Новый русский флот: пляски вокруг УДК

Взять и совместить

Все наверняка знают историю с французскими «Мистралями» — крупными универсальными десантными кораблями (УДК), которые Россия так и не получила. Можно напомнить: еще в 2010 году Россия и Франция заявили о заключении сделки на строительство двух «Мистралей» для российского ВМФ на французской верфи. А еще два корабля такого же типа предполагали построить по лицензии в самой России.

Дальнейшие события вокруг Крыма и связанное с ними ухудшение отношений между Западом и Россией поставили на всем этом крест. Многих изначально удивляло то, что ведомство тогда еще возглавляющего Минобороны Анатолия Сердюкова предпочло западные корабли вместо российских. Сердюкова (справедливости ради замечу: далеко не самого худшего министра обороны в истории РФ) обвиняли в «сдаче национальных интересов», «потакании Западу» и прочих в значительной степени надуманных грехах.

УДК «Мистраль»

В реальности все намного проще: у России нет ни опыта строительства УДК, ни опыта их использования. Есть, конечно, свое судостроение. Еще в советские годы строили самые разные десантные корабли, некоторые из них и сейчас служат ВМФ РФ. Так, например, за все годы СССР ввели в строй четырнадцать больших десантных кораблей проекта 1171. Из условно нового — большой десантный корабль проекта 11711. Головной корабль — «Иван Грен» — спустили на воду в 2012-м. Вторым кораблем серии станет «Петр Моргунов».

Однако опыт советских/постсоветских проектов здесь мало поможет. Формально УДК — подкласс десантного корабля. Фактически же это новый класс судна. Его необходимость остро ощутили США во время войны во Вьетнаме. Когда взаимодействие разных десантных групп вскрывало множество проблем, которые с особой силой дали бы о себе знать во время «глобального» конфликта: высадить людей и технику на укрепленный плацдарм архисложно.

Выходом стало совмещение в рамках одного проекта корабля ударных, десантных и управленческих функций. Вертолеты могут высадить первую волну, которая частично зачистит побережье. Затем на него при помощи скоростных катеров высадятся части с техникой и тяжелым вооружением. Американцы, например, все это могут десантировать с помощью катеров LCU или LCAC. Крупных и грузоподъемных. В целом, по грузоподъемности один УДК может заменить десять «обычных» больших десантных кораблей. Со стороны — очень выгодное вложение средств.

Читайте также  Неоднозначные перспективы вертолетоносцев

Есть некоторые различия в понимании концепции. Так, новейшие УДК ВМС США типа «Америка» серии Flight 0 не имеют доковой камеры для вышеперечисленных плавсредств, но зато у них есть дополнительных ангар и мастерские. Тут сделана ставка на воздушный потенциал.

Однако, в целом, нужно понимать, что любой универсальный десантный корабль является очень дорогим, очень сложным и при этом довольно уязвимым от атак с воздуха: не каждый УДК несет истребители пятого поколения, как «Америка». Это, конечно, совсем не говорит о том, что универсальные десантные корабли не нужны. Совсем наоборот.

УДК ВМС США типа «Америка»

Новый поворот

Отказ от «Мистралей» больно ударил по потенциалу российского флота, особенно если учесть, что единственный условный авианосец — «Адмирал Кузнецов» — ремонтируется и не может воевать. И его ремонт может быть «вечным».

Поэтому в России не раз предлагали альтернативные варианты. Сейчас история получила новое развитие. В октябре издание «БИЗНЕС Online» сообщило, что Судостроительная корпорация «Ак Барс», куда входит Зеленодольский завод им. Горького и которую возглавляет Ренат Мистахов, претендует на разработку УДК. Корабль якобы разработает Зеленодольское проектно-конструкторское бюро.

Судя по всему, это не просто слухи. Ранее, в сентябре этого года, появилась неподтвержденная информация о том, что керченский филиал завода им. Горького возьмется за универсальные десантные корабли. «Два универсальных десантных корабля (УДК, их также называют вертолетоносцами) водоизмещением до 15 тысяч тонн планируется заложить на керченском судостроительном заводе «Залив», который, как известно, контролируется заводом им. Горького», — написало тогда издание «БИЗНЕС Online» со ссылкой на ТАСС. Закладку планируют на май 2020 года, а головной вертолетоносец флот должен получить до конца 2027 года.

Проект раздора

Со стороны все выглядит неплохо. У страны еще есть деньги, а также желающие построить новые корабли. Но все не так однозначно, если присмотреться. В августе 2014 года Украина заявила, что зеленодольское предприятие силой захватило ОАО «Керченский судостроительный завод „Залив“», который ранее принадлежал украинскому олигарху Константину Жеваго. И 15 марта того же годы США ввели санкции против завода им. Горького, хотя ранее предприятие и так сталкивалось с западными ограничениями.

Читайте также  Зачем Китаю огромный УДК?

Еще больше экспертов удивило иное. По мнению начальника сектора проектного отдела ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Алексея Лициса Россия имеет «куда более прокачанные с точки зрения строительства больших кораблей «‎Севмаш»‎, Балтийский и Волго-Балтийский заводы, а сейчас готовится к запуску дальневосточный завод «‎Звезда»‎».

Есть и другие точки зрения. Все та же «БИЗНЕС Online» приводит мнение Владимира Леонова о том, что санкции — вовсе не приговор для завода. А в новом материале издание рассматривает другие стороны этого вопроса, говорящие в пользу того, что выбор сделали правильно.

Эксперты считают, что Балтийский завод и Адмиралтейские верфи сейчас и так сильно загружены, а керченский «Залив» имеет большой сухой док и вообще многое из того, что нужно для строительства большого корабля. Наконец, специалисты акцентируют внимание на развитии крымской промышленности, что в нынешних условиях крайне важно для действующей власти.

Деньги и корабли

Заказ на проектирование столь крупного корабля — это огромная ответственность, но кроме этого еще и гигантские деньги. Эксперты полагают, что основную выгоду здесь получает Татарстан, владеющий основным пакетом акций Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (75% минус одна акция). «На проектирование и строительство УДК выделят десятки миллиардов рублей… Это очень прибыльно и выгодно. Поэтому-то за участие в создании УДК сегодня и идет серьезная подковерная борьба», — отметил источник в беседе с «БИЗНЕС Online».

С технической стороны все одновременно просто и сложно. Зеленодольское бюро основали в 1949 году. Начав работу с охотников за субмаринами, инженеры КБ разработали крупнейшие в мире боевые корабли на подводных крыльях типа «Сокол», а также, например, сторожевой корабль проекта 11540. Это серьезные достижения. Но как мы уже писали выше, в России никогда не строили полноценные УДК, а разработанные ранее корабли не имеют с ними почти ничего общего.

Сторожевой корабль «Неустрашимый» проекта 11540

Так что перспективы первого русского универсального десантного корабля более чем туманные. Лучше всего это видно на примере уже вышеупомянутого большого десантного корабля «Иван Грен», который заложили еще в 2004 году, а в эксплуатацию ввели лишь в 2018-м. А про то, нужны ли вообще России универсальные десантные корабли, мы поговорим как-нибудь потом.

/Илья Легат, topwar.ru/

7 КОММЕНТАРИИ

  1. «Сердюкова (справедливости ради замечу: далеко не самого худшего министра обороны в истории РФ) обвиняли в «сдаче национальных интересов», «потакании Западу» и прочих в значительной степени надуманных грехах» — Хм!? Отмочил Илюха однако! Чтож буду теперь просеивать его писанину через более мелкое сито.
    «В реальности все намного проще: у России нет ни опыта строительства УДК, ни опыта их использования» — А почему бы не попробовать на базе энергоустановки ледоколов серии 22220 не разработать проект УДК килотонн на 40?
    Далее чтото невнятное типа носим круглое катаем квадратное, приправленное громкими названиями и персоналиями. Конкретика только в последнем абзаце, про туманные перспективы более чем, и переносе развития темы на прекрасное далёко.
    Остается только поинтересоваться у автора — Илюх а ты зачем все это писал?

  2. Да сколько уже можно этим Греном попрекать. Да, строился четырнадцать лет. А давайте вспомним в каком состоянии были не только судоверфи, но и вся российская оборонка в 2004 году благодаря таким как толик чубайс и егорка гайдар (пишу про этих пигмеев специально с маленькой буквы), молчу уже про всяких касьяновых.
    А сколько раз менялось техзадание, сколько перепроектировали, но ведь построили, и компетенции восстановили, и опыт получили, и Моргунова, то есть номер второй на испытания вывели…
    Меньше надо причитать и больше делать…

  3. УДК это хорошо. А если еще сделать транспортные военные корабли большой грузоподъемности, оборудованные для перевозки различной военной техники и др. грузов? Без вертолетов и прочего вооружения? Война в Сирии показала нужность такого корабля. Но он в первую очередь должен иметь большую грузоподъемность.

    • Да вроде как есть похожий класс судов, лихтеровоз. Только зачем чисто военный, он же большую часть времени простаивать будет?
      Вооружения там серьёзного и не прилепишь, а на период военного фрахта отделения морпехов с пулеметами и вербами будет достаточно, прочее задачи кораблей охранения.
      Транспортная компания нужна, с гос участием и обязательным пунктом в контракте на такой случай.
      Чтоб не как в Крыму с сотовыми и сбербанком. Впрочем «берендеев лес» отечественных законов и обстоятельств их исполнения ещё тот казус. И пока лешаков и кикимор жестко не выводить, вопрос бессмысленный.

  4. Думается, не стоит упрощать до уровня баржи-лихтеровоз…. Если надо тупо перебросить технику и боеприпасы-то да. Кстати, на него тоже не прилепишь вооружение. Но, на лихтеровоз не впаришь вертолеты, которые весьма пригодятся и для поддержки, и для разведки, и для доставки… Полевой госпиталь-тема обкатанная, но иметь стационар на борту судна, наверное, все ж получше… Выгрузка/погрузка по аппарели или катерами не совсем то же, что у «стенки» краном. Сравнивать лихтеровоз с УДК, это то же, что авианосец с баржей, перевозящей самолеты: вроде авиация и там и там, а функционал разнится… А насчет простоя, так это участь такая у военной техники (танки тоже с утра до вечера не гоняют), но иначе никак.

    • Вы видимо не обратили внимания на мой первый комент. Мне то как раз больше нравится версия полноценного УДК с ЯЭУ на базе ледокольной серии, так как культуры производства полноценной газотурбинной ЭУ у нас нет, как и котлотурбинной.
      Впрочем разрабатывать собственную технологию парового котла на мазуте взамен ставшим небратскими хохлотурбинам при наличии отечественной технологии ядерного парового котла полагаю скудоумием. В то время как газотурбинные технологии требуется возрождать и развивать, вкупе с технологиями электродвижения. Но на текущий момент собственной ГЭУ кроме Ядерной для плавсредств водоизмещением свыше 6-8 тыс тонн фактически нет — отсюда ссылка на ЯУ и проект 22220.
      За лихтер я в ответ товарищу Андреасу отписал в ответ на — «А если еще сделать транспортные военные корабли большой грузоподъемности, оборудованные для перевозки различной военной техники и др. грузов? Без вертолетов и прочего вооружения?» — хотя производить отечественные корабли подобного класса тоже весьма желательно. Только для общих задач — как военных, и же гражданских торговых, и для продажи на экспорт.
      Тольки гложуть мене скорбные мышли што у нонешних кормчих окромя очередной сУперЯхты какого-нть условного Усмано-Весель-Шувал-Потан-Брамовича построенной на офф-шорные деньги на Финско- Голланских верфях водоизмещением в солидный Дестроер один вкупе с пару Арли Бёрков — мы недождёмси!
      Может я и впечатлительный излишне, но тут позавчёра видос смотрел, https://www.youtube.com/watch?list=PLIZkhleC83GO3obwgYu0buR85LjQxIhcp&v=5KvJZZ72ovk&feature=emb_logo в процессе огорчалси сильно, преимущественно матом.

  5. УДК-прибой,однозначно нужны,но чтобы у них еще было собственное РСЗО класса ураган в количестве стволов сухопутной батареи на каждой единице.В этом случае,УДК и БДК однозначно будут по возможностям разные корабли.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя