Як-130 – учебно-боевой комплекс будущего

В российских ВВС продолжается освоение новых учебно-боевых самолётов Як-130, предназначенных для замены чешских учебных самолётов L-39 Albatros. «Альбатросы» более 40 лет служили и продолжают служить для подготовки пилотов во многих странах мира, но уже не удовлетворяют требованиям текущего дня. Для их замены в России был создан новый учебно-боевой самолет Як-130, обеспечивающий высокую эффективность обучения пилотов, которым предстоит летать на истребителях поколения 4+ и авиакомплексах пятого поколения (Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Eurofighter Typhoon, F-22, F-35).

Як-130 – учебно-боевой комплекс будущего

Самолет Як-130 оснащён электродистанционной системой управления, которая способна самостоятельно ограничивать предельные значения угла атаки и перегрузки, тем самым исправляя ошибки пилотирования и предотвращая выход самолета на опасные режимы полета. При этом максимальный угол атаки составляет 35 градусов.

Технические характеристики
Экипаж: 1 или 2 человека
Длина: 11,49 м
Размах крыла: 9,72 м
Высота: 4,76 м
Масса пустого: 4600 кг
Нормальная взлётная масса: 5700 кг
Максимальная взлётная масса: 10290 кг
Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25
Тяга: 2 × 2500 кгс

Лётные характеристики
Максимальная скорость: 1060 км/ч
Практическая дальность: 2000 км (при полной внутренней заправке)
Тяговооружённость: 0,9

Вооружение
Стрелково-пушечное: пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушками калибра 23 мм и боекомплектом 250 снарядов в каждом — 2-4 шт
Боевая нагрузка: 3000 кг
Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, Р-77 — 2-4 шт
Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8 — 2-4 шт
Бомбы: корректируемые и обычные бомбы

Як-130 в полёте

Двигательная установка самолёта состоит из двух современных экономичных двигателей АИ-222-25, обеспечивающих Як-130 высокую тяговооруженность, и вспомогательной силовой установки, повышающей автономность эксплуатации самолета. Кабина, оборудованная большими (15х20 см) цветными многофункциональными индикаторами, полностью соответствует концепции «стеклянная кабина», а органы управления – концепции HOTAS.

Читайте также  Уклонистов предлагают наказать общественными работами

Важной особенностью Як-130 является возможность имитации для обучаемого пилота реальной боевой обстановки. На многофункциональном индикаторе в реальном времени имитируются метки целей от РЛС, сообщения об отказах оборудования и прочее. Ресурс планера у самолёта Як-130 составляет 10000 часов, а срок службы – 30 лет. При этом эксплуатация самолета осуществляется «по состоянию», что существенно снижает эксплуатационные расходы. Российские специалисты подсчитали, что стоимость эксплуатации Як-130 в 6-7 раз ниже, чем, например, МиГ-29УБ.

• Помимо использования в качестве учебного Як-130 может эффективно применяться как лёгкий боевой самолёт. В номенклатуре применяемого вооружения управляемые ракеты «воздух-воздух», корректируемые авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты и бомбы, авиапушка. Вооружение общей массой до 3000 кг может размещаться на 9 точках подвески.

• Кстати, выбор этой машины в качестве перспективного учебно-тренировочного самолёта фронтовой авиации для ВВС России не в последнюю очередь был обусловлен именно тем, что Як-130 является учебно-боевым самолётом, способным работать в качестве лёгкого штурмовика.

Кабина самолёта Як-130

• Помимо ВВС России покупателем самолёта является Алжир. Эта страна должна получить 16 Як-130, заказанных в рамках крупного контракта на поставку авиатехники российского производства, включающего также многофункциональные истребители Су-30МКА. Интерес к новому российскому учебно-боевому самолёту проявляют во многих зарубежных странах. Неплохо он вписался бы и в ВВС среднеазиатских и закавказских государств.

• Простота конструкции самолета, высокая надежность силовой установки и бортового оборудования, большой ресурс, возможность автономного базирования, а также простота обслуживания в сочетании с низкой стоимостью расходов на эксплуатацию и превосходными летно-техническими характеристиками позволяют проводить на самолете Як-130 высокоэффективную подготовку пилотов в короткие сроки, а также решать различные боевые задачи. Без сомнения, новый российский учебно-боевой самолёт ждёт не менее долгая жизнь, чем «Альбатрос».

Читайте также  Штурмовое подразделение инженерных войск. Фоторепортаж

/По материалам oborona.ru и ru.wikipedia.org/

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Учебный-то он учебный, да только смотри сколько у него оружия — х…туча. Если таких летающих парт тыщ 10 наделать — ваще жесть!

    • знаете, Герман, ваш комментарий напоминает идеи одного маршала. тот тоже, в свое время, требовал у правительства для надежной обороны сто тыщ танков. вот так вот раз — и сто тыщ. такой талантище был… не подумал, правда, ни где их содержать, ни кого на них сажать, ни чем заправлять, ни даже сколько оно все стоить будет. а так талант, просто гениальный вояка! да, вот только закончил плохо. расстреляли его. да, забыл гения назвать — это Тухачевский был, маршал-то.
      ваша идея про «тыщ 10» просто смешна. прикиньте, сколько в ВС сейчас вообще самолетов, ВСЕХ типов и классов, и сравните с вашими «10 тыщ». никогда, ни при каких условиях столько современных самолетов не потянуть никакой экономике. а если это просто мечты — так почему тогда скромничаете? давайте «50 тыщ», или «150 тыщ», или «500 тыщ»! а еще лучше — миллион. точно, миллион! круглая цифра, солидная, звучит классно так! договорились?))))))))))))

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя