Важным преимуществом беспилотных систем всех классов является резкое снижение нагрузки на человека-оператора. Это позволяет беспилотному аппарату продолжать работу в течение длительного времени, что может быть полезным в разных сферах.
В настоящее время США планируют использовать такие возможности для развития своей противолодочной обороны. Автономные беспилотные суда и аппараты должны вести патрулирование и выявлять подводные цели. Рассмотрим наиболее интересные разработки такого рода.
«Морской охотник»
Наиболее известным и интересным представителем класса беспилотных аппаратов для ПЛО является безэкипажный катер Sea Hunter, также известный как MDUSW (Medium Displacement Unmanned Surface Vehicle). Он создавался в качестве многоцелевой платформы, способной работать без экипажа и нести различное оружие или оснащение. В первую очередь, такой катер необходим для патрулирования акваторий.
Sea Hunter имеет длину 40 м и водоизмещение 145 т. Катер построен по схеме тримарана с двумя аутригерами. Имеются два дизельных двигателя, разгоняющих судно до 27 узлов и обеспечивающих работу генераторов. Дальность плавания заявлена на уровне 10 тыс. морских миль. Автономность – не менее 30 суток, в зависимости от задачи.
Проект использует модульную архитектуру с возможностью установки разнообразной аппаратуры. Один из его вариантов предусматривает монтаж гидроакустических станций для слежения за подводной обстановкой. С таким оборудованием MDUSW может искать подлодки или морские мины. Высокая автономность позволяет катеру оставаться в заданном районе в течение длительного времени и ждать появления подлодки. Далее данные о цели передаются оператору, после чего к работе привлекаются прочие компоненты ПЛО.
Согласно открытым данным, безэкипажный катер Sea Hunter с 2016 г. проходит испытания. Работа всех систем проверяется в разных условиях. В частности, опытный образец совершил несколько длительных переходов по Тихому океану. Вероятно, испытывается и целевое оборудование, однако ВМС США и DARPA не раскрывают подробности такого рода.
Ожидается, что в будущем для военно-морских сил построят целый флот катеров MDUSW или схожих изделий. Они смогут работать самостоятельно и в группах, выполняя патрулирование тех или иных районов, в т.ч. удаленных от баз ВМС. Группировка катеров Sea Hunter позволит следить за обстановкой и выявлять различные цели, не привлекая надводные корабли или патрульную авиацию. С их помощью предлагается упростить развертывание в нужных районах, сократить стоимость таких операций, а также повысить эффективность работы ПЛО и других компонентов флота.
Все эти преимущества могут быть получены только в отдаленном будущем. Насколько известно, единственный построенный MDUSW / Sea Hunter пока проходит испытания. Сроки запуска серийного строительства и достижения начальной оперативной готовности остаются неизвестными.
«Наездник на волне»
В 2016 г. ВМС США заказало компании Liquid Robotics разработку военной версии ее беспилотного аппарата Wave Glider. Это изделие представляет собой многоцелевую безэкипажную платформу для установки различного оснащения. Ранее предлагались научные и исследовательские конфигурации, а по контракту 2016 г. велась разработка военной версии.
Wave Rider представляет собой составную систему из двух компонентов, соединенных кабелем для буксировки, а также передачи энергии и данных. На поверхности воды остается плоское судно с солнечными батареями и аппаратурой связи. Второй компонент представляет собой привязную подлодку с набором боковых плоскостей, несущую необходимые приборы и сенсоры. Надводный элемент комплекса имеет длину всего 3 м, подводный – 2,2 м. Их связывает кабель длиной до 15 м.
Беспилотник имеет 7 грузовых отсеков общим объемом 93 л для монтажа необходимой аппаратуры. Солнечные батареи обеспечивают работу приборов мощностью до 20 Вт. Имеется аккумулятор для питания систем при отсутствии освещения. Автономность аппарата зависит от миссии и условий и может достигать 1 года.
Изделие Wave Rider не имеет собственной силовой установки. Передвижение осуществляется за счет энергии волн. Волна поднимает и опускает надводный элемент комплекса, который тянет за собой подводный. Подводный управляет положением своих горизонтальных рулей и тем самым удерживается на нужной траектории. Управление по курсу выполняется стандартными рулями. Не имея движителя, аппарат развивает скорость до 1-1,3 узла.
Вариант Wave Rider для ВМС США должен нести гидроакустическую аппаратуру для поиска подводных объектов. Такой аппарат сможет искать мины или подлодки противника. Высочайшая автономность и ограниченная стоимость позволят развертывать крупные флотилии беспилотников и организовывать длительное патрулирование заданного района.
К настоящему времени военный вариант Wave Rider успел выйти на испытания. Ранее сообщалось о запуске опытной войсковой эксплуатации такой техники на нескольких военно-морских базах. Кроме того, аппараты несколько раз привлекались к различным учениям. В обозримом будущем ожидается полномасштабное производство и развертывание.
Импортная «Чайка»
В контексте беспилотных средств ПЛО американские ВМС и флоты НАТО проявляют интерес и к зарубежным разработкам. Так, в прошлом году к очередным учениям привлекли многоцелевой безэкипажный катер Seagull («Чайка») от израильской компании Elbit Systems. Это изделие успешно работало в одном соединении с надводными кораблями ВМС нескольких стран.
Seagull представляет собой 12-метровый катер с жестким корпусом, оснащенный всеми необходимыми приборами и способный нести полезную нагрузку до 2,5 т. Предусмотрено дистанционное управление и автономные средства контроля. Дальность плавания катера достигает 1900 морских миль, а спутниковая связь обеспечивает работу на любом удалении от оператора. Автономность по топливу – до 4 суток.
Израильский катер способен нести аппаратуру различного назначения, вплоть до боевых модулей со стрелковым или ракетным вооружением. Несколько лет назад Elbit Systems представила специализированный противолодочный вариант катера. В этой версии судно несет несколько ГАС с разными возможностями, а также вооружается парой торпед. Катер ПЛО способен искать подводные цели, передавать данные о них разным потребителям, а также самостоятельно выполнять атаку.
Катер Seagull в разных версиях уже успел пройти испытания. Вариант ПЛО демонстрируется на протяжении нескольких лет, а в прошлом году даже поучаствовал в маневрах НАТО. Этот образец получает высокие оценки и может поступить на вооружение некоторых стран Североатлантического альянса, в т.ч. США.
Общие тенденции
Подлодки вероятного противника со стратегическими ракетами на борту представляют особую опасность, и с ней необходимо бороться путем организации противолодочной обороны. Новые технологии позволяют упростить развитие и развертывание ПЛО за счет исключения наиболее сложных компонентов и оптимизации расходов.
В отличие от надводных кораблей или подлодок-охотников, безэкипажные системы могут производиться в больших количествах и в разумные сроки. За счет этого их можно быстро развертывать на всех опасных направлениях с целью своевременного обнаружения вражеских ПЛАРБ. Безэкипажные системы способны продолжать работу в течение длительного времени и минимально зависят от человека, что способствует высоким эксплуатационным качествам.
В Пентагоне понимают все это и уделяют необходимое внимание новым проектам. Разрабатывается и испытывается целый ряд перспективных систем на основе беспилотных платформ, и некоторые из них приближаются к принятию на вооружение. Вопрос поиска подлодок вероятного противника в Мировом океане вновь становится актуальным – и ВМС США принимают необходимые меры.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/