Сразу после взлета с аэропорта Тегерана, утром 8 января, через 12 минут упал и разбился Boeing 737, принадлежавший украинской компании МАУ. В этой катастрофе погибло 176 человек, граждане различных стран, что вызвало сильный резонанс во всем мире.
Власти Ирана изначально сообщили, что, возможно, крушение произошло из-за внезапного пожара в двигателе. Однако некоторые специалисты не исключают, что авиалайнер был случайно поражен системой противовоздушной обороны этой страны, на вооружении которой есть зенитно-ракетные комплексы «Тор М1».
Какие версии катастрофы?
Госсекретарем США было заявлено, что самолет мог упасть из-за технической неисправности. Американский Президент высказал свои сомнения в том, что авиалайнер в Иране разбился вследствие механических неполадок. Позже, канадским премьер-министром было заявлено, что Боинг был поражен ракетой. В Украине также отметили, что в качестве одной из рабочих версий катастрофы авиалайнера рассматривается атака комплексом ЗРК «Тор М1».
Эксперты помнят, что данный зенитно-ракетный комплекс уже фигурировал в чрезвычайном происшествии летом 2010 года. С его помощью иранскими ПВО был сбит собственный истребитель, который по ошибке залетел в запретную 20ти километровую зону атомной электростанции.
Что такое ЗРК «Тор-М1»?
Этот всепогодный комплекс был создан российской компанией «Алмаз-Антей». Он предназначался для защиты с воздуха важных инфраструктурных, экономических и военных объектов. ЗРК был принят на вооружение в СССР еще в 1986 г.
Его ракеты способны поражать различные цели:
- вертолеты и самолеты;
- военную авиацию, даже созданную с применением технологии «стелс»;
- беспилотные летательные аппараты и планирующие авиа-бомбы;
- противорадиолокационные или крылатые ракеты.
Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М1» может эффективно атаковать воздушные объекты. Эта установка способна самостоятельно сканировать небо и автоматически принимать решение о поражении разных целей, не отвечающих на запросы системы распознавания «свой-чужой».
Характеристики комплекса «Тор»
Уничтожение целей ЗРК осуществляется управляемыми ракетами. Данный комплекс способен сбивать различные объекты на скоростях до 700 м/сек, летящих на высоте до 6 километров. Минимальная высота поражения составляет 10 метров. Его отличительным преимуществом является возможность функционирования в ручном и автоматическом режиме.
В комплексе располагается восемь ракет 9M330. Они выпускаются катапультным устройством перпендикулярно вверх, как и в легендарном российском комплексе «С300». Ракеты оснащены твердотопливными двигателями. После запуска, на высоте около 20 метров запускается двигатель, и ракета достигает скорости до 800 м/с на дальности 1.5 км. При сближении с целью до 250 метров активируется режим командного наведения. «Тор» был первым в мире ЗРК ближнего боя, который был оснащен ракетами, стартующими вертикально.
В оснащение зенитно-ракетной системы «Тор» входят:
- станция наведения;
- стартовая автоматика;
- блок обнаружения целей;
- электронно-вычислительная машина;
- пусковые установки;
- оборудование навигации с топографической привязкой;
- газо-турбинные электрогенераторы автономного питания;
- системы обеспечения жизнедеятельности.
Время принятия решения и реакции комплекса на любой объект составляет от 8 до 12 секунд. Вероятность поражения вертолетов составляет около 88%, БПЛА — до 95% и самолетов разных типов до 77%.
Особенности обнаружения целей ЗРК «Тор»
Импульсная радио-локационная станция обнаружения объектов в ЗРК способна следить за целями одновременно тремя лучами, используя сантиметровый диапазон волн. В комплексе предусмотрено сканирование зоны обнаружения каждые 3 секунды, а также есть дополнительный режим, отслеживающий цели с темпом в одну секунду. Один луч перекрывает сектор в 32 градуса по высоте. С помощью единого передатчика фазированной антенной решетки проводится передача команд наведения ракеты, а также контролируются координаты отслеживаемых объектов.
Антенна и пусковое устройство ЗРК составляет единую конструкционную систему. Она способна вращаться вокруг вертикальной оси. Система отмечает обнаруженные цели, связывая их в трассы. С помощью одной станции можно завязывать 24 цели по десяти трассам. Слежение управляется с помощью мощного электронно-вычислительного комплекса. Максимальная ошибка определения координат целей не более 200 м по дальности, 4 градуса по высоте и 1-2 градуса по азимуту.
Данный комплекс способен с вероятностью 80% обнаружить даже защищенный истребитель F-15, на высоте от 30 м до 8 км и дальности 25 км. Он может засекать и на земле вертолеты с работающими лопастями, на расстоянии 7 км.
Показатель среднеквадратичной ошибки при сопровождении ракеты данным комплексом не более 2.5 метров.
Современная модификация ЗРК «Тор М1»
С момента создания этого комплекса, он постоянно дорабатывался российскими специалистами. В усовершенствованной модели ЗРК «Тор М1»:
- уменьшен боевой расчет машины до 3х человек;
- используются два канала сопровождения целей;
- установлена двухпроцессорная ЭВМ с улучшенным функционалом контроля параметров;
- увеличена зона поражения низко-летящих объектов;
- применяется помехо-защищенная трехканальная система обработки сигналов;
- предусмотрена возможность сопряжения сопряжения с унифицированным командным пунктом.
- во время стрельбы снижено время реакции на цель до 7 секунд.
- увеличено число распознаваемых целей до 48.
- установлен автомат для сопровождения целей в теле-оптическом визире;
- заменено базовое шасси на ГМ 59 55
В обновленной модификации «Top М1» применяется более эффективная боевая часть, с усовершенствованными ракетами 9М331, способными выдерживать перегрузки до 30G. Они способны поразить объекты, которые маневрируют с перегрузкой до 12G. Россия продавала и усовершенствованные зенитно-ракетные комплексы «Top M1».
Как «Тор» оказался в Иране?
Советским Союзом, а позже и РФ, активно продавались различные виды современных вооружений во многие страны. ЗРК «Тор-М1» поставлен на вооружение:
- Китаем и Азербайджаном;
- Арменией и Грецией;
- Беларусью и Россией;
- Украиной и Венесуэлой;
- Кипрос и другими государствами.
До 2007 года и Иран тоже покупал ЗРК «Top». Сейчас в этой стране работает около 30 подобных установок, причем они стоят на службе не в регулярной иранской армии. Данные комплексы принадлежат структуре Корпуса стражей Исламской революции (Аэро-космических войск КСИР).
Что сейчас известно о разбившемся Боинге?
Авиалайнер «Международных авиалиний Украины» вылетел из Тегерана по направлению в Киев. Он успел набрать высоту 2400 метров и через 12 минут полета исчез с радаров диспетчеров. Ни о каких опасностях или экстренных ситуациях экипаж самолета в наземные службы не докладывал. После взлета полет Боинга проходил в штатном режиме. Разбившийся лайнер совершил свой первый перелет в июне 2016 года, он без поломок курсировал на протяжении трех лет по различным маршрутам.
На данный момент иранскими поисковыми службами обнаружен «черный ящик» с разбившегося Boeing 747, и начаты работы по расшифровке его данных. Выяснение возможных причин этой страшной авиакатастрофы продолжается специально созданной следственной группой.