнику документов «Красноармейцы в польском плену в 1919-1922 годах», изданном усилиями историков двух стран в 2005 году. Вот только несколько цитат:

• «6 декабря 1919 года Референт по делам пленных З.Панович, после посещения лагеря в Стшалково, сообщает в Минвоендел Польши: «Мы увидели залитые водой бараки, крыши протекали так, что для избежания несчастья нужно периодически вычерпывать воду ведрами. Общее отсутствие белья, одежды, одеял и хуже всего — обуви. У пленных нет даже башмаков на деревянной подошве, они ходят босиком, в лохмотьях, обвязанных шнурками, чтобы не распадались… Еда готовится только раз в день». (с. 110).

• «В июне 1919 года капитан медслужбы доктор Игнаци Копыстиньский докладывал в Минвоендел Польши об эпидемии сыпного тифа в Стшалково и что бараки для большевистских пленных «не имеют даже нар для сна… Заметно общее отсутствие белья» (с. 115). В лагере Стшалково военнопленных заставляли вместо лошадей возить собственные испражнения. Они таскали и плуги и бороны». (с. 558).

• «Если битый стонал или просил пощады, поручик Малиновский вынимал револьвер и пристреливал… если часовые застреливали пленных, поручик Малиновский давал в награду 3 папироски и 25 польских марок… неоднократно можно было наблюдать… Группа во главе с пор. Малиновским влезала на пулеметные вышки и оттуда стреляла по беззащитным людям». (с. 655).

• Кроме того, сохранилось объяснительное письмо подполковника Игнация Матушевского в кабинет военного министра Польши, в котором сообщается, что только к февралю 1921 года в одном Тухоле погибли 22 тысячи пленных красноармейцев. А ведь были еще лагеря в Стшалково, Щеперно, Береза-Картусская.

• И это еще не всё. Кроме красноармейцев, в польский плен попадали и белогвардейцы. Так, в феврале 1920 года такая участь постигла 23-тысячную белогвардейскую группировку генерала Николая Бредова. Они сидели в тех же лагерях, что и красные. Многие из них погибли.

• В Госархиве России (ГАРФе) сохранились воспоминания прошедшего Тухоль поручика Каликина. «Про Тухоль рассказывали ужасы, но действительность превзошла все ожидания. Представьте себе песчаную равнину недалеко от реки, огороженную рядами колючей проволоки, внутри которой расположились полуразрушенные землянки… Недалеко от главных ворот — бараки из гофрированного железа… Когда проходишь мимо них ночью, раздается какой-то странный… звук, точно кто-то тихо рыдает. Днем от солнца в бараках нестерпимо жарко, ночью — холодно…»

• Вопрос о белогвардейцах — отдельный, и за жестокое обращение с ними России может предъявить Польше те же претензии, что и за жестокое обращение с красноармейцами. Документы напрочь разбивают польскую версию о том, что жестокого обращения с пленными не было. А общая численность зверски замученных в польских лагерях русских как минимум сопоставима с количеством расстрелянных в рамках «Катынского дела» поляков.

Во многие польские архивы, где лежат связанные с той эпохой дела, доступ до сих пор закрыт.
Причины польской истерики по поводу несогласия профессора Матвеева на цифру в 16-17 тысяч лежат совершенно не в плоскости истории. Некоторые польские политики (в том числе и бывший премьер Ярослав Качиньский) говорят о том, что хотят потребовать от России выплаты компенсации за Катынь в 22 миллиарда долларов. А как ее потребуешь, если поляки сами совершали преступления против русских? Да еще и убили их больше, чем поляков в 1940-м? Вот и доказывают в Польше, что умерло красноармейцев меньше, и погибли они вовсе не из-за жестокого обращения, а из-за эпидемий.

Изыскания российских историков мешают Польше добиться своих целей. И некоторые местные историки и газеты не стесняются даже идти на откровенные подлоги, выдавая желаемое за действительное. Однако такой интерес к исторической конференции двух ведущих изданий свидетельствует о том, что входящая в ЕС и НАТО Польша намерена идти до конца и готова привлечь вышеозначенные организации на свою сторону. Увы, в России внимание властей к этой проблеме намного ниже.

• Между тем цена вопроса — минимум 22 миллиарда долларов. Не считая того, что вслед за Польшей подобные малооправданные, с исторической точки зрения, иски могут подать страны Прибалтики, Румыния, Финляндия… И далее по списку.

/Вадим Трухачев, www.pravda.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Согласно новейшим генетическим исследованиям, наиболее близкими к Русам являются Поляки (ранее утверждалось, что таковыми являются Сербы, Хорваты, Словенцы, ибо происхождение их от восточных, то есть от Русских Славян несомненно). Главным Русским племенем были поляне, то есть, опять-таки, поляки (поляцы), которые после разгрома Руси Татарами переселились из Малой Руси частью в Червоную Русь, и далее до города Люблина, а частью в Великую Русь, в Краснолесье, Залесье и, опять-таки, в Ополье, с городом Юрьевом-Польским. Переселение полян шло, конечно, и раньше. Современные средневеликорусы (наверное, без новгородцев и смолян)- прямые потомки полян. Тождество самоназвания Русского и Польского племени не может быть случайным совпадением.

    Наверное, Поляки потому и вмешиваются постоянно в Русские дела, что считают Русь как бы своей. Были бы Польские власти умнее, возможно, Польша и поныне владела бы Русью, а теперь Поляки уже и тому радуются, что их пускают в Берлин без разрешения.

    Первоначально Поляки называли себя Лехами, по имени своего родоначальника, который был брат Чеха и Руса. Смена самоназвания связана именно с полянами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя