В сентябре прошлого года ВВС США выбрали победителя программы T-X, целью которой является создание перспективного учебно-тренировочного самолета. Наиболее удачным проектом, представленным на конкурс, оказалась совместная разработка компаний Boeing и Saab. До недавнего времени этот самолет был известен под индексом программы – T-X. Теперь его переименовали в T-7A Red Hawk. Под таким названием он поступит на вооружение и обеспечит обновление парка УТС.
Новое название
О введении нового индекса и собственного имени самолета 16 сентября сообщил министр военно-воздушных сил Мэттью Донован в своем выступлении на Авиационно-космической и киберконференции Ассоциации ВВС. Кроме того, руководитель ведомства раскрыл причины выбора названия для самолета.
Название Red Hawk («Красный ястреб») отдает дань уважения известным американским пилотам и технике времен Второй мировой войны. Оно напоминает о «пилотах из Таскиги» – первых летчиках-афроамериканцах в воздушных силах армии США. Пилоты 332-й истребительной группы использовали характерную раскраску техники с красными хвостами, за что получили соответствующее прозвище.
99-я истребительная эскадрилья из состава 332-й группы, укомплектованная чернокожим личным составом, эксплуатировала истребители Curtiss P-40 Warhawk. Этот факт тоже отмечен в названии перспективного самолета T-7A.
В ходе конференции министр ВВС продемонстрировал изображение перспективного УТС в характерном виде. Этот T-7A получил серо-белую окраску и красный хвост – почти как у «пилотов из Таскиги». Возможно, такая ливрея будет использоваться и на серийных Red Hawk.
Уже под новым названием УТС пройдет необходимые испытания и затем поступит в серию. На завершение опытно-конструкторских работ уйдет несколько следующих лет, после чего «Красные ястребы» пополнят парк техники ВВС.
Планы на будущее
Программа ВВС США T-X стартовала в начале этого десятилетия. Ее целью было создание нового УТС, способного заменить существующие машины Northrop T-38 Talon. В конкурсе на разработку такого образца участвовали несколько американских и зарубежных компаний. С 2013 г. свой проект делали компании Boeing (США) и Saab (Швеция).
В сентябре 2016 г. первый Boeing Saab T-X (ВТХ-1) впервые показали публике. В конце того же года он совершил первый полет. Вскоре появился второй опытный образец ВТХ-2. После проведения части необходимых испытаний ВВС приняли решение. В конце сентября 2018 г. было объявлено, что в конкурсе T-X побеждает совместный проект «Боинг» и «Сааб». После этого был подписан контракт на проведение работ в рамках этапа Еngineering and Manufacturing Development.
Текущее соглашение стоимостью более 810 млн. долларов предусматривает завершение разработки проекта и строительство пяти опытных самолетов. Также следует изготовить семь наземных тренажеров. Срок поставки – до 2023 г. После выполнения EMD ожидается запуск полноценного серийного производства.
Прошлогодний контракт предусматривает строительство 351 УТС нового типа и 46 тренажеров. При этом ранее упоминалась возможность увеличения заказа. В таком случае могли законтрактовать 475 машин T-7A и 120 наземных учебных комплексов. Тем не менее, предложение о расширении заказа не одобрили – ВВС должны получить только 351 самолет. Общая стоимость всей заказанной продукции составит 9,2 млрд. долларов. Поставки техники будут осуществляться с начала двадцатых годов по 2034 финансовый год.
Планы производства предусматривают поставку двух партий предсерийной техники, после чего начнется строительство восьми более многочисленных серий. Планер и часть агрегатов самолетов будут изготавливаться на новом заводе Saab на территории США, строительство которого начнется в ближайшее время. Производство других компонентов и окончательную сборку доверят заводу Boeing.
Первая эскадрилья T-7A должна будет достичь начальной оперативной готовности в 2024 г. Внедрение всей заказанной техники будет продолжаться до середины тридцатых годов. По итогам этих работ новые УТС Red Hawk полностью заменят существующие Talon.
Цели проекта
Учебно-тренировочный самолет T-X / T-7A создается в качестве ключевого элемента перспективного комплекса подготовки летного состава Advanced Pilot Training System. Кроме УТС в этот комплекс входит различное наземное оборудование, в первую очередь тренажер и сопутствующие системы.
Такой комплекс должен обеспечить подготовку пилотов, которым предстоит летать на современных истребителях поколений «4+» и «5». Существующие самолеты T-38, несмотря на неоднократные модернизации, уже не отвечают таким требованиям, что привело к запуску новой программы T-X.
Ранее утверждалось, что для соответствия актуальным требованиям к УТС перспективный T-X / T-7A разрабатывался с нуля, без использования готовой базы. В то же время, применялся накопленный опыт создания различной авиационной техники. Применение современных подходов к проектированию и готовых решений позволяет ускорить процесс испытаний и доводки. Тем не менее, выигрыш в этом отношении не слишком велик. Первый полет опытного T-X состоялся в 2016 г., а служба серийных T-7A начнется не ранее 2023-24 гг.
Boeing / Saab T-7A Red Hawk построен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом, двухкилевым оперением и одним турбореактивным двигателем. Планер соответствует предъявляемым требованиям по прочности и устойчивости к перегрузкам. За счет двигателя General Electric F404 самолет сможет преодолевать звуковой барьер и показывать летные характеристики, необходимые для обучения пилотов.
Комплекс бортовой аппаратуры строится по модульному принципу с возможностью замены отдельных компонентов. Аппаратура обеспечивает имитацию полета и боевого применения разных образцов авиационной техники, в т.ч. самых новых. В дальнейшем возможна модернизация приборов и программного обеспечения «Красного ястреба» для обучения пилотов машин новых типов.
В первые годы службы T-7A будут использоваться при обучении летчиков тактической авиации для работы на современных типах самолетов. В дальнейшем, по мере появления новых истребителей и бомбардировщиков, возможна доработка Red Hawk соответствующим образом. Эксплуатация новых УТС будет продолжаться несколько десятилетий. Возможно, в этом отношении T-7A должен повторить успехи старого и заслуженного T-38.
Любопытно, что основная часть информации о тактико-технических характеристиках и целевых возможностях УТС T-7A пока открыто не публиковалась. Тем не менее, фирмы-разработчики и заказчик говорят о полном выполнении всех поставленных задач и едва ли не о принципиальном прорыве в сфере учебной авиации.
Современная замена
В настоящее время в составе ВВС США имеется 10 учебных эскадрилий, использующих УСТ Northrop T-38 Talon. На вооружении этих подразделений состоит около 500 самолетов модификаций «A» и «C». Имеющаяся материальная часть обеспечивает подготовку летного состава, но уже накладывает серьезные ограничения.
В первую очередь, на эффективности подготовки сказывается возраст техники. Последние T-38 были построены в начале семидесятых, и их возраст приближается к 50 годам. Своевременный ремонт и модернизация позволяет продолжать эксплуатацию, но не решает всех проблем. Техника морально устарела и не отвечает всем современным требованиям, связанным с подготовкой летчиков для истребителей последнего поколения.
Первая эскадрилья на новых T-7A начнет службу в 2024 г. К этому времени даже самые новые T-38 успеют отметить полувековой юбилей, что подчеркнет необходимость их замены. К счастью для ВВС США, на тот момент замена уже будет реальной и реализуемой при помощи существующего проекта. Ситуация с подготовкой летного состава нормализуется.
Серийное производство новых Boeing / Saab T-7A Red Hawk начнется лишь через несколько лет, и американской промышленности не следует терять время, поскольку существующие УТС нуждаются в скорейшей замене. Впрочем, торопиться тоже не нужно. Новым «Красным ястребам» предстоит служить несколько десятилетий, и это предъявляет известные требования к сегодняшним работам.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/