Кому служит и что защищает наша армия?

Парадокс заключается в том, что чем выше звание у опрашиваемых военнослужащих, тем затруднительнее им дать честный и беспристрастный ответ.

Нет осознания единой России

• На то, чтобы верно исполнять ратный долг перед Родиной, нацеливают присяга, уставы, а также развешанные в любой воинской части, в каждой комнате информирования и досуга баннеры и красочные плакаты. И когда командиры от лица государства поощряют подчиненных, те кратко произносят: «Служу Российской Федерации!».

• Между тем в приватных беседах многие офицеры нередко говорят о том, что не понимают, о какой России идет речь. Очевидно: в их сознании произошло расщепление единого образа Отечества. Ведь сегодня страна делится не только по федеральным округам и субъектам РФ, но и все более явно по национальному и социальному признакам.

• На мой взгляд, с точки зрения психологических самоощущений для военнослужащего важно, в каком коллективе он находится. Кто его сослуживцы и командиры по мировосприятию и национальности?

Кому служит и что защищает наша армия?

• Есть ли у них единое понятие общности Отчизны, совпадают ли цели и задачи служения? Межнациональные конфликты возникают ведь очень часто именно из-за этого. Ну не хотят подчиняться не «своим» командирам и выполнять требования единых для всех (кроме них) общевоинских уставов, например, некоторые уроженцы северокавказских республик. Почему? Потому что уверены, что имеют на это полное моральное право: их так воспитали и оттого мировосприятие Родины у них со всеми вытекающими последствиями отличное от прочих.

• Однако осознания единой России нет и у многих солдат и сержантов, матросов и старшин, офицеров – представителей государствообразующего народа. Настоящий раскол общества по имущественному признаку, нередко дающая о себе знать социальная несправедливость никак не способствуют консолидации русской нации. Проявляются подобные настроения и в армейской среде.

• Вряд ли среди военнослужащих найдутся такие, у кого не возникает внутреннего протеста, когда Россию, которой они присягали, которую они призваны защищать с оружием в руках, ассоциируют с доморощенными олигархами. Или же, наоборот, с бомжами, попрошайками, алкоголиками, опустившимися, достигшими жизненного дна людьми, которые встречаются на улицах мегаполисов. Но именно на это всё чаще напирают антигосударственные элементы, включая участников экстремистских бандформирований.

Не вполне понимают даже офицеры: что они, собственно, призваны оберегать? Народ, власть, демократию или просто кусок земли, территорию, именуемую Российской Федерацией, с развивающимся над ней триколором? Ведь очевидно, что это совсем не одно и то же.

Лишённые прежнего Отечества

• Точнее всех идею служения Родине с учётом православного мироощущения большинства солдат той поры выразил, пожалуй, автор манифеста 1861 года об отмене крепостного права митрополит Московский Филарет (Дроздов). В написанном им воинском катехизисе – толковом пособии для верующих, он вывел блестящую формулу: «Люби врагов своих, гнушайся врагов Божьих, сокрушай врагов Отечества».

• Германский офицер Гейно фон Базедов, проведший в нашей стране около десяти лет, отмечал в своих «Путевых впечатлениях о военной России», изданных у нас ровно сто лет назад, что русская армия отличается высоким религиозным чувством, сильными монархическими и даже патриархальными традициями.

• По этой же причине в царских войсках крайне редкими были случаи добровольной сдачи в плен, измены Родине. По крайней мере, до тех пор, пока за дело не взялись «борцы за свободу и народное счастье» – революционеры всех мастей. В итоге пришедшие насильственным путем к власти большевики Бога отменили, императора с семьей расстреляли, а Отечество ввергли в братоубийственную войну. Дальнейшее известно.

• Не буду сыпать соль на рану, приводить статистику репрессий в РККА и РККФ, число советских граждан, добровольно перешедших на сторону вермахта. Эти цифры сейчас широко опубликованы в самых разных источниках. Добавлю только, что государство в то время оказывало неослабное внимание Вооруженным Силам, а все имеющиеся проблемы списывались на врагов и объективные обстоятельства (враждебное окружение, война, неурожай и т.д.). Я сознательно несколько упрощаю модель формирования советской идеологической системы, пытаясь показать лишь её суть.

Читайте также  В ожидании российского ударного беспилотника

• После распада СССР и упразднения КПСС армия России оказалась в крайне тяжелом положении. Пересказывать здесь новейшую историю нашей страны, думаю, нет смысла. Отмечу лишь как крайне неблагоприятный факт отсутствие какой-либо государственной идеологии. Вместо неё была предложена либеральная, весьма расплывчатая идея всеобщей свободы, выродившаяся в итоге в вульгарное потребительство.

• Лишившись прежнего социалистического Отечества, а вместе с ним привычного партийного диктата и целого ряда льгот, многие советские офицеры так и не стали сознательными гражданами новой, объявленной наконец-то «свободной» России. Люди в погонах не получили чёткого ответа: как и ради чего им дальше жить и служить? Разбираться пришлось на ходу.

• Фактически страна вернулась к принципам либеральной Февральской революции без царя и Советов, когда Россия на короткий промежуток обрела статус «самого свободного государства мира». Добром это, правда, как тогда в 1917-м, так и в 90-е не кончилось. И нужно было как-то объяснять народу причины возникших трудностей и проблем. Ведь теперь не свалишь все на Николая Кровавого или немецко-фашистских оккупантов.

• Попытки сделать козлами отпущения, виновниками всех бед сначала красно-коричневых (в 1993-м), а потом чеченцев во главе с бывшим советским генералом Дудаевым (в 1994-м) закончились провалом. Бумеранг вернулся в Москву, в Кремль. Истинными виновниками развала в стране народ всё чаще нарекал власти, а значит, государство. Голова от таких мыслей шла кругом. И не только у простого обывателя.

«…Кто-то вымазан кровью с землей»

• Наиболее ярко недовольство людей в погонах, на мой взгляд, проявилось в первую чеченскую кампанию, спровоцированную антигосударственными, антирусскими/антироссийскими силами. Поделюсь личными наблюдениями.

Некоторые командиры демонстративно вывешивали на своих боевых машинах флаги СССР как символ единого справедливого социалистического государства в пику демократической ельцинской буржуазной России. Рейтинг Верховного главнокомандующего был тогда в армии очень невысок. Этому способствовал, увы, он сам. Помню, как во время радиообмена любезностями и «бесед за жизнь» с боевиками на переговорах чеченцы называли Ельцина алкоголиком, а державного двуглавого орла – символом мутации русского народа. Один из них подарил мне кокарду с ичкерийским волком, пояснив, что делали её на одном из простаивающих от отсутствия заказов заводов в Центральной России. Меня тогда этот факт просто вогнал в ступор.

• О многом скажут и песни, которые сочинялись и пелись тут же в окопах. Несмотря ни на что, безымянные авторы утверждали, что умирать солдаты готовы, но не за деньги банка «Менатеп», а за то, чтобы Россию-Русь великой звали. Вопрошали: «Господи, как же так? Разделяешь ты судьбы людей. Кто-то ходит одетый во фрак, кто-то вымазан кровью с землей».

• Среди военнослужащих группировки федеральных войск в Чечне, не исключая офицеров, шли откровенные разговоры о том, что в мятежной республике сражаются с сепаратистами в основном дети рабочих и крестьян. Общую для всех мысль выразил тогда в присущей ему откровенной манере генерал-лейтенант А.И.Лебедь:

«Пусть мне под командование дадут батальон, сформированный из детей депутатов Государственной думы и членов правительства, и я в течение суток остановлю войну».

• Такого подразделения, как известно, в нашей армии создано не было, поэтому противоборство Александру Ивановичу после назначения на пост секретаря Совета безопасности РФ довелось останавливать несколько по-иному, заключив с экс-полковником Советской армии Асланом Масхадовым Хасавюртовский договор.

• Ход боевых действий той кампании уже достаточно хорошо изучен и описан в мемуарной литературе. Вскрыто множество фактов предательства интересов России, её народа и Вооруженных Сил на самом высоком уровне. В настоящее время кто-то из того олигархического правительства переселился в мир иной, кому-то пришлось спешно уехать в Лондон, но никому из них, включая и ныне здравствующих и находящихся на свободе, до сих пор так и не предъявлено обвинение в измене Родине.

Читайте также  Войска ПВО будут стрелять по ракетам С-300ПС

В основе - справедливость

Недовольство в воинских коллективах не могли, да и не пытались сгладить ни сами командиры, ни их заместители по воспитательной работе ни тогда, ни в послевоенное время. Законная возможность квалифицировать и развести понятия России, Родины и государства, очертить границы ответственности, властей и народа, например, на занятиях по общественно-государственной подготовке оказывалась, как правило, неиспользованной. Беседовать с людьми на эту щекотливую тему чаще всего было некому.

В итоге получилось так, что обида на государство, то есть на власти и правительство, долгие годы откровенно не жаловавших свою армию, трансформировалась в сознании некоторых офицеров в обиду на саму Россию: забывшую про них, никудышную, нецивилизованную, дикую, пьяную и т.д.

• Это недовольство своим государством, Отечеством, раздробление, размывание единого образа матери-Родины подрывают моральную основу служения, самым плачевным образом сказываются на боеготовности армии. Исследовавшие данный вопрос военные ученые – полковники доцент В.Баталов и кандидат социологических наук А.Кравец предупреждают:

«Процессы расслоения и поляризации, происходящие в гражданском обществе, проникают и в военную среду, и есть все основания полагать, что утрачивается смысловая основа предназначения офицерских кадров – быть морально, умственно и физически подготовленными к выполнению самого высокого долга – долга жертвовать собой при защите Отечества».

• И далее констатируют: «Недовольство данной социальной группы трансформируется в различные формы социального поведения, несоответствующие интересам как силовых структур, так и социума в целом».

В основе – справедливость

• Очевидно: когда военнослужащие затрудняются ответить на вопрос, ради чего они служат, ощущается отсутствие внятной государственной идеологии, которая должна объединить все национальные и социальные группы и слои населения единой страны. Важно, чтобы это произошло на базе традиционных национально-исторических и общих духовно-нравственных ценностей, в основе которых лежит справедливость. Любой народ, а русский в особенности, тяготеет к справедливому мироустройству.

• Вот что пишут, например, в статье «Куда мчишься Русь-тройка?» отечественный историк П.Мультатулли и доктор философии А.Федосеев: «Для успешного развития государства нравственные устои нации должны быть нравственными устоями власти и, наоборот, народ должен воспринимать существующую идеологию власти как свою собственную. Если же этого нет, то в стране происходит катастрофа».

Возможно ли в России государственное устройство на таких принципах? Советская власть пыталась создать в СССР социально-справедливое общество, в чем, надо признаться, особенно в послевоенный период немало преуспела. Однако она рухнула в одночасье, не простояв и 80 лет. Причин тому много, но, пожалуй, в перечне главных – утопизм коммунистической идеологии, которая навязывалась самозваными «благодетелями» народу, заплатившему миллионными жертвами за эксперимент на одной шестой части суши.

Справедливость, базирующаяся на законе, и закон, в основу которого положена справедливость, могут снять множество вопросов, накопившихся в нашем обществе и армии. Для этого совершенно необязательно совершать новые революции или созывать очередной Земский собор, чтобы звать на трон царя. Просто власть, наконец, должна услышать глас народа. Тогда и защитники Отечества получат возможность с чистой совестью отвечать на вопрос: «Кому служите, что защищаете?». Конечно, служим России и её народу, государству и родной земле, политой потом и кровью предков. Конечно, будем защищать всё это до последнего вздоха.

/подполковник Роман Илющенко, vpk-news.ru/

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Хорошая статья. Только от того, что мы это говорим, ничего не меняется. Попытался изменить Квачков, теперь сидит…

  2. Русское войско — это вооруженный Русский народ, плоть от плоти Русского народа. Русское войско призвано защищать Русский народ, как такой, поэтому Русское воинство самим своим существованием должно утверждать Русское народное единство — причину нашей самоотверженности, как необходимого условия высоконравственного служения, прежде всего, военного. Если это так, то дух Русского воина должен быть истинно Русским, народным, национальным. Тот, кто не любит свой народ и, тем более, любит чужой народ, к военной службе не пригоден, — он наемник, изменник, предатель. Гражданское разложение (партийность, федеративность, полинациональность, девиантность, классовость и т.д. и т.п.) не должно проникать в душу воина ни под каким видом. Русские воины обязаны защищать Русских людей уже потому только, что они свои, а не чужие.

    Русские войско обязано защищать также и инородцев, верноподданных Русскому национальному государству. Прочие инородцы, а также чужеземцы, жиды и кавказцы, имеющие местожительством Россию, защите не подлежат, потому что они являются «внутренними» врагами. Естественные союзники Великой Руси — Славянские страны. При воссоединении Руси, Великая Русь, наверное, возглавит Русский военный блок, а при объединении Славии — Славянский. В случае создания Европейского военного блока, замест Атлантического, Россия (единая Русь), Славия может войти в этот новый, Славяно-Германо-Романский блок.

    Самосознание — это сила, и эта сила сильнее силы закона или договора. Само собой разумеется, что ВеликоРусский воин должен иметь великорусское и, в убывающей степени, общерусское, общеславянское, общеевропейское самосознание. Более широкое самосознание должно быть отброшено, потому что оно размывает обычно четкое противопоставление своих и чужих, то есть подрывает основу военной службы. Общечеловеческое самосознание должно быть подавлено, потому что оно исключает само понятие врага. Эта бессмысленная крайность приобретает какой-то смысл лишь в войне жидовства против человечества, но это не просто война — это война и отечественная, и мировая, и гражданская, или, как сказал немецкий фашист Йозеф Геббельс, «это война… антикультурная… под руководством… античеловеческого жидовства против культуры как таковой». Господа, врага надо знать в морду!

    • Ты сам-то в эту чушь веришь? «Естественные союзники Великой Руси — Славянские страны» — поделись своим бредом с поляками и украинцами ( особенно западными ) — те обязательно посмеются…
      «При воссоединении Руси, Великая Русь, наверное, возглавит Русский военный блок, а при объединении Славии — Славянский» — Да здравствует ВЕЛИКАЯРАССЕЯ! РАШКАВСЕХПОБЕДИТ! За СРУСЬОБОСРУСЬ!
      «Славяно-Германо-Романский блок.» — Тут вообще без комментариев…
      «…немецкий фашист Йозеф Геббельс…» — К твоему сведению в Германии был нацизм, а не фашизм, умник.
      После всей херни, которую ты написал, напрашивается вопрос: ТЫ хоть в армии служил? Думаю, ответ очевиден. Таких долба#бов, к счастью, в армию не берут. И ещё, если тебя в армию не дай бог призовут, будь добр, подохни за яхту жида-Абрамовича!

  3. Если бы сейчас наша армия была бы за народ , а не служила бы защитником олигархов, элиты и Путина этой путинской власти давно бы уже не было

  4. Если наша армия наши дети , внуки служащие сейчас в армии не вступится за своих бабушек , дедушек, отцов и матерей , то народу при власти Путина придет конец причем полный.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя