ВВС России после нескольких лет испытаний решили принять на вооружение фронтовые бомбардировщики Су-34, сборка которых развернута в Новосибирском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Дело осталось за малым — дождаться постановления правительства, после выхода которого самолеты официально войдут в состав ВВС, и модернизировать производство, чтобы обеспечить масштабный выпуск Су-34. Как никак, новый Су-34 составит основу фронтовой бомбардировочной авиации России.
В войска
• О том, что совместные государственные испытания Су-34, специализированной модификации Су-27, завершены, стало известно 19 сентября 2011 года. В акте, подписанном главкомом ВВС России Александром Зелиным по итогам испытаний, содержатся рекомендации принять новый бомбардировщик на вооружение. В настоящее время ведется подготовка документов, на основании которых в 2012 году выйдет постановление правительства о принятии Су-34 на вооружение. С этого момента машина, поставляющаяся в войска с 2006 года, официально войдет в состав ВВС.
• Любопытно, что бомбардировщик, пока еще не принятый на вооружение, уже успел принять участие в боевых действиях — он применялся во время войны в Южной Осетии в 2008 году. Самолет проводил радиоэлектронную борьбу с системами грузинской противовоздушной обороны, прикрывая действия российской ударной авиации. В ходе боевого применения Су-34 наносил удары противорадиолокационными ракетами по грузинским зенитным ракетным комплексам, а также уничтожил радиолокационную станцию 36Д6-М под Гори. Так что испытания на боевое применение новый бомбардировщик прошел успешно.
• «Сухой» начал разработку Су-34 в конце 1980-х годов, а в апреле 1990-го прототип перспективного фронтового бомбардировщика — Т10В-1 — совершил первый полет. Су-34 относится к самолетам поколения «4+» и представляет собой глубокую модернизацию тяжелого истребителя завоевания господства в воздухе Су-27. В ходе проектирования планер самолета претерпел ряд изменений. В частности, была увеличена ширина кабины пилота, чтобы летчик и штурман сидели бок о бок. Вход в кабину расположен в нише передней опоры шасси.
• У Су-34 также появилось переднее горизонтальное оперение. Кроме того, самолет получил более мощные двухконтурные турбореактивные двигатели АЛ-31Ф, обновленную бортовую электронику, системы активной безопасности и новый радар с активной фазированной антенной решеткой Ш141, позволяющей обнаруживать наземные, морские и воздушные цели.
• Су-34 предназначен для поражения практически любых типов целей, причем бортовое оборудование позволяет применять вооружение против нескольких объектов одновременно. Фронтовой бомбардировщик также получил систему дозаправки в воздухе, благодаря чему его дальность полета стала лишь вопросом наличия в нужном районе самолета-заправщика.
Боевой радиус Су-34 на одной заправке составляет 1,1 тысячи километров.
Машина способна развивать скорость до 1,9 тысячи километров в час.
Бомбардировщик оснащен 12 точками подвески для различных типов оружия общей массой до восьми тонн. Кроме того, Су-34 оснащен и 30-миллиметровой пушкой ГШ-301.
Силовая установка обеспечивает тягу в 80,9 килоньютона в нормальном режиме и 132,3 килоньютона в режиме форсажа.
• Государственные испытания Су-34 начались в 2006 году, когда «Сухой» передал в состав ВВС России первые два таких самолета. Третий бомбардировщик военно-воздушные силы получили в 2008 году. К настоящему времени в войска поступили десять новых самолетов. Как ожидается, с 2011 года военные будут получать уже модернизированную версию Су-34.
• В июне 2010 года сообщалось, что в Государственном летно-испытательном центре в Ахтубинске проводятся испытания новых модификаций для фронтового бомбардировщика. В их числе — новые виды ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», модернизированные высокотемпературные турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-31Ф-М1 и обновленная станция предупреждения об облучении Л-150 «Пастель».
• Кроме того, бомбардировщики планируется оснастить вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35, которая позволит производить запуск двигателей Су-34 на земле без использования дополнительного оборудования. На практике, это нововведение позволит значительно расширить список аэродромов базирования фронтовых бомбардировщиков.
• Ожидается, что в модернизацию 2011 года войдут новые двигатели и вспомогательная силовая установка. Во всяком случае, в 2010 году оба этих усовершенствования получили разрешение на серийное производство.
На вооружении
• В ходе авиасалона МАКС-2011 в Жуковском в августе 2011 года главком Зелин рассказал о перспективах принятия Су-34 на вооружение. По его словам, ВВС планируют приобрести 120 новых бомбардировщиков, из которых будут сформированы пять эскадрилий по 24 самолета каждая. Покупка техники будет осуществляться в рамках госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы, объем финансирования которой определен на уровне 20 триллионов рублей. Согласно планам военных, Су-34 в войсках должны будут заменить устаревшие бомбардировщики Су-24. Но не во всех случаях.
• В июле 2011 года российские СМИ со ссылкой на источник в морской авиации ВМФ России сообщили, что в составе авиации Черноморского флота фронтовые бомбардировщики Су-24, базирующиеся на аэродроме Гвардейский в Крыму, будут заменены многофункциональными истребителями Су-30СМ. На первом этапе планируется поставка флоту 12 таких самолетов.
• Это решение вызывает много вопросов, главным из которых является целесообразность замены узкоспециальной машины более универсальной. По всей вероятности, концепция применения авиации в районе Черного моря предусматривает выполнение более широкого круга задач, нежели бомбардировка, прикрытие судов с воздуха, разведка и противолодочная борьба.
• Последние задачи в настоящее время могут решать устаревшие 18 бомбардировщиков Су-24М, четыре разведчика Су-24МР, четыре противолодочных самолета Бе-12, 30 вертолетов Ка-27 и 8 вертолетов-постановщиков помех Ми-8, входящие в состав авиации Черноморского флота. Поставка флоту истребителей Су-30СМ может говорить лишь о переосмыслении роли Черноморского флота.
• Ранее сообщалось, что в целом потребность российских ВВС в Су-34 оценивается в 400 единиц. Вероятно, эта оценка была пересмотрена, поскольку военные планируют купить 120 таких самолетов к 2020 году. К настоящему времени ВВС разместили заказ на поставку 32 Су-34, а к 2015 году число таких самолетов планируется довести до 70 единиц. Покупка самолётов, по словам главкома Зелина, будет осуществляться небольшими партиями. В частности, в 2011 году ВВС получат шесть Су-34, а годом позже — еще 12. С 2013 года, чтобы уложиться в госпрограмму вооружений, ВВС необходимо будет покупать по 11-12 единиц Су-34 в год до 2020 года включительно.
• Для обеспечения своевременных поставок самолетов НАПО уже начало реализацию программы модернизации производства, на которую планируется потратить более двух миллиардов рублей. В частности, будет куплено и установлено новое оборудование и обрабатывающие центры. Вероятно, часть средств будет предоставлена предприятию в рамках госпрограммы модернизации оборонно-промышленного комплекса, озвученной премьер-министром России Владимиром Путиным в апреле 2011 года. Финансирование госпрограммы запланировано на уровне трёх триллионов рублей. Эти средства будут выделены в период с 2011-го по 2020 год.
• В целом, как ожидают на НАПО, модернизация производства позволит осуществлять одновременную сборку до 20 разных боевых самолетов и вдвое быстрее осуществлять ремонт истребителей, уже эксплуатирующихся войсками. Вероятно, более половины производства НАПО будет отдано сборке Су-34, или дополнительная сборка таких самолетов начнется на каком-либо другом предприятии. В противном случае «Сухой» рискует не уложиться в гособоронзаказ до 2020 года по поставке бомбардировщиков. Но это все — дело ближайшего будущего.
• Главное, что фронтовая авиация России наконец получит долгожданное обновление, а не модернизацию уже устаревающих самолетов, причем новая машина по своей функциональности позволит решать широкий круг задач. «По своим маневренным возможностям и решаемым задачам он близок к парку самолетов дальней авиации. Если он будет нести крылатую ракету, то перейдет в другой класс», — охарактеризовал Су-34 главком ВВС Зелин.
/Василий Сычев, lenta.ru/
круто!!! наши умы самые лучшие!!!
Были. К великому сожалению. Это все разработки Советского Союза
вы недооцениваете других, и не судите по себе. Синдром потеряной страны какой-то…
НАШИ УЧЁНЫЕ НЕ ЧЕГО НЕ ПРИДУМАЛИ НОВОГО ПОСЛЕ СТАЛИНА
Какой это нафиг бомбардировщик? Это истребитель который и ещё и по земле может шмальнуть. У бомбардировщика главный признак нести до хера обычных неуправляемых бомб.
все это только видимость ребятки мои))))
Мы тока в долг даем другим странам, а себе помочь не можем!!! Как задолбали эти палитики безталковые. бл.. вы че творите там??? язык в жоп… спрятали, давить надо США!!! любыми мерами!!! и не бояться!! Сталин нам нужен!!! как вы заеб… молчать! имеют уже Россию кто хочет, а мы тока говорим и все!! нет у нас ничего, все тока у богатых и бандитов!
сажать больше половины в Нашей стране надо!!! я бы прошелся бы по голове да не буду! везде корупция, только деньги деньги деньги и все!!! ни стыда ни совести перед старыми людьми!!! вы задумайтесь что будет с нами дальше!!! Мне кажется мы начнем убивать друг друга из-за несправедливости!!!
В нашей стране понимают тока силу, потому что боятся будут и уважать!!! Я гражданин России по паспорту, но на самом деле я в своей стране РАБ!!! ПОНАЕХАЛИ КТО КАК ХОЧЕТ, А ВСЕМ ПОХРЕНУ! Не город МОСКВА а помойка.
я картошку украл накормить голодных людей, мне дали 5 лет, Сердюков миллиарды наворовал и ему поххх на всех!! он царь, хрен клал на всех!!! где Владимир Путин ваша справедливость? что изменилось в нашей стране? ничего!!! как все было так и осталось!!! Ну кроме того что мы строим каждый год ДОРОГИ )) ПОТОМУ ЧТО НЕ МОЖЕМ ОДИН РАЗ И НАВСЕГДА СДЕЛАТЬ ХОРОШО!!!
Не подумайте что я псих, просто накопилось. ОБИДНО ЧТО МЫ ВСЕ ТУТ ПИШЕМ, ГОВОРИМ А ТОЛКУ ВСЕ РАВНО НЕ БУДЕТ!!! ИМ ВСЕ РАВНО ДО ЛАМПОЧКИ. ГЛАВНОЕ ЧТОБ ИХ КАРМАНЫ БЫЛИ НЕ ПУСТЫ!!! Я ВСЮ ЖИЗНЬ КОПИЛ ЧТОБ КУПИТЬ ДОМИК МАЛЕНЬКИЙ, ВЫ СУКИ ДВОРЦЫ СТРОИТЕ ЗА РАЗ. КАКИМ ОБРАЗОМ, ОТКУДА ДЕНЬГИ ТАКИЕ? ВОРУЕТЕ И ВАС ВСЕ ПРИКРЫВАЮТ!! СИСТЕМА У НАС НА ВСЮ ЖИЗНЬ!!!
да правы все только начинать надо с себя всем нам но это самое тяжёлое легче ругать других