Заглянуть за угол всегда было мечтой любого бойца, так как это позволяет ему больше узнать о потенциальной угрозе. «Угол» может быть близко или далеко, а угроза может быть самой разной природы, например, статичной или движущейся. Сегодня беспилотные летательные аппараты, также называемые дронами, являются типичным средством, позволяющим заглянуть за горизонт. Некоторые из них способны даже наносить удары благодаря вооружению, закрепленному под крыльями, например, ракетам разного типа и размеров.
Интеграция боевой части в дрон для того, чтобы получить нечто напоминающее ракету, но способное достаточно долго летать над целью перед атакой, фактически ведя длительное наблюдение, привела к появлению так называемых «барражирующих боеприпасов». Эффективность их ударов по движущимся целям довольно высока, поскольку оператор может удаленно решать, когда и какую цель атаковать, тем самым достигая почти стопроцентного ее поражения.
Одна из первых систем, разработанная в середине 80-х годов израильской компанией Israel Aerospace Industries, получила имя Harpy. Эта система вооружения для подавления ПВО противника (англ., SEAD — Suppression of Enemy Air Defences) позволила уменьшить количество боевых самолетов, выполняющих подобные задачи, и, как следствие, риск быть сбитыми вражескими ракетами «земля-воздух».
На аппарате длиной 2,7 метра с дельтовидным крылом размахом 2,1 метра установлен двигатель Ванкеля UEL AR731 мощностью 38 л.с., вращающий толкающий винт, расположенный в задней части, в переднем отсеке размещается боевая часть массой 32 кг. Запускаемый из контейнера аппарат летит на круизной скорости (максимальная скорость 185 км/ч) в целевой район (максимальная дальность полета 400-500 км), где может кружить пару часов, выбирая цель. Приемники полностью автономного аппарата позволяют поймать сигналы станции управления и направить его к цели.
В самонаводящуюся систему интегрированы продвинутые алгоритмы, обеспечивающие высокий уровень автономности. В конце 2000-х компания IAI, взяв за основу опыт работы по проекту Harpy, разработала аппарат Нагор, в который были интегрированы оптико-электронная целевая нагрузка и канал передачи данных, благодаря чему в контур управления был введен оператор. Основной задачей этого аппарата остается SEAD, хотя он может быть применен по целям другого типа. Размах крыла увеличился до 3 метров, а длина до 2,5 метров, масса боевой части уменьшена до 23 кг, а дальность действия увеличена до 1000 км.
Новейшим членом семейства является система Harpy NG, для которой был взят корпус аппарата Нагор. Она оснащена цифровой головкой самонаведения (ГСН), закрывающая более широкую полосу частот 0,8-18 ГГц по сравнению с 2-18 ГГц предыдущих моделей. Взлетная масса составляет 160 кг, продолжительность полета около 10 часов. Семейство Harpy/Нагор стоит на вооружении армии Израиля и еще порядка 8 стран.
В конце 2000-х годов компания IАI обратила свое внимание на тактическую сферу и разработала барражирующие боеприпасы меньшего размера с меньшим радиусом действия. Green Dragon ME (М — среднего размера, Е — электрический) способен выполнять задачи SEAD благодаря радиочастотной ГСН 1-4 ГГц, оптико-электронной ГСН и каналу связи. Планер традиционной конструкции с перевернутым V-образным хвостом; станция видовой разведки установлена в нижней хвостовой части фюзеляжа.
При максимальном взлетном весе около 40 кг 7-8 кг отводится боевому снаряжению. Радиус действия Green Dragon ME составляет порядка 50 км, а время нахождения в воздухе примерно 90 минут. Боеприпас Green Dragon меньшего размера оборудован только оптико-электронной ГСН. Аппарат без пускового контейнера весит 15 кг, имеет длину 1,6 метра, при развертывании размах крыльев составляет 1,7 метра; он может развить максимальную скорость до 110 узлов, скорость патрулирования составляет 65-85 узлов, продолжительность полета 75 минут и дальность полета 40 км. Он снаряжен универсальной боевой частью массой 2,5 кг, которая эффективна против живой силы и бронетехники.
Все аппараты семейства укладываются в пусковой контейнер длиной 2 метра, диаметром 0,3 метра и массой 25 кг. Аппарат покидает его благодаря импульсному двигателю, затем включается электродвигатель и он самостоятельно летит в целевой район. Наличие оператора позволяет прервать выполнение задачи или заново начать атаку, способы атаки варьируются от небольших до почти вертикальных углов. Оба варианта Green Dragon являются полностью готовыми изделиями, на которые заключены контракты.
Снижая и дальше вес своих изделий, компания IAI разработала модель Rotem 1200, число указывает на массу в граммах боевого заряда, который в данном случае состоит из двух ручных гранат М-67. Квадрокоптер весит 5,8 кг, оптико-электронная нагрузка на трехосевом гиростабилизированном подвесе установлена в передней части фюзеляжа. Весь комплекс состоит из двух аппаратов, наземной станции управления в виде планшета, в который встроен узел связи; масса всего комплекта составляет 16,7 кг.
Вместо контейнера с боевым снаряжением в аппарат Rotem 1200 можно установить контейнер с микростанцией видовой разведки, опционально также могут устанавливаться аппаратура радиоразведки или сенсоры обнаружения огня. Дальность полета составляет 10 км, рабочая высота 300 метров, продолжительность полета 30 минут с боевым снаряжением и 45 минут с контейнером видовой разведки, точность атаки составляет менее одного метра.
Меньшая система, известная под обозначением Rotem 500, может нести одну ручную гранату. Оба варианта Rotem — единственные возвращаемые аппараты в линейке барражирующих боеприпасов компании IAI. Вариант Rotem 1200 уже эксплуатируется, a Rotem 500 готов к продажам. На вопрос о «роевых возможностях» этих аппаратов представитель IAI ответил, что не комментирует это.
Израильская фирма UVision возможно единственная из существующих компаний занимается исключительно барражирующими боеприпасами. Она разработала семейство систем HERO, варьирующихся от тактических, оперативных и до стратегических моделей. В ее каталоге имеется 7 систем, хотя понятно, что только часть из них действительно воплощена в серийные образцы.
«На данный момент мы сосредоточились на продажах трех продуктов — HERO-30, HERO-120 и HERO-400», — отметил представитель компании, подчеркнув, что вариант HERO-900 пока существует только на бумаге. Этот вариант единственный из всей линейки не имеет крестообразной конфигурации, ставшей отличительным знаком Uvision. В компании считают его наилучшим решением с увеличенной подъемной силой, которая позволяет получить оптимальную продолжительность полета к цели и во время барражирования и при этом обеспечить хорошую маневренность для поражения с высокой точностью неподвижных и подвижных целей.
После покидания пускового контейнера HERO развертывает две пары крестообразных крыльев наряду с лопастями воздушного винта. Винт и электродвигатель расположены в хвостовой части аппарата, сенсорная станция с дневной и тепловизионной камерами, установленная на трехосевом гиростабилизированном подвесе, расположена в носовой части аппарата. Также боевая часть снаряжена трехрежимным лазерным взрывателем, который может устанавливаться в следующие режимы: дистанционный, ударный и с задержкой.
Компания UVision оптимизирует свои системы HERO с целью максимального увеличения боевой нагрузки в сравнении с размерами аппарата. Компания предлагает свои HERO со стандартной универсальной боевой частью собственной разработки, однако, по словам ее представителя, готова интегрировать боевую нагрузку сторонних производителей. «Мы уже запустили программу совместной разработки, заказчик выбрал другую компанию». Хотя системы HERO способны действовать в автономном, полуавтономном и ручном режимах в зависимости от требований задачи, понятно, что вариант с оператором определенно является предпочтительным выбором, по крайней мере, западных стран.
HERO-30 представляет собой легкое решение ближнего действия для передовых подразделений; канал связи позволяет ему удаляться на 5 или 10 км, продолжительность полета составляет 30 минут, скорость от 50 до 100 узлов. Продолжительность барражирования над целевым районом составляет 20 минут. Аппарат запускается из пусковой трубы длиной 0,95 метра с помощью малошумной пневматической системы с небольшой тепловой заметностью; весь комплект весит 7,5 кг. Сам аппарат весит 3,5 кг, имеет длину 780 мм и размах крыльев 800 мм; рабочие высоты составляют от 180 до 450 метров.
Атака проводится по отвесной траектории, при этом к мощи боевой части весом 500 грамм добавляется кинетическая энергия. «HERO-30 полностью готов к эксплуатации, — заявил представитель компании. — Мы подписали соглашения с некоторыми странами НАТО и первыми пользователями этой системы станут специальные силы».
Еще одно изделие, заказанное страной НАТО, впервые было показано на парижском авиашоу в 2019 году. Более крупная система HERO-120 имеет длину 1340 мм, размах крыльев 1410 мм и массу 12 кг, с боевой частью весом 4,5 кг дальность полета составляет до 40 км, а продолжительность полета 60 минут. Аппарат HERO-120 запускается с рельсовой направляющей или одноразового контейнера. Пуск из контейнера осуществляется с помощью пневматической системы высокого давления, в случае прекращения выполнения задачи аппарат возвращается на парашюте.
Точно так же запускается модель HERO-400EC (ЕС — электрический крестообразный, в отличие от HERO-400 с бензиновым двигателем и плоскими крыльями). Этот аппарат длиной 2100 мм и с размахом крыльев 2400 мм весит 40 кг, продолжительность полета составляет 2 часа, тогда как дальность действия 40 или 150 км в зависимости от установленного канала данных. Боеприпас с 10 кг боевой нагрузки может барражировать над целевым районом более 70 минут.
«Сегодня у нас есть два заказчика, один из НАТО, а второй — это крупная союзная держава, обе заказали ограниченное количество систем для эксплуатационной оценки». На парижском авиашоу компания UVision показала шестиконтейнерную пусковую установку на легком автомобиле, которая способна запускать аппараты HERO-30 и HERO-120; для модели HERO-400 доступен более крупный вариант, устанавливаемый на бронеавтомобили класса JLTV. Для этой модели доступно еще одно решение — запуск из стандартного пускового контейнера РСЗО MLRS, в котором размещаются два боеприпаса Него-400ЕС.
Помимо самого летательного аппарата компания UVision разработала блок управления оператора и комплект аппаратуры связи. Заказчик, принявший решение устанавливать комплекс на машину, волен решать, должна ли система управления оставаться с пусковой установкой или быть выносной. Также для заказчиков доступны учебные системы и встроенная моделирующая программа.
Компания UVision с интересом смотрит на любой прорыв в аккумуляторных технологиях, который способствовал бы увеличению продолжительности полета. «Наши системы HERO модульные, то есть любое улучшение в аккумулировании энергии можно легко интегрировать в них», — сообщил представитель компании. Разработчики также рассматривают возможность применения сенсоров других типов с целью выполнения требований некоторых заказчиков, но пока это держится в секрете.
Имея огромный опыт в области мини-БЛА, израильская компания Elbit Systems разработала и представила на авиашоу в Париже свой боеприпас SkyStriker, конструктивно представляющий собой традиционный планер с удлиненными крыльями. При максимальном взлетном весе 40 кг и радиусе действия 40 км он может принять боевую нагрузку 5 или 10 кг и тогда продолжительность полета составляет два или час соответственно. Взрыватель кумулятивно-осколочной боевой части работает в режиме задержки.
Аэродинамические характеристики довольно сильно отличаются от характеристик БЛА Skylark, поскольку аппарату SkyStriker необходимо барражировать на небольшой скорости, а пикировать на максимальной. Тем не менее, компания Elbit Systems заимствовала от БЛА некоторые компоненты, например, канал передачи данных и катапульту.
Во время полета боевая часть не взведена, оператор приводит ее в боевое положение при готовности к атаке. Впрочем, полное взведение происходит только тогда, когда аппарат при пикировании достигнет определенной скорости и высоты и только после этого он становится взрывным устройством. Это позволяет возвратить аппарат в случае отмены задания; при этом визуальный индикатор показывает поисковой группе, взведен боеприпас или нет, что дает возможность обращаться с ним соответствующим образом.
Турецкая компания STM разработала два беспилотника-убийцы: Alpagu самолетного типа и Kargu вертолетного типа. Модель Alpagu запускается из контейнера квадратного сечения благодаря пневматическому устройству. Основные крылья и хвостовое оперение аппарата развертываются после пуска, электродвигатель вращает установленный в хвостовой части толкающий винт.
Оператор управляет аппаратом по видеоканалу; сам Alpagu способен обнаруживать и классифицировать неподвижные и подвижные цели, например, машины и людей, благодаря алгоритмам обработки изображений. Здесь компания STM применила свой богатый опыт в искусственном интеллекте. Аппарат оборудован дневными и ночными оптронными камерами. При размахе крыльев 1250 мм и длине фюзеляжа 700 мм Alpagu весит 1,9 кг и может нести 500-600 грамм боевой нагрузки в виде ручной гранаты производства компании МКЕК; при этом возможно снаряжение боевыми частями других производителей.
Общая масса системы, которая может быть готова к запуску менее чем за 45 секунд, составляет 2,9 кг, круизная скорость достигает 50 узлов, а максимальная скорость 65 узлов. Радиус действия аппарата 5 км, продолжительность полета 10 минут, максимальная высота полета 400 метров, а оптимальная рабочая высота 150 метров. При атаке на цель боеприпас Alpagu пикирует вниз с максимальной скоростью, таким образом, добавляя кинетической энергии к взрывному воздействию на цель.
По данным STM, боеприпас Alpagu, чей вес был значительно снижен по сравнению с первоначальным прототипом, пока проходит испытания и будет готов к развертыванию в конце 2019 года. Компания STM намерена разработать семейство барражирующих боеприпасов на базе Alpagu с увеличенным взлетным весом и грузоподъемностью, а также универсальной боевой частью, дающей максимальную оперативную гибкость.
Боеприпас Kargu вертолетного типа эксплуатируется в турецкой армии и специальных отрядах полиции. Квадрокоптер имеет взлетный вес 7,06 кг, его электродвигатели работают от литий-полимерных аккумуляторов, обеспечивающих 25 минут нахождения в воздухе. Максимальный потолок составляет 2800 метров, а рабочая высота 500 метров над уровнем моря, дальность действия 5 км, максимальная скорость 72 км/ч, но при атаке скорость пикирования достигает 120 км/ч.
Также был разработан вариант Kargu Block II, чей вес был снижен до 5 кг при сохранении грузоподъемности и продолжительности полета. Но самая отличительная его особенность состоит в том, что он может работать в рое, летать вместе с более чем 20 летательными аппаратами, следуя загруженной перед запуском программе полета и пикируя самостоятельно на цели.
В компании STM считают это первым шагом на пути к реальным роевым операциям, вторым станет встраивание искусственного интеллекта с целью снижения нагрузки на оператора, третий финальный шаг — добиться работы аппарата без сигнала GPS и канала связи. STM разработала новую целевую нагрузку для Kargu, среди которой противопехотная/осколочная боевая часть весом 1,3 кг, термобарическая боевая часть такого же веса, в то время как бронебойная находится на финальном этапе квалификации.
Европа, в общем и целом, не очень активна в сфере барражирующих боеприпасов. Компания MBDA запустила несколько программ, самым продвинутым из которых был проект Fire Shadow. Разработка аппарат началась в 2007, а первые испытания прошли в 2010 году. Дальность полета составляет 100 км, время патрулирования 6 часов. Проект предназначался для британской армии и был частью программы Indirect Fire Precision Attack (высокоточная атака непрямой наводкой), которая в середине 2018 года в конечном счете была закрыта.
В Центральной Европе дела обстоят получше. Польская компания WB Group разработала боеприпас Warmate массой 5,1 кг. Традиционный планер с высокорасположенными крыльями и V-образным хвостом оборудован толкающим винтом, вращающимся от электродвигателя; бортовой аккумулятор обеспечивает 50 минут нахождения в воздухе.
Размах крыльев аппарата составляет 1590 мм и длина 1170 мм, он запускается с пневматической катапульты и летает на рабочих высотах 100-500 метров, максимальная высота полета составляет 3000 метров, скорость варьируется от 50 до 150 км/ч. Зона охвата шифрованного двустороннего канала связи составляет 12 км. Аппарат может работать в нескольких режимах, например, после идентификации цели Warmate переключается в режим автоматической атаки, боеприпас направляется на нее, неся боевую нагрузку 1,4 кг, и поражает цель с круговым вероятным отклонением 1,5 метра.
Доступны три боевые части: противотанковая GO-1-HEAT, способная пробить 120 мм катаной брони, термобарическая GO-1-FAE и осколочно-фугасная GO-1-HE с радиусом поражения 10 метров. Вариант Warmate разработан для специальных сил и поэтому может переноситься одним человеком, тогда как гораздо более крупная система Warmate 2 с максимальным взлетным весом 30 кг, запускается с катапульты; продолжительность полета составляет 120 минут и радиус действия 20 км.
Аппарат может снаряжаться различными боевыми частями: термобарическая и осколочно-фугасная боевые части имеют радиус поражения 40 метров, кумулятивная способна пробить 400 мм катаной брони, круговое отклонение для всех составляет 2 метра. Аппарат Warmate 2 был разработан совместно с эмиратской компанией Tawazun. Эта система устанавливается на машину вместе с наземной станцией управления. Польша заказала 1000 боеприпасов Warmate, первый из которых был поставлен специальным силам в ноябре 2017 года.
Компания WB Group также разработал систему Swarm, в которую интегрирован мини-БЛА Flyeye ручного запуска, используемый для наблюдения и идентификации, и боеприпас Warmate в качестве исполнительного компонента. Первая партия дронов Flyeye была поставлена польской полиции в декабре 2018 года.
/Николай Антонов, topwar.ru/