В последнее время во многих средствах массовой информации не утихает ожесточённая дискуссия о судьбе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), о взаимоотношениях Минобороны России и производителях БПЛА, их эффективном применении. Но слова так и останутся словами, если ничего не делать и молча слушать эту дискуссию. Пример делового подхода к этой проблеме показал ряд российских предприятий, в частности, группа компаний ZАLА АЕRО, которая представила на прошедшем недавно авиасалоне МАКС-2011 уникальный по совокупности тактико-технических характеристик беспилотный самолёт ZАLА 421-16Е.
Первый полёт
• Первый полёт беспилотника был проведен на базе предприятия «Беспилотные системы» в Ижевске. Особенности ZALA 421-16, выявленные во время первого полёта аппарата, вместе с технологиями обеспечения малой заметности делают этот беспилотный комплекс применимым в целом ряде различных операций, проводимых Минобороны России, отметил генеральный директор и генеральный конструктор «Беспилотных систем» Александр Захаров.
• «Было просто поразительно, как быстро аппарат набирает высоту и насколько аппарат устойчиво себя ведёт в воздухе. Уже во время первого полёта стало совершенно очевидно, что за счёт продуманной аэродинамики данный беспилотный самолёт способен нести значительно большую нагрузку, чем расчётная», – отметил Захаров.
• Возможность полностью автономного полёта делает самолёт единственной среди БПЛА альтернативой вертолётному обследованию газопроводов, нефтепроводов и магистральных электросетей.
Летающее крыло
• БПЛА ZАLА 421-16Е – своеобразный прорыв не только в области аэродинамики, но и в области системы стабилизации полезной нагрузки. По уже сложившейся традиции ZАLА 421-16Е выполнен по схеме «летающее крыло» с толкающим двигателем и вобрал в себя весь многолетний опыт создания надежных самолетов.
• БПЛА обладает размахом крыла 1,65 м и несёт оптико-электронную и ИК аппаратуру целевой нагрузки массой до 3 кг. Оптико-электронная система БПЛА благодаря детально проработанной конструкции подвеса камеры позволяет с высоты 1 км определять количество людей в группе и цвет их одежды. Этот БПЛА уже прошел полный цикл заводских испытаний и подтвердил свои технические характеристики.
• При продолжительности полёта более чем 3,5 часа ZАLА 421-16Е способен покрыть расстояние в 200 км. В стандартном варианте поставки БПЛА поставляется с цифровой зеркальной фотокамерой не менее 18 Мпикс и высококачественной видеокамерой на гиростабилизированной платформе с 20 кратным увеличением. Дополнительно БПЛА оборудуется тепловизором 640х480 пикс.
• Старт беспилотного аппарата производится с мобильной механической катапульты, посадка производится на парашюте с автоматически наполняемой амортизационной подушкой. Катапульта может быть установлена как на земле, так и на судне, к примеру, ледоколе, Посадка БПЛА также может производится в сеть. Это способ посадки особенно актуален при использовании БПЛА в составе кораблей военной или ледовой разведки.
• Как отметили представители Пограничной службы ФСБ России, ознакомленные с техническими характеристиками БПЛА, «эти аппараты наиболее близки по ТТХ к требуемым для выполнения задач по охране госграницы, в частности, для выполнения длительного полета на дальние расстояния».
• Уникальные технические характеристики ZАLА 421-16Е позволяют считать самолёт ярким представителем многофункциональных беспилотных систем, используемых для задач наблюдения и разведки, защиты военных баз, государственной границы, конвоев. В самое ближайшее время разработчики планируют расширить ряд полезных нагрузок малогабаритным дистанционным газоанализатором. Предполагается, что в перспективе БПЛА ZALA 421-16Е будут также использоваться для целеуказания и ретрансляции данных в дополнение к разведывательным задачам.
Оборудование БПЛА
• На беспилотнике ZАLА 421-16Е штатно установлена ультра-компактная, универсальная, гидростабилизированная платформа нового поколения, способная оснащаться тремя видами камер. Превосходная автофокусировка, малый вес, компактные размеры, наряду с подвижной автоматической стабилизированной платформой позволяют оператору свободно вести наблюдение в широком угловом диапазоне и получать великолепное изображение. Новый пакет программного обеспечения VIZA значительно облегчает работу оператора-дешифровщика.
• БПЛА имеет резервную навигационную систему для работы в сложных условиях РЭП, защиту сервоприводов от механических воздействий и совместимость с мобильными терминалами. Платформа может устанавливаться в качестве полезной нагрузки на любые современные БПЛА, а также наземные и надводные роботизированные платформы.
• Применение современных комбинированных ПН массой до 3 кг решает весь спектр задач исторически относимых к классам 70-150 кг. Появление Zala 421-16Е ставит под сомнение актуальность использования БПЛА аэродромного базирования. И открывает новую эпоху применения беспилотных средств, готовых уже сейчас к сетецентрическим технологиям будущего.
Технические характеристики Zаla 421-16Е:
Радиус действия радиоканала — 45 км
Двигатель — электрический
Продолжительность полёта – 3…4 ч
Диапазон скоростей – 60…110 км/ч
Дальность полёта – 210 км
Вес – 10 кг
Размах крыла — 2,8 м
Полезная нагрузка — 1,5 кг
Высота — 3500 м над уровнем моря
Управление — GPS/Глонасс
Взлёт/Посадка — катапульта/парашют
• В заключение можно смело сказать, что беспилотный комплекс ZАLА 421-16Е производства ZALA AERO является достойной приемственницей предыдущих разработок предприятия и настоящим прорывом в области аэродинамики.
/Валерий Елисаветский, arms-expo.ru/
Сколько весит газаанализатор для БПЛА