Кому нужна гонка поколений в авиации?

Можно уже с уверенностью сказать, что Китай тоже включился в увлекательный процесс измерения того, насколько современные самолеты являются пятым или не пятым поколением.

Зачем это нужно – понятно без экивоков. Чем круче самолет (это касается не только истребителей), тем проще и выгоднее его можно продать.

Ведь неспроста наши многие СМИ время от времени расцветают заголовками типа «****** рассматривает вопрос покупки Су-57», «**** думает приобрести Су-57» и так далее. Далее раздумий дело пока не идет, но это еще главный админресурс не задействован. Посмотрим в целом, как оно выйдет в итоге.

Потому «поколенометр» — важный инструмент в этом процессе.

Вся проблема в том, что приборы у нас разные. И шкалы у них отградуированы не так одинаково, как хотелось бы. Потому и возникают странности.

Например, американцы относят свои самолеты F-15, F-16 и палубный F/A-18 к истребителям третьего поколения. Изначально они создавались в рамках одной стратегии, так что тут все нормально. Понятно, что за время столь долгой службы тот же F-16 столько раз подвергался модернизациям с 1979 года, что сегодня это мягко говоря, другой самолет.

Вот эти модернизации в США относят к промежуточному поколению. Этакое «поколение 3,5».

Ну а сладкая парочка F-22 и F-35 – это четвертое поколение.

В целом все довольно понятно. Так классифицируют свои самолеты все страны НАТО, там, кроме США, есть кому выпускать их.

И тем же самым путем пошел, кстати, и Китай. Свой J-10 в КНР относят к третьему поколению, а модификации J-10B, у которого сильно поиграли с заметностью плюс поставили РЛС с АФАР, и J-10C, у которого сильно понизили радиолокационную заметность и поставили оптико-локационную станцию обзора, – к тому самому поколению 3,5.

В принципе, логично. Чтобы легче было прикидывать и сравнивать свои самолеты и те, против которых, возможно, придется работать.

Политика КНР такова, что все может случиться. По крайней мере, свои интересы Поднебесная отстаивает по полной программе и довольно достойно.

А вот свой малозаметный многоцелевой истребитель J-20 в Китае относят к четвертому поколению. Следующему по всем показателям.

Почему в России все не так, сказать сложно.

Но у нас всегда был свой путь развития, зачастую там, за границами непонятный. Так вот, согласно российскому фэншую, все вышеупомянутые истребители третьего с половиной поколения относятся к четвертому, а четвертого — к пятому.

И так вот наш Су-30 — это четвертое поколение, а Су-57 становится истребителем пятого поколения.

Читайте также  За кулисами испытаний Ил-76МД-90А

Сколько уже клавиатур было сломано на теме превосходства Су-57 над F-35 или наоборот, страшно представить. По факту же самолеты одного класса, но, согласно этой запутанной и невнятной системе оценки, Россия опережает США на целое поколение. Притягивая за уши «их» четвертое поколение к «нашему» пятому.

Хорошо, а что делать с китайским J-16?

J-16 — новый многоцелевой истребитель, недавно поступивший на вооружение и мало известный широкой общественности. Пока. Вот если взять и разобрать его «по винтикам», то он ни туда, ни сюда. То есть точно не 3,5 по «их» терминологии и не 4+, если по нашей.

А почему?

А потому что китайцы вернулись к старому принципу многоцелевого назначения. Согласитесь, последнее время самолеты делились весьма четко: штурмовики, истребители-бомбардировщики, бомбардировщики, истребители завоевания превосходства в воздухе, перехватчики и так далее.

Однако J-16, который просто до безобразия похож на Су-30 (а они и похожи, украинцы подарили), но модернизирован, и модернизирован изрядно.

Вот по сути J-16 — это многоцелевой истребитель широкого спектра применения. Сами китайцы утверждают, что да, за основу J-16 был взят именно Су-30МКК, но авионику в Китае переделали настолько, что J-16 опережает российский аналог на целое поколение.

Да, БРЛС с АФАР там имеется, это факт, который весьма печалит индийских военных, у которых Су-30МКИ, которые без АФАР. Но индийские ВВС за счет количества кого угодно могут смутить. Насчет качества – вопрос сложный, но…

Но тем не менее: куда J-16 относить станем?

А самое главное – надо ли?

Все эти поколеномеры – не то чтобы от лукавого, но не более чем маркетинговый ход, если хорошо подумать. Ну какая разница, как обозвать Су-30 с буковками, 4+ или 4++, он что, от этого лучше летать будет?

Нет, лучше летать он не будет. И хуже не будет, если перевести в разряд 3 или 3,5. Просто потому, что это Су-30. МКИ, МКК, МК2…

Профессионалы это прекрасно знают, и им эти классы-цифры просто не нужны.

Есть некие хорошие самолеты типа Су-57 и F-35.

Это реально продвинутые машины, с большим потенциалом. Их можно назвать четвертым поколением, можно назвать пятым, можно шестым. Суть не в этом.

Суть в совокупности ЛТХ этих самолетов, их боевых и (особенно) эксплуатационных возможностей и (важно!) цены.

То, что за самолетом якобы «пятого» поколения Су-57 не выстроилась очередь, все понятно. Самолет как бы не производится в таких количествах, не применяется (ну кроме показательного пролета в Сирии и с Путиным), на вооружение в армию России тоже не спешит.

Читайте также  Проект «Сыч»: аппаратура УКР-РТ приближается к принятию на вооружение

Вывод?

Вывод прост. Так себе самолет, обзывай его пятым поколением, не обзывай… И берет народ не пятое по-нашему, не четвертое по-западному, а надежные и известные Су-30 и Су-35.

И все довольно логично.

То, что американцы устроили роскошную пиар-кампанию своему F-35 и навыпускали их уже больше четырех сотен – это понятно. Надо продавать. Но ведь и продают! Понятно, что кто-то (как датчане) может отказаться, но предзаказов и намерений более чем на 3 тысячи машин!

А почему? А потому, что самолет реально летает.

И тут на месте янки я бы просто золотом отсыпал бы Израилю, у которого F-35 реально летают и выполняют боевые задачи по сведению счетов с «Хизбаллой» и Ираком.

Какая разница с кем, главное – летают и выполняют. И это видит весь мир и голосует кошельком.

А вот за Су-57 и J-20 никто не спешит. Как бы их ни расхваливали что наши, что китайцы, самолеты не летают и не воюют.

И сколь угодно можно говорить насчет того, что «они своего счастья не понимают», все-таки лучшая реклама оружию – бой.

А наговорить можно много чего.

Подведя некоторый итог, хочу сказать следующее: все эти деления на поколения, попытки придать самолетам какую-то классификацию 4, 4+, 4++, 5 – это все просто маркетинг и не более того.

Есть хорошие самолеты, есть средние и есть так себе. Первые выпускаются тысячами и долгие годы служат странам, на вооружении которых они стоят (берем всю линейку МиГ-29, Су-27, F-15, F-16, «Миражи» некоторые были очень даже и так далее), а есть и такие, которые будут забыты через весьма непродолжительное количество времени.

И за примером далеко ходить не надо. Вот он – F-22. Через десять лет о нем будут помнить специалисты и Википедия.

Реально, все это головоломное деление самолетов на поколения – не более чем попытки набить им цену. Пока что получается только у американцев. А на летных и боевых характеристиках циферка поколения ну никак не отражается.

Нам нужны не циферки. Нам нужны хорошие самолеты. Современные и качественные. Которые будут оперировать современным вооружением и системами боя. А циферками пусть воюют маркетологи и диванные.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Ну,ещё бы F-35 ко всем своим достоинствам ещё и не летал бы.Кстати,а с кем он там проводил бои и выходил победителем?

  2. По моему Рома очень старается натянуть сову на глобус. С чем соглашусь, что с элементной базой ну совсем совсем не хорошо, (горячий привет Анатолию Борисовичу (еще бы оный имел материальный эквивалент в Граммах и Джоулях)), ну и фэншуй несомненно колоритный.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя