Корабль класса «Зубр», или проект 12322 — это малое десантное судно, оснащенное воздушной подушкой и разработанное еще в советские времена. После того как проект рассекретили, «Зубр» был признан мощнейшим в мире судном, имеющим воздушную подушку. Суда данного класса имеют в своем арсенале такие страны, как Украина, Россия и Греция.
• Примечательно то, что «Зубр» является первым судном, произведенным в России и впоследствии приобретенным и поставленным на вооружение странами НАТО. «Зубр» призван выполнить следующие задачи: транспортирует личный состав военных подразделений, боевую технику и занимается грузоснабжением на необорудованные береговые линии. Воздушная подушка позволяет высадить десант на 70% побережий всего мирового океана.
• Грузовой отсек вмещает 3 танка, общий вес которых может доходить до 150 тонн, или же 10 бронетранспортеров (до 130 тонн) и еще 140 человек морской пехоты. К тому же здесь могут разместиться 8 боевых машин пехоты или плавающих танков с примерно одинаковыми размерами. При переоборудовании грузового отделения здесь могут расположиться еще 366 человек. Получается, что общее количество людей, которое «Зубр» может доставить на берег, достигает 500 человек.
• Двигатель «Зубра» обладает мощностью в 50 тысяч лошадиных сил. Двигатель представляет собой силовую установку М35, произведенную на николаевском предприятии «Заря-Машпроект». Судно имеет четыре нагнетательных агрегата НО-10 с пропеллером, диаметр которых 2,5 метра. Их вращение расходует всю мощность силовой установки.
• Три реверсивных винта отвечают за горизонтальное движение «Зубра». Диаметр каждого 4-лопастного винта составляет 5,5 метра. Длина «Зубра» составляет 57,3 метра, ширина – 25,6 метра, высота имеет 21,9 метра. Водоизмещение достигает 555 тонн. Запасы топлива в баках рассчитаны на преодоление расстояния в 300 морских миль (550 км), максимальный предел скорости — 60 узлов (111 км/ч).
• Управляет и обслуживает судно экипаж в 27 человек. Корабль «Зубр» располагает артиллерийским и ракетным вооружением. Артиллерийское вооружение сводится к двум 30-мм автоматическим артиллерийским системам АК-630, установленным на судне. Боекомплект каждой составляет 3000 снарядов.
• Две пусковые установки А-22 «Огонь» для 140-мм неуправляемых реактивных снарядов – это ракетное вооружение судна. Их боекомплекты включают по 66 НУР к каждой. 8 переносных зенитных комплексов «Игла» предназначены для противовоздушной обороны.
• Корабль на воздушной подушке типа «Зубр» состоит из платформы прямоугольной формы, которая является основной несущей частью корпуса. На платформе размещается надстройка, разделенная переборками на три отсека.
• В средней части располагается транспортируемая техника. В кормовом отсеке размещены главные и вспомогательные силовые установки, а также системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. В носовом отсеке находятся помещения для личного состава мобильного подразделения и экипажа.
• Для плодотворной работы и нормального отдыха на корабле установлена система вентиляции, кондиционирования, отопления и звукоизолирующие покрытия. Для высадки и погрузки десантных подразделений с боевой техникой используются носовая и кормовая аппарели. Корабль на воздушной подушке не имеет якоря, его функцию выполняет гибкое ограждение, которое в «не рабочем» состоянии опускается, и судно остается неподвижным.
• Рабочим состоянием «юбки» считается подъём на высоту до 6 метров от земли, при помощи нагнетаемого под нее воздуха, который, в свою очередь, не выходит за ее пределы и создает подъёмную силу. При использовании трёх ходовых двигателей и рулей, корабль обретает достаточные способности для маневра. Самым интересным местом судна на воздушной подушке является центральный командный пункт. Он оборудован штурвалом авиационного типа.
• Особенностью кораблей этого типа является то, что им управляет один человек, которого называют пилот. Название говорит само за себя. Управление таким судном требует большого опыта и умений для обеспечения безопасного мореплавания. С командного поста через пять экранов и электротехнических приборов, осуществляется контроль состояния ходовых и подъемных двигателей, генераторов и различных вспомогательных систем.
• Выдающимся достижением корабля на воздушной подушке типа «Зубр» является сочетание высокой скорости, достаточной грузоподъемности и уникальной амфибийности. По утверждениям военных специалистов «Зубр» проекта 12322 обогнал свое время. В период с 1985 по 2000 годы было построено восемь кораблей на воздушной подушке типа «Зубр». После раздела Черноморского флота в России осталось три судна.
• ВМС Украины были переданы остальные корабли на воздушной подушке: «Краматорск», «Горловка», «Артемовск», «Донецк» и «Иван Багун». Два последних достраивались на судостроительном предприятии «Море» в Феодосии. К сожалению, в современной российской и украинской военной доктрине не нашлось применение столь мощному и дорогому кораблю.
• Поэтому в Афинах 24 января 2000 года между Россией, Украиной и Грецией был подписан контракт, в котором шла речь о продаже нескольких кораблей данного типа — Греции. В течение последующих двух лет в Афины были отправлены четыре судна на воздушной подушке типа «Зубр». Корабли получили новые названия: «Keffallonia», «Kerkyra», «Kakynthos», «Ithaki».
• Приобретение, несомненно, открыло новую страницу в истории Греческого флота. Они очень гордятся новыми кораблями. Даже один из кораблей принимал участие на международной выставке вооружения и военной техники «Defendory International» в Афинах, где был удостоен бронзовой медали.
/Станислав Закарян, «Оружие России»/