Военные пенсионеры

Достойные военные пенсии обещают через 25 летВ настоящее время в Российской Федерации готовятся существенные перемены как в системе денежного довольствия (ДД) военнослужащих, так и в системе пенсионного и социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы. Новации представлены в двух законопроектах:
— «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;
— в отдельном законопроекте, предусматривающем внесение изменений в ряд действующих законов в связи принятием первого.

• А в стадии, совсем близкой к принятию, находятся ещё два законопроекта:
— «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»;
— «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Примечательно, что первая пара законопроектов не увязана со второй, а также с параллельно проходящими законопроектами, определяющими порядок денежного содержания сотрудников полиции. А ведь речь идет об общей категории граждан РФ, охватывающей всех государственных служащих (военных, приравненных к ним и гражданских).

Содержание первого из названных законопроектов по большинству нужных норм не имеет прямого действия, а лишь передаст полномочия на осуществление реальных действий президенту РФ, правительству РФ и руководителям федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем подчинении военнослужащих. В результате будут изменены нормы статей 12 и 13 ныне действующего Закона «О статусе военнослужащих», определяющие состав и размеры ДД.

• Изменится содержание ряда статей этого и других законов, определяющих социальные гарантии военнослужащих. Потом, как ожидается, изменятся основные нормы подзаконных актов. Но пока их нет. Поэтому гражданам России (и депутатам, которым предстоит голосовать) предлагается верить на слово, что «всё будет хорошо». Согласятся ли депутаты голосовать «вслепую» – их дело. Скорее всего, обещанный президентом РФ срок ввода в действие новой системы ДД и ВП неумолимо заставит депутатов согласиться с тем вариантом, который им представили.

Военные пенсионеры

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ДЕНЕЖНЫЕ СОЦГАРАНТИИ УВОЛЕННЫМ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ

• В настоящее время, если не рассматривать граждан, относящихся к ряду особых льготных категорий и имеющих право на получение особых выплат (например, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ветеранов боевых действий и т.п.), законодательство РФ различает три категории граждан, уволенных с военной службы.

В первую группу входят лица, отслужившие по контракту и уволенные с правом на ВП:

-– за выслугу не менее 20 лет военной службы в льготном исчислении (в том числе засчитывается учеба в гражданских вузах);

–- за выслугу не менее 12,5 календарных лет военной службы с учетом трудового стажа (в общей сумме не менее 25 календарных лет);

–- по инвалидности вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы.

Во вторую группу входят лица, уволенные без права на пенсию по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие право на получение социальных выплат:

–- социального пособия, которое выплачивается в течение 5 лет в размере 40% от суммы оклада денежного содержания (ОДС = ОВЗ + ОВД), состоящего из окладов по воинскому званию (ОВЗ) и по должности (ОВД) с увеличением на 3% за каждый год – лицам, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет;

–- оклада по воинскому званию в течение 1 года – лицам, имеющим общую продолжительность военной службы менее 15 лет.

Третью группу составляют те, кто уволен без права на пенсию и социальные выплаты. В основном это военнослужащие, проходившие военную службу по призыву на должностях рядового и младшего командного состава (РМКС), то есть солдаты, матросы, сержанты и старшины. Вопрос по влиянию их службы на будущие гражданские пенсии всегда был неясным, кроме случаев, когда некоторым из них могла быть назначена пенсия по инвалидности.

• В других государствах действуют другие порядки. Например, в США под статус «ветерана» подпадают все граждане, прослужившие на действительной военной службе не менее срока, установленного для курса подготовки новобранца. А это, как правило, 180 суток. На них распространяются льготы и привилегии, предусмотренные разделом 38 Свода законов США. И занимается ими Министерство по делам ветеранов. В России такого нет.

ИЗМЕНЕНИЕ ОСНОВНОЙ ФОРМУЛЫ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВОЕННОЙ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

• Исходя из отечественных традиций, рассмотрим перемены в ВП, которые произойдут после принятия упомянутых выше законопроектов и необходимых для их реализации подзаконных актов с обещаемыми параметрами ДД и ВП. А именно, что будут установлены новые размеры ОВЗ и ОВД – такие, как это подано в документах, сопровождающих законопроекты, что будет новая ежемесячная надбавка за выслугу лет (ЕНВЛ), которая вводится вместо действующей процентной надбавки за выслугу лет (ПНВЛ).

Читайте также  Открыт доступ к Единому реестру военнослужащих

• Кроме того, будем считать, что статья 43 давно действующего федерального закона 1993 года № 4468-I дополнится новой частью, в результате чего изменится основная формула исчисления военной пенсии для большинства пенсионеров. Считаем, что в таких формулах должны разбираться не только все военные пенсионеры, но и вообще все военнослужащие, имеющие образование на уровне среднего.

Формулы расчёта пенсии военных

В этих формулах:

Твс – выслуга лет, от величины которой и от оклада денежного содержания по-разному зависят нынешняя и будущая надбавки за выслугу лет.

— традиционная надбавка ПНВЛ(Твс)=ОДС х m(Твс), где значение коэффициента m(Tвс) меняется от 5% при Твс=0,5..1 лет до 70% при Твс > 25 лет.

— предлагаемая новая ЕНВЛ(Твс)=ОДС х n(Твс) зависит от n(Твс)=10% при Твс=2..5 лет до n(Твс)=40% при Твс > 25 лет.

К1(Твл)=(50 + Твл х 3)% – понижающий множитель, тоже зависящий от выслуги лет (льготной) Твл, ограниченной верхним значением, равным 85%.

К2(Тпв)=(54 + Тпв х 2)% – новый, предлагаемый понижающий множитель, который зависит от времени Тпв будущего пребывания на пенсии после 2012 года и определен так: «В размере 54 процента и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента по достижении 100 процентов». Только в 2035 году множитель К2(Тп) приблизится к 1.

ДПр – доплата, вводившаяся указами президента РФ (вначале № 176 от 18.02.2005 в размере 240 руб/мес., затем № 1091 от 01.09. 2010 в размере до 1000 руб/мес.). Эта доплата была существенной для низкооплачиваемых пенсионеров, но менее значимой для тех, у кого ВП велика, а станет еще большей.

• Даже без выполнения конкретных расчетов, просто из анализа формул можно заметить, что при общем росте военной пенсии этот рост будет неравнозначен для различных категорий военнослужащих. Так, из-за исключения из формулы «президентской» доплаты более всего будут ущемляться пенсионеры из числа РМКС, которые дослужат до пенсии, но она окажется относительно низкой. А из-за растяжки роста коэффициента К2(Тпв) на 23 года, к сожалению, не дождутся достойной пенсии многие пожилые пенсионеры.

• Ещё в большей степени будут ущемлены молодые пенсионеры, которые (служба есть служба!) могут стать инвалидами, и члены семей военнослужащих, потерявшие кормильцев (война есть война!). Это объясняется тем, что размеры пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца определяются окладами. А они у молодых военнослужащих низки. Успокаивающие заявления о том, что молодые пенсионеры и осиротевшие дети погибших отцов не окажутся в беде, поскольку им будут предоставлены социальные надбавки на региональном и муниципальном уровне, считаем несостоятельными. Уменьшать такие расходы федерального бюджета, перекладывая их на нижестоящие бюджеты, – постыдное дело.

• Указанные недостатки новой системы исчисления пенсий военнослужащим приводят к выводу о необходимости корректировки той формулы расчета пенсий, которая словесно прописана в законопроекте. Нам представляется, что рациональная формула должна выглядеть так:

Рациональная формула должна выглядеть так.

• В этой формуле социально значимая доплата ДС должна определяться не просто указами, а обоснованными размерами, например минимальной социальной пенсией в РФ или базовым размером страховой части трудовой пенсии по старости. И второе: рост коэффициента k2(Тпв) должен быть более скорым – достигающим 100% не позднее, чем за 10 лет.

Есть над чем подумать законодателям на поле их законодательной деятельности.

НЕКОТОРЫЕ ОЦЕНКИ ИЗМЕНЕНИЙ ВОЕННОЙ ПЕНСИИ ПО НОВОЙ СИСТЕМЕ

• В иллюстративных материалах Минфина, сопровождавших законопроект, показано, что военная пенсия (ВП) возрастет значимо для пенсионеров, уволенных с высокой должности. Например, ВП командира дивизии за 32 года военной службы превысит 29 000 рублей вместо нынешних 15 220 рублей в месяц. И это хорошо.

• А вот у лиц РМКС, если они отслужат 25 лет, военная пенсия возрастёт до уровня 6800 у рядовых контрактников и 10 000 руб/мес. у сержантов. Достаточно ли этого? Если сопоставлять эти размеры с тем ростом пенсий, который обещан другим гражданам РФ, то окажется, что со временем ВП военнослужащих имеет шанс оказаться меньше многих гражданских пенсий. Можно ли такую пенсию считать привлекательной для заявленного, столь необходимого увеличения количества контрактников РМКС в ВС РФ и других войсках? Конечно же нет! Добросовестные и толковые (а другие армии не нужны!) граждане увидят, что тяготы и лишения военной службы им достанутся по высшему разряду, а пенсия – ниже той, которую получат их сверстники, сделавшие на рынке труда иной выбор.

Не решается и проблема сопоставления размеров пенсий за выслугу лет двух категорий федеральных государственных служащих: гражданских и военнослужащих (а заодно и сотрудников правоохранительных органов). Надо ли оставлять без объяснений то, что за продолжительное время безупречной службы на самой нижней должности государственной службы граждане обеих рассматриваемых категорий получат право на пенсию за выслугу лет. Но за разную выслугу лет и в разном возрасте.

Читайте также  Контрактникам хотят вернуть бесплатный проезд в отпуск

Военные пенсионерыГражданский служащий получает такое право за 15 календарных лет, но с 60-летнего возраста. Военнослужащий за 15 лет службы вообще права на пенсию не имеет, но зато получает право на военную пенсию через 20 лет службы, и ему не надо дожидаться 60 лет. Не все понятно и с размерами пенсий. Рассмотрим для примера размеры двух пенсий: за выслугу лет гражданского государственного служащего по минимальной должности в территориальном органе городского уровня и аналогичной пенсии рядового контрактника, который считается равнозначной по служебному положению.

• У первого за 20 лет службы расчетная пенсия несколько превысит 6000 рублей. У военнослужащего она, при такой же выслуге, составит 5200 рублей. Несколько иное, но тоже близкое будет соотношение пенсий на сопоставимо высоких должностях и равной выслуге лет. Но у гражданских служащих к указанным суммам прибавится накопительная часть пенсии по старости. Это меняет результат сопоставления. Но возникают другие вопросы: условия службы, риски, сопровождающие её.

• Ответы на эти вопросы сложны. Но сделать вид, что их нет, промолчать без объяснений – наихудший вариант поведения ветвей власти. У нас нет никаких сомнений: размеры военной пенсии, как и размеры денежного довольствия – настолько важные параметры государственного установления, что делаться это должно единообразно, утверждаться президентом РФ. Лучше всего, если в увязке с бюджетным планированием. Тогда резко уменьшатся коррупциогенные возможности действий на подзаконном уровне.

Нуждается в объяснениях и ориентация законопроекта о военной пенсии на будущих военных пенсионеров, которые предположительно дождутся достойной пенсии в канун и после 2035 года. Многие из них еще вовсе не служат. И для них «приманка», обещаемая через 20 с лишним лет, может оказаться мифической. Отсчитаем 23 года от нынешнего 2011-го, но не вперёд, а в обратную сторону. Что тогда обещалось военнослужащим? А что сбылось?

• Так что гражданам, ранее уволившимся с правом на получение военной пенсии, и военнослужащим, собирающимся в запас и в отставку, пускать рассмотрение законопроектов на самотек не следует. Надо требовать доказательных обоснований не только законопроектов, но и подзаконного нормотворчества. И отстаивать свои интересы. Тем более что сообщество военных пенсионеров имеет свои ветеранские организации и достойные уважения традиции, которые нельзя забывать.

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ НАШЕГО АНАЛИЗА

• В законопроектах продолжена военно-кадровая политика, в рамках которой учитываются главным образом интересы тех, кто служит по контракту. Интересы служащих по призыву и их семей ущемляются. За время службы, когда они получают 300–700 рублей в месяц, они теряют не только возможный текущий доход, но и возможную часть будущих пенсионных накоплений. Да и интересы контрактников, если судить по финансово-экономическому обоснованию, учтены не полностью. Военнослужащие, которые будут уволены без права на военную пенсию, даже не упоминаются. А ведь им есть о чем беспокоиться.

Расчёты свидетельствуют, что в среднем стоимость страхового года на 2011 год составляет 13509 рублей. А отчислять их надо, если по справедливости, то считая с 1996 года, когда начали осуществлять пенсионные накопления для всех граждан РФ, и вплоть до года увольнения – за все годы военной службы.

• Чиновники говорят, как обычно, что у государства нет средств. А ведь можно было бы, например, использовать экономию фонда денежного довольствия, возникающую при сокращении численности Вооруженных сил РФ. Сейчас эти суммы уходят на премии чиновникам из Минобороны РФ за якобы их эффективную деятельность. Кто и как доказал эту эффективность?

• В завершение хочется обратиться к военным пенсионерам. Жизнь показала: свои права и общую справедливость надо отстаивать – даже в преклонном возрасте! Не считать себя «отработанным паром», выпущенным военной машиной государства, не считать себя просителями милостей у чиновников. Это очень хорошо, что военные пенсионеры выиграли в начале нового века дело с «выплатой доплат», не бунтуя, а исключительно правовыми методами, подтвердив репутацию одного из дееспособных контингентов гражданского общества.

• Сейчас это опять важно, потому что именно в открытости бюджетных расходов на содержание военнослужащих и военных пенсионеров, в гражданском контроле над военной организацией нуждается наше государство! Тогда и его армия войдёт в число лучших современных армий.

/В.И.Цымбал, полковник в отставке, доктор технических наук.
А.А.Приветкин, подполковник запаса, кандидат экономических наук, nvo.ng.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя