Современным наземным войскам необходимы беспилотные летающие средства (дроны) на передовой и новое облегченное вооружения для самолетов. Но в настоящее время появились планы по созданию оружия из самих дронов. Несколько военных агентств США оценивают технологию ручного запуска дронов, которые могут поражать цели в стиле камикадзе.
• Военная государственная лаборатория США Army Research, а также Инженерное Командование авиационного и ракетного центра в прошлом году запросили у индустрии информацию по этой теме. Центр авиационного вооружения ВВС США также смотрит в сторону этого концепта, сотрудничая при этом с тремя частными компаниями, для того, чтобы показать, как можно использовать это летающее оружие.
• Этой весной были проведены тесты и их результаты помогут сформировать требования к программе закупке нового оружия в 2012 году. Его рабочее название — LMAMS (lethal miniature aerial munitions system), что дословно переводится как Миниатюрная Воздушная Система Боеприпасов Летального Характера.
• Изначально со стороны армии был заказ на системы, которые смогут поражать одиночные живые цели, находящиеся на открытой местности или передвигающиеся на лёгкой или легко-бронируемой технике (джипы, пикапы, легковые машины), с минимальными побочными разрушениями. В заказе указывалось, что в идеале устройство должно весить не более 2,5 кг, иметь способность находиться в воздухе не менее 5 минут и обеспечивать дальность полета не менее 3 километров. Сопутствующее устройство управления должно позволять оператору вручную управлять вооружением и полетом.
• Планировалось закупить порядка 20 000 единиц таких систем. Идея была в том, что бы дать войскам не передовой оружие, способное поражать цели, находящиеся вне прямой видимости. Дональд МакАртур, старший офицер по разработкам в компании-подрядчике Innovative Automation Technologies (IA Tech), говорит о том, что разрабатываемая система будет использоваться для разных случаев.
• Например, когда передовые войска попадают под обстрел, а имеющимися огневыми средствами невозможно поразить огневую точку противника или из под обстрела невозможно определить откуда ведётся по ним огонь. В таком случае можно быстро запустить дрона, обнаружить цель и точечно её уничтожить. Такая система должна запускаться с руки или из трубы. Потом дрон-убийца может кружить в воздухе до 30 минут и при обнаружении цели быстро спикировать и произвести детонацию встроенного заряда.
• Для тестирования ВВС США запросили устройство длинной не более 45 см и суммарным весом (дрон плюс пульт управления) не более 3 кг. Была протестирована возможность обнаружения человеческих целей с высоты более 100 метров за 20-30 секунд. Согласно программе разработки такой системы, она также должна уметь поражать живую силу в радиусе 2 метров от точки детонации.
• Как говорит МакАртур: «Это устройство даже не летательный аппарат, это новый тип оружия». Возглавляемая им компания IA Tech на данный момент разрабатывает целый ряд таких дронов, размах крыльев которых колеблется от 1 метра до трёх. В программе LMAMS участвует продукт под кодовым названием SkyStinger. Он порядка 50 см в длину, вес около 1,8 кг с размахом крыльев 1 метр. Дрон взлетает, когда оператор подкидывает его вверх. Скорость полёта 100 км/ч, скорость атаки 130 км/ч.
• Textron Systems Corp. и AeroVironment также приняли участие в недавних тестах, но комментарии давать отказались. Известно только, что AeroVironment, которая выпускает небольшие беспилотники Raven («Ворон»), Wasp («Оса») и Puma («Пума»), уже около 5 лет ведет работу над проектом Switchblade («Выкидной нож») по программе LMAMS.
• Switchblade запускается из трубы нажатием кнопки и в реальном времени транслирует на операторское устройство видеосигнал для упрощения поиска цели. После обнаружения его можно переключить в режим атаки и тогда он сам сблизится с целью и активирует детонатор при ударе или в непосредственной близости.
• «Он будет следовать за целью, куда бы она не двигалась» — сказал глава пресс службы AeroVironment. «Если Raven и другие дроны могут только обнаруживать цели, то Switchblade умеет их и уничтожать. Switchblade дает возможность обнаружить снайперов и сразу их уничтожить, а не ждать когда разведывательный БПЛА их увидит. Это инструмент для пехоты — нечто, что можно вытащить из рюкзака, запустить и не быть придавленным к земле огнем противника».
• «Викидной нож» запускается из трубы. Вся конструкция весит порядка 4,5 кг. Представители компании говорят, что ее можно использовать уже сейчас, в Афганистане и Ираке. Создание самоуничтожающихся дронов является не единственным методом применения компактных БПЛА.
• «Мы продемонстрировали несколько способов поражающего воздействия на цели, не только техника камикадзе» — говорит МакАртур. IA Tech использует на своих БПЛА также и перезаряжаемое лёгкое вооружение. Например, пушки 12-го и 50-го калибра. Европейские компании также занимаются исследованиями в области создания подобных дронов.
• Например, Украинская государственная компания «УкрСпецЕкспорт», дебютировала недавно со своим дроном, который весит 5 кг и может запускаться их трубы, расположенной на автомобиле или другом средстве передвижения. Дрон вооружается противотанковыми ракетами, может находиться в воздухе до 2 часов в поисках цели. При обнаружении танков, он посылает сигнал оператору и тот может активировать ракеты.
• Французская MBDA ведет работу над проектом TiGER (тактические гранаты широкого диапазона действия). Система состоит их боеголовки, содержащей две 40-миллиметровые гранаты внутри компактного беспилотника, оснащенного выдвижными крыльями. Радиус действия дрона порядка 2 км, может находиться в воздухе несколько минут, а потом спикировать на цель.
• Программа LMAMS является логическим продолжением, начавшегося десятилетие назад тренда, когда ВВС США начали искать способ вооружения своего беспилотника Predator («Хищник»).
• Эффективность «Хищников» в Ираке и Афганистане только усилили аппетит военных по вооружению дронов-шпионов. И вот теперь индустрия разрабатывает легкое вооружение, которым могут оснащаться более легкие дроны и использовать его в бою. Изначально военные оснащали Predator и Reaper ракетами Hellfire. Выбор был обоснован их низкой ценой, небольшой массой и высокой точностью (порядка одного метра).
• Из изначального оружия прямой видимости эти ракеты эволюционировали в Hellfire Romeo, которые могут поражать цели, находящиеся сзади беспилотника. Компания Lockheed Martin разработала шесть разных моделей этих ракет, с разными типами боеголовок. Теперь Romeo вешают на все беспилотники ВВС США.
• Несколько лет назад Lockheed Martin начала искать пути использования концепта Hellfire для создания более легкого оружия. В результате была создана управляемая ракета прямого наведения DAGR, которая имела ту же самую электронику, но другую боеголовку и весила 16 кг вместо 50 килограммовой Hellfire. Сейчас компания работает над еще более легкой ракетой Shadow Hawk, весом 8 кг. Небольшие беспилотники класса Shadow могут нести на борту 4 такие ракеты.
• Кроме Lockheed Martin, разработкой ракет весом в диапазоне 4,5-7 кг занимается и Raytheon. В прошлом году они получили заказ от ВМФ США на создание легкого вооружения для беспилотников 3-го класса, таких как Shadow. Помимо ракет, компания поставляет для армии малые тактические заряды (STM) весом 4,5 кг и длиной 53 см. Этот заряд имеет 3 режима детонации: при непосредственном контакте с целью, на подлете к цели и отложенную детонацию. Третий тип применяется для детонации внутри здания, чтоб заряд взорвался внутри помещения. Типом детонации управляет оператор.
• Raytheon тестировала STM, вооружая им экспериментальный дрон Cobra («Кобра»), который весит менее 45 кг. Была проведена стрельба по лазерному указателю и по координатам GPS.
• Как видно, разработкой облегченного вооружения для компактных дронов занимаются несколько компаний, и все они стремятся уменьшить конечную стоимость своих систем. Пока что оно получается дороже, чем обычное вооружение, не смотря на меньший размер. Тут можно провести аналогию с ноутбуками и настольными компьютерами, когда зачастую ноутбук оказывается дороже в цене при своих более компактных размерах.
/По материалам www.nationaldefensemagazine.org/
Вот так вот, господа стратеги из Минобороны РФ… А у нас единичный образец любого ВВТ 20-ти летней давности «не имеет аналогов в мире»… 🙂