Бронетранспортёры по праву называют «боевыми автобусами». Но больше всего это определение подходит одной из первых советских серийных машин этого класса. Речь идет о тяжелом бронетранспортёре БТР-152, который удалось запустить в серийное производство в 1950 году вместе с бронетранспортёром БТР-40. БТР-152, созданный с использованием элементов шасси грузового автомобиля ЗИС-151, мог с относительными удобствами и комфортом перевозить 17 пехотинцев, а вместе с экипажем БТР перевозил 19 человек.
БТР-152. От идеи до реализации
До конца Второй мировой войны Красная Армия не имела собственного бронетранспортёра, а попыткам его создания не уделялось должного внимания. Акцент был смещен на производство танков и самоходных артиллерийских установок, которые также нужны были фронту. Несмотря на это советские командиры прекрасно понимали возможности бронетранспортёров.
Единственной массовой машиной, которую в годы войны эксплуатировали в Красной Армии, был легкий колесный американский бронетранспортёр M3A1 Scout Car, этот БТР использовался также и в качестве легкого разведывательного бронеавтомобиля.
Свои первые бронетранспортёры СССР производил с оглядкой на машины конкурентов, так БТР-40 создавался как отечественный аналог «Скаута», а тяжелый бронетранспортёр БТР-152 создавался с учетом опыта использования и боевого применения двух полугусеничных бронетранспортёров: американского M3 и немецкого Sd Kfz 251. Правда, от концепции полугусеничного или полностью гусеничного бронетранспортёра советские конструкторы уже тогда отказались, отдав предпочтение колесной боевой технике.
Такой выбор был рационален. Колесные бронетранспортёры были дешевле и проще в производстве и эксплуатации, а их серийное производство можно было развернуть на мощностях имеющихся автомобильных предприятий. Помимо этого обучить водителей колесной техники было проще, за их руль всегда можно было посадить вчерашнего шофера, также колесные бронетранспортёры отличались большей скоростью хода и имели больший ресурс.
За сборку БТР-152 в Советском Союзе отвечал Завод имени Сталина (ЗИС) в Москве (после развенчания культа личности был переименован в ЗИЛ). Но новые бронетранспортёры собирали не только в столице, в производстве участвовал также Брянский автомобильный завод. Всего на двух предприятиях было собрано в общей сложности 12421 бронетранспортёр. Серийное производство именно БТР-152 продолжалось с 1950 по 1955 год, других модификаций боевых машин на том же шасси – до 1962 года.
Судьба бронетранспортёра БТР-152 неразрывно связана с судьбой пятитонного грузовика повышенной проходимости ЗИС-151 с колесной формулой 6х6. Испытания этой машины конструкторы завода ЗИС начали еще в мае 1946 года. Именно на базе узлов и агрегатов данного шасси было принято решение строить первый советский тяжелый бронетранспортёр. Уже к ноябрю 1946 года группа конструкторов под руководством Б. М. Фиттермана приступила к разработке новой боевой машины, получившей индекс «Объект 140».
Согласно техзаданию конструкторам предстояло создать бронетранспортёр боевой массой около 8,5 тонны с противопульным и противоосколочным бронированием и вместимостью 15-20 человек. В качестве вооружения рассматривался один станковый пулемет.
Уже к маю 1947 года были готовы два опытных образцы будущей машины. Заводские испытания бронетранспортёров недалеко от города Чехова продолжались до 1949 года. При этом уже в мае-декабре 1949 года 8 из 12 построенных бронетранспортёров использовались для проведения полноценных войсковых испытаний, которые шли параллельно с государственными испытаниями новой машины.
После устранения всех выявленных недоработок 24 марта 1950 года тяжелый колесный бронетранспортёр, получивший обозначение БТР-152, был официально принят на вооружение Советской Армии. А уже 28 марта был арестован главный конструктор машины Фиттерман, незадолго до ареста смещенный с должности главного конструктора предприятия. Его арест состоялся в рамках расследования дела «О вредительской группе на заводе ЗИС». В декабре того же года он получил 25 лет лагерей и начал отбывать наказание в Речлаге, был полностью реабилитирован и восстановлен в партии в 1955 году. Такие были времена.
Удивительно, что создатель тяжелого колесного бронетранспортёра БТР-152 подарил стране самую небольшую микролитражку – Борис Михайлович был и главным конструктором «Запорожца» ЗАЗ-965, но это уже совсем другая история.
Технические особенности БТР-152
Одной из главных заслуг конструкторов ЗИС специалисты называют обращение к несущему бронекорпусу (ЗИС-100). Рамы у нового тяжелого бронетранспортёра не было, лишь боковые усилители, которые использовались для крепления ряда узлов и агрегатов боевой машины. При этом конструкторы хорошо поработали над конфигурацией корпуса и рациональным расположением бронелистов, одновременно с этим корпус был удобен для размещения и спешивания десанта, был достаточно просторен.
Решение отказаться от рамы позволило разработчикам сделать корпус бронетранспортёра на 200 мм ниже без потери пространственной жесткости конструкции. В отличие от американского бронетранспортёра M3 лебедка, устанавливаемая на БТР-152, располагалась под носовым бронекапотом и была защищена от пуль и осколков снарядов.
Также, в отличие от американцев, которые для своего бронетранспортёра M3 выбрали простые формы для лучшего использования внутреннего пространства, на заводе ЗИС поработали над рациональным расположением бронелистов, создав продуманный «ломанный» характер корпуса, некоторые бронелисты были расположены под углами 30-45 градусов к вертикали, что повышало пулестойкость всей конструкции. По форме корпуса новый советский БТР был ближе к немецким полугусеничным бронетранспортёрам «Ганомаг».
Наибольшая толщина брони была в лобовой части корпуса – до 13-14 мм, борта и корма отличались толщиной брони 8-10 мм. Такого бронирования было достаточно для защиты от пуль винтовочного калибра и осколков снарядов и мин массой до 12 граммов, в лобовой части БТР держал и попадания 12,7-мм пуль. От бронебойных крупнокалиберных пуль, малокалиберных пушек и крупных осколков БТР-152 должны были защищать пассивные факторы: высокая скорость, маневренность, низкий силуэт. Длина корпуса бронетранспортёра составляла 6830 мм, ширина – 2320 мм, высота – 2050 мм (по пулемету – 2410 мм).
На БТР-152 конструкторы установили броневой корпус открытого типа, на обычных моделях закрыться от непогоды можно было только брезентом. Такое решение снижало защищенность десанта, но было типовым для бронемашин тех лет. Корпус капотной компоновки изготавливался методом сварки из бронелистов и состоял из трех отделений, он был характерным для бронетранспортёров того временного периода. Впереди располагалось силовое отделение с двигателем, за ним следовало отделение управления, где размещались места командира боевой машины и механика-водителя, всю кормовую часть занимало просторное десантное отделение, рассчитанное сразу на 17 бойцов.
Для размещения десанта вдоль бортов корпуса находились достаточно длинные продольные скамьи, за их спинками были зажимы для крепления автоматов АК. Мехвод и командир покидали БТР через боковые двери, десант покидал машину через двустворчатую дверь, расположенную в задней части корпуса, но десантироваться можно было и прямо через борта. На двери часто размещалось и запасное колесо.
Сердцем бронетранспортёра стал форсированный двигатель, что было особенно важно для машины, которой предстояло действовать и в условиях бездорожья. Базовый 6-цилиндровый мотор ЗИС-120 (максимальная мощность 90 л.с.) удалось форсировать практически до предела возможностей. Повышения мощности удалось добиться за счет увеличения степени сжатия до 6,5, что автоматически повышало требования к топливу, БТР-152 питался самым лучшим на тот момент в армии бензином – Б-70.
Помимо этого конструкторы «раскрутили» ЗИС-120, повысив частоту вращения в ущерб долговечности поршневой группы. Но с боевой машиной с уменьшенным ресурсом работы двигателя военные готовы были мириться. В результате всех изменений новый двигатель ЗИС-123В докрутили до 110 л.с. (гарантированных по ГОСТ), фактически мощность двигателя доходила до 118-120 л.с. Такой мощности было достаточно, чтобы разогнать бронетранспортёр с боевой массой 8,7 тонны до 80-87 км/ч при движении по шоссе. Запаса топлива в размере 300 литров хватало на 550 км хода при движении по шоссе.
Хорошо продуманная ходовая часть, форсированный двигатель и новые вездеходные шины с протектором «ёлка», позволили довести скорость хода по грунту до 60 км/ч, для сравнения у грузовика ЗИС-151 – не более 33 км/ч.
Основным вооружением бронетранспортёра, предназначенным для поражения пехоты, небронированных целей и огневых средств противника на дистанциях до 1000 метров, был станковый 7,62-мм пулемет СГМБ (специальный вариант пулемета СГ-43) с ленточным питанием, который размещался на БТР без бронещитка. Штатный боезапас пулемета составлял 1250 патронов. Помимо вооружения на бронетранспортёрах устанавливалась радиостанция 10РТ-12, которая в дневное время обеспечивала устойчивую связь на дистанции до 35-38 км на стоянке и до 25-30 км во время движения.
Оценка бронетранспортёра БТР-152
Для начала 1950-х годов тяжелый советский бронетранспортёр был очень удачной боевой машиной. Об этом свидетельствует как большая серия – 12,5 тысячи бронетранспортёров в различных вариантах, так и география экспортных поставок. Советский БТР-152 успел послужить в армиях более 40 государств мира. При этом в Китае развернули серийное производство лицензионной копии бронетранспортёра под собственным обозначением Type-56.
К плюсам БТР-152 относили хорошую проходимость на местности, достаточно большую для такой техники скорость хода, особенно по грунту, отличную вместимость. Далеко не все бронетранспортёры тех лет могли перевезти 19 солдат, включая экипаж. Также удачным признавалась схема и толщина бронирования, которая превосходила таковую у американских колесно-гусеничных бронетранспортёров M3, не говоря о колесном «Скауте».
К очевидным недостаткам машины относили слабое вооружение, представленное только станковым 7,62-мм пулеметом и личным оружием десантников. Многие иностранные образцы БТР тех лет вооружались более мощными крупнокалиберными пулеметами.
О том, что бронетранспортёр выдался по-настоящему хорошим, свидетельствует и тот факт, что израильтяне по достоинству оценили захваченные у Египта бронетранспортёры БТР-152. В армии Израиля отметили хорошие защитные свойства корпуса советского бронетранспортёра и рациональное расположение бронелистов, которое не мешало десанту. Под впечатлением от арабских трофеев в Израиле развернули выпуск собственного колесного БТР «Шоэт», который внешне напоминал советскую боевую машину.
/Сергей Юферев, topwar.ru/
Настоятельно советую автору, естественно на досуге, залезть под БТР-152 и внимательно рассмотреть, куда и как крепятся два задних моста, а затем исправить некоторые ошибки в статье.
Я служил с 69 по 71 год в ГСВГ В танковом батальоне и возил начальника штаба.Только вот пулемета у меня не было,а стояла зенитка или крупнокалиберный пулемет с двумя стволами,с патронами под 15 мм.или даже больше под 24 мм.А задача была-устоять 2 часа.Служил на границе с ФРГ в г.Гота и остались только добрые воспоминания о немцах,которые давали концерты,показывали спортивные прыжки на мотоциклах,воздушные бои на кордовых моделях самолетах,ну и помогали колхозникам убирать урожай.