Унифицированные платформы для бронетехники
Предлагавшиеся ББМ проекта FCS. В центре - базовое шасси. Слайд из презентации Минобороны США

Унификация боевых бронированных машин по шасси и другим компонентам позволяет существенно упрощать и удешевлять эксплуатацию, а также обеспечивает рост основных технических характеристик. Наиболее высокие результаты такого рода можно получить при разработке унифицированных семейств на общей базе. Однако пока такие идеи получают лишь ограниченное распространение и далеко не всегда реализуются в полной мере.

Комплекс боевых машин

Идея семейств ББМ на основе общих компонентов появилась достаточно давно и развивалась в течение длительного времени. К примеру, в отечественном «Вестнике бронетанковой техники» еще в 1991 г. описывалась концепция «комплекса боевых машин переднего края» (КБМПК). Она предлагала строительство пяти бронемашин с общим шасси и разными функциями.

КБМПК включал танк со всеми характерными чертами и возможностями, тяжелую и хорошо защищенную боевую машину пехоты, машину огневой поддержки, самоходный комплекс противовоздушной обороны, а также машину разведки и управления боем. Они должны основываться на общих компонентах и иметь схожие характеристики подвижности и защиты, обеспечивающие эффективную работу на переднем крае.

Также в разное время и в разных странах предлагались иные варианты КБМПК или схожие концепции. Все подобные проекты имели общую черту: технику предлагалось строить на общем базовом шасси, изначально учитывающем требования к специализированным образцам.

Впрочем, реализация таких идей на практике оказалась достаточно сложной. Даже сейчас в эксплуатации и на стадии разработки находится всего несколько подобных семейств техники. При этом далеко не все они предусматривают строительство полного спектра ББМ основных классов. В первую очередь, это связано с технической сложностью и дороговизной подобных проектов. Кроме того, нужно помнить о требованиях и потребностях армий.

Американская попытка

Идея комплекса унифицированных БМПК прорабатывалась в США на протяжении нескольких десятилетий. В двухтысячных годах она реализовывалась в рамках программы Future Combat Systems (FCS). Частью последней был проект Manned Ground Vehicles (MGV), в ходе которого создавалось целое семейство бронемашин разного назначения.

В основе MGV лежало универсальное гусеничное шасси. В связи со спецификой применения оно имело переднемоторную компоновку, позволявшую высвободить объемы в центре и корме корпуса. Имеющиеся свободные отсеки предлагалось использовать для размещения вооружений, десанта, специальной аппаратуры и т.д.

На таком шасси предлагалось строить девять разных боевых и вспомогательных бронемашин. Проект XM1201 предусматривал строительство боевой разведывательной машины с развитыми средствами наблюдения и малокалиберной пушкой. Изделие XM1202 должно было стать новым вариантом основного танка. На шасси построили САУ XM1203 с орудием калибра 155 мм. Также существовал проект самоходного миномета XM1204.

Наиболее простым компонентом КБМПК FCS/MGV должен был стать бронетранспортер XM1206. На том же шасси планировалось строить командно-штабную машину XM1209, ремонтно-эвакуационную XM1206, а также санитарные XM1207 и XM1208.

Опытная самоходка XM1203

Наиболее удачным в практическом отношении оказался проект САУ XM1203. За время работ по программе FCS построили восемь опытных машин этого типа, использовавшихся в испытаниях. Прочие ББМ семейства не вышли из стадии испытаний отдельных агрегатов.

Читайте также  Дополнительная защита: тяжелые проблемы легкой бронетехники

Несмотря на очевидные положительные качества, программа FCS подвергалась критике. Поводом для этого стали сложность и излишняя техническая смелость, а также связанная с ними дороговизна. В 2009 году, после долгих споров, программу закрыли.

Впоследствии предпринималась еще одна попытка создания нового семейства ББМ для армии США, но и она оказалась неудачной. В итоге американским военным до сих пор приходится использовать крупный парк техники разного возраста и с ограниченной унификацией между образцами разных классов.

Российские успехи

Концепция КБМПК изучалась в нашей стране достаточно долго и к настоящему времени даже дошла до практической реализации. Более того, создано сразу несколько унифицированных платформ разного назначения с отличающимися характеристиками. При этом наибольшей универсальностью отличается платформа «Армата», позволяющая строить широкий спектр ББМ, от танков до вспомогательных машин.

Разработка «Арматы» началась на рубеже последних десятилетий и велась силами НПК «Уралвагонзавод». Целью проекта являлось создание унифицированной платформы тяжелого класса, пригодной для применения в качестве основы для танка, САУ, тяжелой БМП и т.д. К середине десятилетия были построены первые образцы новой техники, а 9 мая 2015 г. состоялась их первая публичная демонстрация.

ОБТ Т-14 на платформе «Армата»

Платформа выполнена в виде гусеничного шасси классической танковой компоновки с двигателем мощностью 1500 л.с. В составе силовой установки и ходовой части используются некоторые новые компоненты. Интересной особенностью проекта является возможность «разворота» шасси. Так, танк Т-14, БРЭМ Т-16 и другие образцы строятся на шасси в его исходном виде, а ТБМП Т-15 использует «перевернутую» платформу с передним расположением силового блока.

К настоящему времени на платформе «Армата» разработаны, построены и испытаны основной танк Т-14, ТБМП Т-15 (в нескольких конфигурациях), БРЭМ Т-16 и САУ 2С35 «Коалиция-СВ». Ожидается появление боевой машины огневой поддержки, тяжелой огнеметной системы, инженерной техники и т.д. В будущем платформа «Армата» должна стать основой для бронетанковых войск, что предъявляет особые требования к составу семейства на ее базе.

Один из вариантов ТБМП Т-15 «Армата»

К настоящему времени основные работы по некоторым версиям «Арматы» завершены. В середине 2018 г. появился первый контракт на поставку танков Т-14 и БМП Т-15. В ближайшем будущем ожидается появление новых образцов на унифицированной платформе – позже они тоже пойдут в серию.

Переходное звено

Также в мире разрабатываются другие КБМПК на унифицированной базе, однако эти проекты могут представлять меньший интерес. Ввиду ограничений разного рода эти проекты предусматривают сокращенный состав семейства, не включающий образцы некоторых основных классов.

Читайте также  Подробнее о новейшем семействе британских боевых машин Ajax. Часть 1

К примеру, компания General Dynamics в интересах армии Великобритании разрабатывает семейство бронетехники Ajax. На универсальном гусеничном шасси предлагается строить БТР и БМП, БРМ, КШМ, БРЭМ и другие образцы. При этом ограничения по габаритам и массе не позволили ввести в семейство носители крупнокалиберного оружия – ОБТ или САУ. Наиболее мощным вооружением «Аяксов» являются малокалиберные пушки и управляемые ракеты.

БРМ семейства Ajax

Необходимо отметить, что такой подход к созданию семейства Ajax связан, главным образом, с требованиями заказчика. Армия Великобритании желает кардинально обновить парк легких и средних ББМ, но пока не планирует подобную модернизацию танковых частей. Существующие ОБТ Challenger 2 останутся в строю, хотя и пройдут модернизацию, а прочая техника пойдет под замену.

Определенный интерес в контексте КБМПК представляет израильская программа «Кармель», в которой на данный момент задействованы все основные оборонные предприятия страны. Целью этой программы является создание перспективных ББМ разных классов с рядом принципиально новых возможностей. Прорабатываются вопросы автоматизации основных процессов, снижения нагрузки на экипаж при одновременном его сокращении, внедрения беспилотных систем и т.д.

На данный момент по программе «Кармель» построили и испытывают несколько опытных образцов разного облика. В будущем должны появиться полноценные бронемашины на новых платформах со всеми перспективными приборами и возможностями.

Возможный вариант облика будущей ББМ «Кармель»

В рамках проекта «Кармель» создаются БРМ и БМП на основе унифицированного шасси. Более тяжелая техника, вероятно, не войдет в эту линейку. Пока ниша ОБТ закрыта техникой семейства «Меркава», и ее своевременная модернизация позволяет продолжать службу. С прицелом на отдаленное будущее сейчас прорабатывается другой проект танка.

Преимущества и сложности

Нетрудно заметить, что идея семейств боевых бронированных машин на общей основе в виде унифицированного шасси пользуется определенной популярностью, но до практической реализации доходят далеко не все такие предложения. Такие результаты прямо связаны с несколькими факторами разного рода.

В первую очередь, на перспективах идеи КБМПК сказываются пожелания и требования заказчика. Не все армии сейчас видят необходимость в создании и постановке на вооружение целых семейств ББМ. Среди прочего, мнение заказчика могут определять сложность и высокая стоимость разработки и производства такой техники.

Однако даже наличие заказа не гарантирует положительный исход. Ярким примером этого является американская программа FCS – ее запустили, довели до испытаний опытной техники, но в итоге закрыли.

Тем не менее, неудача одних проектов не отменяет разработку других, которые к тому же показывают желаемые результаты. Очевидно, ведущие страны продолжат разработку унифицированных платформ, и со временем образцы такого рода займут свое место в войсках. Первые такие примеры ожидаются уже в ближайшее время.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя