Южноафриканский колесный бронеавтомобиль Buffel

Если бы сегодня проводился конкурс на самый страшный бронеавтомобиль в истории, то Buffel («Буйвол»), созданный южноафриканскими конструкторами, совершенно точно поборолся бы в нем за первое место. Формально этот «Буйвол» из ЮАР относится к классу MRAP – бронированных колесных автомобилей с противоминной защитой. Но на деле в 1970—1980-е годы использовался южноафриканскими военными как БТР, благо машина могла спокойно перевозить в бронированном кузове до 10 десантников.

Создание бронемашины Buffel

Говоря о колесной бронетехнике ЮАР, необходимо затрагивать предысторию страны. Длительное время, в том числе и после завершения Второй мировой войны, основным поставщиком вооружений для тогда еще ЮАС (Южно-Африканский Союз, название страны до 1961 года) являлась Великобритания, что было вполне логично. Таким образом, все 1950-е и 1960-е годы основным бронетранспортером ЮАС был британский «Сарацин».

Однако ухудшение отношений с Британией, политика апартеида, образование в 1961 году независимой Южно-Африканской Республики, которая вышла из состава Содружества, привели к охлаждению отношений между Лондоном и бывшим доминионом.

ЮАР пришлось быстро искать других поставщиков вооружений, а также развивать собственную военную промышленность. Уже тогда, в 1960-е годы, ставка была сделана в первую очередь на колесную технику. При этом колесная бронетехника была не только проще в производстве, гораздо большую роль играл театр боевых действий, изобилующий пустынным бездорожьем и песчаной местностью.

Стране нужны были боевые машины, способные эффективно действовать в условиях засушливого бездорожья. Песчаный ландшафт заставил отказать от гусеничного шасси, быстро изнашивавшегося в таких условиях. Ставка была сделана на колесную технику, обладающую высокой тактической подвижностью, маневренностью, скоростью, легкостью обслуживания и транспортировки на местности, которая была крайне бедна на ж/д дороги.

В этих условиях в ЮАР создали первую в мире колесную БМП Ratel, а также большое количество колесных БТР и MRAP, которые до сих пор остаются визитной карточкой государства на мировом рынке вооружений.

Разработку новых бронированных транспортных средств серьезно подтолкнул крупный военный конфликт, который вошел в историю под названием Южноафриканской пограничной войны. Боевые действия велись главным образом на территории Анголы и Намибии и продолжались с 1966 по 1989 год. Боевые действия сопровождались широким применением противопехотных и противотанковых мин, а также различных самодельных взрывных устройств, что подтолкнуло военных ЮАР к созданию особой бронетехники, хорошо защищенной от подрывов на минах.

Широкое применение мин было обусловлено тем, что противники ЮАР избрали более подходящий для них партизанский характер боевых действий, так как в открытом бою противостоять регулярной армии было крайне сложно. Тогда же настоящей головной болью южноафриканских военных стали советские мины ТМ-57 (противотанковая мина с 6,5 кг взрывчатого вещества), которые массово устанавливались повстанцами на дорогах.

Новая боевая машина Buffel, разработанная по заказу корпорации ARMSCOR в 1970-е годы, стала ответом на вызовы времени и те угрозы, с которыми постоянно сталкивались представители южноафриканской армии и полиции. Машина с колесной формулой 4х4 была построена в сжатые сроки для удовлетворения требований Минобороны к бронетранспортёру, обладающему противоминной защитой. Боевой автомобиль планировалось направить на вооружение армейских подразделений, в первую очередь пехоты.

Всего за время производства было выпущено около 2,4 тысячи подобных боевых машин, которые также поставлялись и на экспорт. Например, в Шри-Ланку и Уганду. Известно, что в армии Шри-Ланки подобные боевые машины и их модернизированные версии по-прежнему остаются на вооружении, а в ЮАР к 1995 году они уступили место более совершенной технике – семейству колесных бронемашин Mamba.

Читайте также  Могут ли БМП и БТР слиться в одно целое?

Новый бронеавтомобиль, выпускавшийся корпорацией ARMSCOR, получил свое звучное название Buffel (на языке буров) в честь африканского буйвола, животного, не смотря на свою травоядность, достаточно свирепого и даже более страшного, чем лев. При этом сам БТР также имел отдаленное сходство с буйволом. Фактически именно «Буйвол» стал первой успешной бронемашиной, которая стала широко использоваться многочисленными армейскими патрулями.

Одним из главных требований военных к новой машине была защита от подрыва на противотанковой мине ТМ-57 или её эквиваленте, взорванной под машиной в любом месте, а также защита от подрыва двух таких мин под любым из колес. И с этой задачей конструкторы из ЮАР справились.

Технические особенности южноафриканского «Буйвола»

За основу при создании новой бронемашины конструкторы взяли шасси полноприводного грузового автомобиля – достаточно распространенное решение. Благо подходящий экземпляр в наличии имелся – это был полноприводный Mercedes-Unimog модели 416/162. Использование проверенного временем шасси не только положительным образом сказалось на надежности и долговечности необычного БТР, но и обеспечило машине хорошие тактико-технические характеристики, в первую очередь подвижность.

Немаловажным было и то, что ранее на шасси Unimog уже был создан один из вариантов противоминного грузовика, получивший обозначение Boshvark и выпущенный небольшой серией в несколько десятков единиц.

Компоновка новой бронированной машины, предназначенной для перевозки 10 бойцов, была следующей. В передней части располагался дизельный двигатель. Водитель сидел выше и располагался с левой стороны относительно силовой установки. Его рабочее место располагалось в прикрытой броней кабине, которая была оснащена толстыми пуленепробиваемыми стеклами спереди и по бокам.

В кабине имелась одна небольшая дверца, а также люк в крыше корпуса, который был либо сплошным, либо двустворчатым и также мог использоваться для эвакуации из боевой машины. Справа от моторного отсека на большинстве бронемашин располагалось обычно запасное колесо. Прямо за кабиной водителя был установлен бронированный кузов – он же открытое сверху десантное отделение. Сам корпус изготавливался из стальных бронелистов методом сварки.

Десантное отделение на первых вариантах бронемашины было открытым, при этом в нем могли спокойно разместиться 10 солдат с полной экипировкой. Бойцы сидели спиной друг к другу лицом к бортам корпуса. Каждое из сидений оснащалось ремнями безопасности и было разработано с учетом необходимости поглощения максимально возможной энергии в случае подрыва на мине или СВУ.

На первых моделях с открытым кузовом над сиденьями конструкторы расположили длинную продольную трубу, которая должна была защищать десант в случае переворота боевой машины, а также могла служить поручнем. К неудачным решением можно было отнести способ высадки/посадки. Покинуть первые БТР можно было только по бортам корпуса, на которых располагались специальные ступеньки.

Так как основной миссией машины была защита экипажа и десанта от подрыва, конструкторы из ЮАР применили ряд решений, которые характерны сегодня для всех MRAP. Для рассеивания ударной волны при взрыве бронированный корпус в нижней части получил V-образную форму, что сегодня является визитной карточкой практически всех бронеавтомобилей с противоминной защитой.

Читайте также  Израильские БТР на танковых шасси: «Нагмашот» и другие БТР

Второй заметной особенностью бронемашины стал высокий клиренс, и как следствие большая высота – 2,95 метра. Высокий клиренс также являлся необходимым элементом противоминной конструкции, так как эффективность взрывной волны уменьшается с ростом пройденного расстояния. В некоторых источниках утверждается, что дополнительную защиту от подрыва обеспечивали и 500 литров воды, которые можно было залить в каждое из колес.

Основной акцент при разработке делался на защиту от мин, при этом корпус выдерживал обстрел из легкого стрелкового оружия и небольшие осколки снарядов и мин. Для условий партизанской войны этого было достаточно, к тому же часто самым тяжелым оружием, имеющимся в распоряжении многочисленных повстанцев и бойцов освободительных фронтов, оказывались пулеметы.

Боевая масса машины не превышала 6,14 тонн. Максимальная длина БТР составляла 5,1 метра, ширина – 2,05 метра, высота – 2,95 метра. Высота создавала дополнительные проблемы с устойчивостью импровизированного бронетранспортёра и его заметностью на местности. Однако последний фактор играл не такую большую роль на африканском театре военных действий, где трудно было где-то укрыться в гладкой, как стол, саванне, зато с высокого объекта был лучший обзор, поэтому противника можно было обнаружить раньше.

На первых моделях стояли оригинальные 6-цилиндровые дизельные двигатели Mercedes-Benz OM352, которые позднее заменили на копии южноафриканского производства. Двигатель работал в паре с коробкой передач, обеспечивающей бронемашине 8 скоростей переднего хода и 4 заднего. Двигатель максимальной мощностью примерно 125 л.с. обеспечивал боевой машине хорошие скоростные характеристики. На шоссе такой БТР разгонялся до 96 км/ч, а по пересеченной местности вне дорог мог двигаться на скорости до 30 км/ч.

Располагавшийся под десантным отделением бак с дизельным топливом емкостью 200 литров, соседствовал со 100-литровым баком для воды, которая была жизненно необходима для боевых действий на африканском ТВД. Запаса топлива автомобилю хватало, чтобы преодолеть по шоссе до 1000 км, что было отличным показателем.

Большинство «Буйволов» не имело никакого вооружения, но на части машин устанавливались 5,56- или 7,62-мм пулеметы. На некоторых версиях можно было заметить спаренные пулеметные установки, прикрытые бронещитками. Более тяжелое вооружение отсутствовало.

Модернизации бронеавтомобиля Buffel

Достаточно быстро конструкторами были подготовлены две модернизации машины: Buffel Mk IA и Mk IB. Первая модель отличалась улучшенным двигателем и измененной конструкцией бампера. На второй модели вместо барабанных появились более совершенные дисковые тормоза. При этом конструкторы и военные быстро поняли, что вариант с покиданием боевой машины через борта корпуса является не самым идеальным. И это еще, мягко говоря, так как спускаться под огнем противника солдатам предстояло почти с трехметровой высоты.

Исправили этот серьезный недостаток в модификации Buffel Mk II, которая получила полностью закрытый десантный отсек с крышей, в которой были расположены фиксирующиеся люки. При этом основным методом посадки и высадки на этой модели стала дверь, расположенная в кормовом бронелисте корпуса.

Также на базе данной модели производился бронированный перевозчик грузов, из кузова которого были демонтированы все сиденья. Такой грузовой автомобиль мог легко перевезти до 2,6 тонны различных грузов, а также использовался в качестве тягача для легких орудий.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя