Нетипичные патроны: безгильзовые и реактивные

Патроны — то, вокруг чего проектируется огнестрельное оружие, и среди них достаточно оригинальных и просто курьезных конструкций

Долгое время оружейники имели смутные представления о баллистике и о том, как должны выглядеть эффективные боеприпасы, но к середине XIX века патрон приобрел более-менее современный вид.

Пуля (1), гильза (2), пороховой заряд (3), закраина (4) и капсюль (5) — формула оказалась настолько успешной, что и в XXI веке оружейники не придумали ничего лучше. Но попыток было немало.

Один из способов радикально улучшить современное оружие — изобрести надежный безгильзовый патрон. Он позволит упростить конструкцию оружия за счет отказа от механизмов для автоматического выброса стреляных гильз. Вместе с гильзами исчезнет и большинство причин его неисправностей. И это не говоря о том, что боекомплект станет легче. Поскольку средний вес солдатского снаряжения перевалил за 30 кг, вес патронов — немаловажный фактор.

Патрон с «улетающей» гильзой

Избавиться от гильзы, как от отдельного элемента конструкции патрона, можно, срастив ее с пулей. Так в 1980-х годах поступил итальянец Бруно Чиволани — создатель патрона 9mm AUPO и пистолета-пулемета Benelli CB-M2.

Обычный 9 мм патрон в сравнении с 9mm AUPO

В задней части его патрона располагался заполненный порохом «стакан», а вдоль стенки размещался легковоспламеняющийся «капсюльный заряд». Он детонировал от удара бойка по стенке «стакана» и поджигал порох. Тот в свою очередь сжигал диафрагму, закрывающую донце патрона. Пороховые газы высвобождались, и пуля целиком покидала ствол.

Скорее всего, Чиволани вдохновлялся патентом американца Уолтера Ханта — изобретателя пули Rocket Ball, жившего еще в XIX веке. Но как к похожему решению пришел советский конструктор Владимир Алексеевич Герасименко — неизвестно.

Для своего пистолета ВАГ-73 Владимир Герасименко изготовил цельностальной патрон и придумал сгорающий целиком капсюль. Чтобы боеприпас не «съедал» нарезы ствола, конструктор снабдил его ведущим латунным пояском, как на артиллерийском снаряде.

Читайте также  История калибра: патрон для «Миротворца» ‎.45 Long Colt

К сожалению, разработка ВАГ-73 велась в инициативном порядке и до испытаний не добралась, так что характеристики патрона неизвестны.

Ясно одно — судьба пистолета Герасименко была предрешена с самого начала — уж очень дорог в производстве был бы патрон. А вот Benelli CB-M2 испытывался военными и получал положительные отзывы, но в серийное производство допущен не был.

Реактивный Gyrojet

Другой тип безгильзового патрона — «мини-ракета» американского пистолета MBA Gyrojet.

Корпус этого крупного (13×50 мм) стального патрона цельный, но в его донце вокруг капсюля под углом просверлены миниатюрные отверстия. Через них образовавшиеся при выстреле пороховые газы постепенно выходят наружу, создавая реактивную тягу. 

Создатели Gyrojet Роберт Мэйнард и Артур Биль стремились создать бесшумное оружие, которое по характеристикам превосходило бы классические пистолеты. Отчасти им это удалось.

Выстрел из Gyrojet был практически бесшумен, а на дальности в полсотни метров по энергии вдвое превосходил боеприпас пистолета Colt М1911. Однако пуля Gyrojet медленно разгонялась — по воспоминаниям владельцев, на выходе из ствола ее можно было остановить, подставив ладонь.

К тому же, Gyrojet не отличался кучностью стрельбы. В отличие от Герасименко, Мэйнард и Биль не стали решать проблему износа нарезов и ограничились гладким стволом. «Мини-ракета» стабилизировалась вращением, полученным за счет закрученной реактивной струи, и потому легко сбивалась с траектории.

Отдельные американские солдаты покупали Gyrojet для войны во Вьетнаме, но быстро убеждались в бесполезности этого оружия в реальном бою. Стоило на линии огня оказаться тонкой веточке или плотной листве, и траектория выстрела смещалась в непредсказуемом направлении. Вместо малошумного и мощного оружия из Gyrojet получился технический курьез.

Патроны со спрессованным зарядом

Еще один способ переизобрести патрон — отказаться от всяких намеков на гильзу. Тут дальше всех продвинулись немцы при помощи компании Dynamit Nobel.

С начала 60-х и до 90-х годов прошлого века они разрабатывали боеприпас, в котором пуля была бы вклеена в переднюю часть пороховой шашки, покрытой сгорающим защитным лаком. Основными проблемами этого типа патронов стали склонность к самовоспламенению и хрупкость.

Читайте также  История калибра: .45 - легендарный «сорок пятый»

При интенсивной стрельбе внутренности оружия неизбежно разогреваются. Так что безгильзовый патрон, с одной стороны, должен выдерживать высокую температуру, а с другой — гарантированно срабатывать при ударе по капсюлю. Обычный порох тут не подходил, и в Германии разработали высокотемпературный состав на основе тетрила.

В результате был создан 4,73 мм телескопический патрон DM11. Его пуля была целиком утоплена во взрывчатое вещество, так что боеприпас получился компактным и легким — всего 5,2 грамма. Для сравнения, распространенный патрон 5,56 × 45 мм НАТО весит 12,3 грамма.

Парадоксально, но винтовка, для которой предназначался DM11, Heckler&Koch G11, оказалась не проще, а намного сложнее традиционного оружия. Ее бесконечные испытания и доработки растянулись без малого на 30 лет.

И хотя в 1991 году уже бельгийцы из компании VBR упростили немецкую конструкцию и изготовили винтовку VBR CAR (Caseless Ammunition Rifle), в магазине которой помещалось аж 120 безгильзовых патронов, момент был упущен. Военные окончательно разочаровались в идее.

На данный момент изыскания оружейников сместились в сторону боеприпасов с полимерными гильзами, также позволяющими облегчить солдатский боекомплект, но не столь сложными в изготовлении и неприхотливыми.

/Игорь Santry, kalashnikov.media/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя