Ситуация, в которой находится Южная Корея, далеко не самая приятная. Странный северный сосед, имеющий, судя по всему, вполне боеспособное ядерное оружие, а также территориально близкий квазикоммунистический Китай, идущий к доминированию во всем мире быстрее, чем шли в свое время США. Есть еще Япония и давние обиды, связанные со Второй мировой войной. И ряд других стран азиатского региона со своими проблемами: им явно нет дела до Южной Кореи. По крайней мере, защищать ее точно не намерены.
В этой связи совершенно неудивительно, что корейцы наблюдали за американскими выборами даже активней самих жителей США. Как-никак, на кону стоит их будущее: США — единственный реальный союзник, способный реально помочь.
Кроме США Республика Корея может надеяться на свою армию, прежде всего — Военно-воздушные силы. Нужно сказать, достаточно «пестрые» по своему составу. Вместе с относительно современными истребителями F-16 и F-15 корейцы имеют откровенно старые F-5 Tiger II и F-4 Phantom II. А также тренировочные и учебно-боевые машины, которые особой погоды не сделают. Кстати, полностью вывести из эксплуатации первые хотят к 2030 году, а «Фантомы» — уже к 2024-му.
Основой же ВВС Южной Кореи являются истребители F-16C/D — всего более 150 машин. А вскоре этой основой будут новейшие F-35A. Напомним, что всего Корея планирует получить 60 таких истребителей. В настоящий момент корейцы получили около десяти таких машин.
В целом, F-35 серьезно повысят потенциал корейских ВВС, выведя его на новый уровень. При котором угроза со стороны истребителей четвертого поколения будет во многом весьма условной: по крайней мере, если корейские летчики не будут «лезть» в ближний маневренный бой. Случаев последнего, к слову, за последние десятилетия почти не было.
Бег с препятствиями
Тем более удивительно, что Южная Корея (теперь уже при содействии своих коллег из Индонезии) активно ведет разработку своего истребителя с условным обозначением KF-X. Машину разрабатывают специалисты Korea Aerospace Industries при содействии индонезийской Indonesian Aerospace.
И вот что примечательно. О проекте впервые объявил экс-президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун еще в… 2001 году. С тех пор прошла целая «вечность»: уже давно нет в живых этого политического деятеля, как, впрочем, и Ким Чен Ира (скончался в 2011 году). Прекратили свое фактическое существование некоторые страны, а другие, скажем так, претерпели метаморфозы со своими границами.
И только одно остается неизменным — южнокорейского истребителя, который хотели получить к 2020-му, как не было, так и нет. В рамках программы до сих пор KF-X не был построен ни один предсерийный образец, прототип или даже демонстратор технологий.
Если более внимательно посмотреть на программу, то некоторые моменты начинают проясняться. Напомним, что в рамках начальных эксплуатационных требований к KF-X предусматривалось создание одноместного истребителя с двумя двигателями и применением технологии стелс. По своим размерам машина должна была быть больше, чем французский Dassault Rafale и общеевропейский Eurofighter Typhoon, но меньше, чем F-22 и F-35.
В 2010 году Южная Корея и Индонезия договорились о совместной работе в рамках программы. Однако уже в марте 2013-го Министерства обороны Южной Кореи и Индонезии отложили реализацию совместного проекта разработки истребителя KF-X/IF-X на полтора года. В июле 2013 года Министерство обороны Индонезии заявило, что намерено продолжить разработку перспективного истребителя самостоятельно — что-то почти невероятное с учетом отсутствия опыта создания истребителей у индонезийцев.
Следующим неожиданным поворотом стала презентация в ноябре 2013 года компанией Korean Aerospace Industries модели однодвигательной версии перспективного истребителя. Логика была примерно такой: Корея уже имеет однодвигательный учебный FA-50 Golden Eagle собственной разработки, так почему бы не использовать полученный опыт для создания нового истребителя?
Разумеется, «летающая парта» и многоцелевой стелс — принципиально разные летательные аппараты, требующие разных технических решений. Поняли это вскоре и в Южной Корее, после чего про однодвигательную версию забыли, как про страшный сон. Впрочем, вопросов от этого меньше не стало.
Четверка с плюсом или тройка с минусом?
2 октября 2019 года издание Defense-aerospace сообщило, что в Управлении программ оборонных закупок Южной Кореи выдали Korean Aerospace Industries разрешение на производство первого летного образца перспективного истребителя KF-X. Сборку машины должны были начать до конца октября. Кстати, незадолго после этого на выставке вооружений ADEX в Сеуле представили полноразмерный макет перспективного истребителя.
Он, в целом, подтверждает основные концептуальные решения. С точки зрения аэродинамической компоновки — это почти полная «копия» F-22. Впрочем, как уже выше отмечалось, машина будет существенно меньше своего заокеанского собрата. Речь идет об истребителе c двумя двигателями General Electric F414. Длиной 16,9 метра и размахом крыла 11,2 метра. Максимальная взлетная масса истребителя составит 25,4 тонны.
Самолет сможет выполнять полеты на скорости до 1,8-1,9 Маха. Перспективный истребитель получит 10 точек подвески для ракет, бомб и различных подвесных контейнеров. Планируется создание как одноместного, так и двухместного варианта.
Самое интересное заключается в том, что корейский «стелс» малозаметным по сути не будет. По крайней мере, на первом этапе. Версия Block I не будет иметь внутренних отсеков вооружения: это, к слову, хорошо видно на примере показанного макета. Однако в Korean Aerospace Industries не теряют оптимизма и верят, что в более поздней версии машины в целях сохранения радиолокационной малозаметности основное вооружение удастся разместить внутри.
Относительно малый фюзеляж, а также расположение шасси и воздухозаборников позволяют сделать два предположения. Либо а) внутренние отсеки для вооружения будут очень небольшими (существенно меньшими, чем на F-22 и F-35), либо б) их вообще не будет. К слову, на представленных изображениях серийная машина несет четыре ракеты MBDA Meteor, частично утопленных в фюзеляж. Ранее подобное решение применили европейские инженеры при разработке Eurofighter Typhoon.
Кстати, 22 ноября 2019 года французское издание La Tribune в материале «MBDA monte à bord de l’avion de combat sud-coréen, le KF-X» написало, что Минобороны Кореи выбрало ракету MBDA Meteor для оснащения KF-X.
Разработать новый истребитель корейцы хотят в 2026 году, однако с учетом свойственных созданию современной техники трудностей этот срок можно мысленно перенести на 2030-й год или даже более позднее время.
И здесь возникает вполне закономерный вопрос. Стоило ли вообще южнокорейцам вкладывать деньги в этот проект, чтобы по факту получить к 2030-му году свой собственный «Еврофайтер»? При том, что сами европейцы к тому моменту приблизятся к перевооружению своих ВВС на истребитель шестого поколения NGF (Next Generation Fighter), создаваемый в рамках масштабной программы FCAS (Future Combat Air System).
То же, вероятно, касается и США с их программой F/A-XX. Ну а Китай будет иметь целый флот истребителей Chengdu J-20 пятого поколения, а возможно даже доведет до ума и его собрата в лице J-31 (но вообще в Китае довольно активно говорят и про шестое поколение).
Получается, что южнокорейцы могут получить самолет, устаревший еще на начале разработки. При этом полученный при его разработке опыт едва ли удастся применить в других сферах — к тому времени авиастроители США, Европы и Китая могут совершить не одну революцию.
В более же широком смысле история с KF-X в очередной раз показывает, что разработка современных истребителей стала настолько сложной, рискованной и дорогой, что выиграть на этом пути могут лишь мировые сверхдержавы. Либо ряд мощных стран мира, объединившихся в рамках реализации программы. По понятным (прежде всего политическим) причинам сделать это получается не у всех и не всегда.
/Илья Легат, topwar.ru/