Авиация сил специальных операций ВВС США. В настоящее время беспилотные летательные аппараты различного назначения получили широкое распространение в американских вооруженных силах и играют важную роль в объявленной руководством США «войне с террором».
Вполне естественно, что Командование сил специальных операций ВВС США приняло на вооружение несколько типов БПЛА среднего и лёгкого класса для выполнения задач разведки, наблюдения и целеуказания, а также для нанесения точечных ударов. При этом количество беспилотников в ССО ВВС США постоянно увеличивается и формируются новые эскадрильи.
БПЛА MQ-9А Reaper
Основным разведывательно-ударным беспилотным летательным аппаратом имеющимся в распоряжении Командования сил специальных операций ВВС США, в данный момент является MQ-9А Reaper, принятый на вооружение в 2008 году.
БПЛА MQ-9А создан на базе MQ-1 Predator, основными отличиями от которого является турбовинтовой двигатель Honeywell TPE331-10 и удлинённый с 8,23 до 11,6 м фюзеляж. На «Жнеце» применено «более традиционное» V-образное хвостовое оперение, имеющее верхнюю V-образность. Размах крыла увеличился с 14,24 до 21,3 м. Максимальная взлётная масса возросла с 1050 до 4760 кг.
Переход с поршневого двигателя мощностью 115 л.с. на турбовинтовой мощностью 776 л.с. позволил вдвое увеличить максимальную скорость полёта и потолок. Масса полезной нагрузки возросла с 300 до 1700 кг. При весе пустого «Жнеца» 2223 кг его топливные баки вмещают 1800 кг авиационного керосина.
В ходе разведки и патрулирования, дрон может находиться в воздухе около 30 ч. При полной боевой нагрузке продолжительность полета не превышает 14 ч. Крейсерская скорость полёта составляет 280-310 км/ч, максимальная – 480 км/ч. С максимальной боевой нагрузкой высота полёта обычно не превышает 7500 м, но в разведывательных миссиях MQ-9А способен подниматься на высоту более 14000 м.
Беспилотный «Жнец» теоретически способен нести до 14 ракет Hellfire класса «воздух-земля», в то время как его предшественник Predator вооружен только двумя ракетами с лазерным наведением. В состав вооружения размещаемого на шести точках внешней подвески входят ПТУР AGM-114 Hellfire, управляемые 227-кг бомбы GBU-12 и GBU-38.
Для распознавания целей и ведения визуального наблюдения используется оптоэлектронная система AN/AAS-52, производства Raytheon. Она включает в себя телекамеры в работающие видимом и инфракрасном диапазонах, телевизионную систему высокого разрешения способную прочитать номерной знак автомобиля с дистанции 3 км и лазерный дальномер-целеуказатель, предназначенный для наведения систем вооружения. Наведение и целеуказание может проводиться как посредством наземного оператора или другого летательного аппарата, так и при помощи собственной ОЭС, оснащенной лазерным целеуказателем.
Ракеты семейства Hellfire с различными типами боевых частей главным образом предназначены для поражения точечных целей: бронетехники, автомобилей, катеров, огневых точек, живой силы находящейся открыто и в лёгких полевых укрытиях.
Главным фактором, ограничивающим эффективность применения относительно лёгких управляемых ракет, является малый вес боевой части по сравнению с весом самой ракеты. Компромиссом между точностью и мощностью боевой части могут выступать корректируемые авиационные бомбы, обладающие при меньшей дальности действия удовлетворительными характеристиками точности и существенно более мощным боевым зарядом.
Бомба GBU-12 Paveway II с лазерным наведением предназначена для поражения точечных укреплённых целей и объектов инфраструктуры, транспортных узлов, различной техники, живой силы и военно-полевых сооружений.
Корректируемая авиабомба GBU-38 JDAM с инерциально-спутниковой системой наведения, обеспечивает всепогодность применения. В отличие от GBU-12 Paveway II, для неё не требуются хорошие погодные условия, отсутствие тумана, дождя и низкой облачности, препятствующих прохождению лучу лазера. Но при этом применение бомб GBU-38 осуществляется по целям, чьи координаты заранее известны.
БРЭО «Жнеца» также включает в себя многорежимный радар AN / APY-8 Lynx II с синтезированной апертурой, предназначенный для картографирования местности и обнаружения подвижных и стационарных целей при отсутствии визуального контакта. В 2015 году для снижения риска поражения «Жнеца» современными системами ПВО часть беспилотников оснастили ловушками-имитаторами ADM-160 MALD и MALD-J, и провели испытание системы оповещения о радиолокационном облучении AN / ALR-67.
Наземная аппаратура управления БПЛА MQ-9А совместима с оборудованием MQ-1B. Тактическая единица MQ-9А состоит из нескольких БПЛА, станции наземного управления, коммуникационного оборудования, ЗИП и технического персонала.
В полёте БПЛА управляется автопилотом, его действиями с земли руководят пилот и оператор электронных систем. В большинстве случаев аппаратура расположенная на передовом аэродроме где непосредственно базируется беспилотник только контролирует взлёт и посадку, а управление действиями осуществляется с территории США по спутниковым каналам связи. При этом время реакции на полученную команду составляет примерно 1,5 с.
Основной центр управления американскими БПЛА среднего и тяжелого класса расположен на авиабазе Крич, в штате Невада. Именно отсюда осуществляется управление операциями беспилотников по всему миру. Такой способ контроля над дронами позволяет им автономно действовать на значительном удалении от аэродрома базирования, вне дальности действия наземных передатчиков радиосигналов.
В марте 2019 года появилась информация, что компания General Atomics Aeronautical Systems испытала новую наземную станцию управления Block 50 Ground Control Station (GCS) для управления разведывательно-ударным беспилотным летательным аппаратом MQ-9А Reaper. Управление осуществлялось с комплекса управления распложенного на аэродроме Грейт-Бьютт в штате Калифорния.
Операторское место на станции Block 50 GСS фактически имитирует кабину пилотируемого самолета, с соответствующей визуализацией и сведением всех дисплеев управления и отображением информации в «единый кокпит», что значительно повышает ситуационную осведомленность оператора. Главным преимуществом такого решения является возможность сокращения количества операторов БПЛА до одного человека.
Также станция Block 50 GCS оснащена новой интегрированной многоканальной защищенной системой связи Multi-Level Secure /Integrated Communication System (MLS /ICS), позволяющей увеличить объем передаваемой по защищённым каналам информации с БПЛА в оперативный центр эскадрильи с последующей передачей другим потребителям.
Немаловажным фактором является возможность оперативной переброски БПЛА MQ-9А Reaper на оперативные аэродромы по всему миру. В 2013 году было заявлено, что Командование специальных операций использует для этого военно-транспортные самолёты C-17А Globemaster III.
Наземные технические службы ССО ВВС США должны менее чем за 8 часов подготовить беспилотник, наземный комплекс управления и оборудование, обеспечивающее эксплуатацию на удалённом аэродроме и загрузить их в военно-транспортный самолёт. Ещё не более 8 часов отводится на то, чтобы после прибытия транспортника на место разгрузить его, и подготовить ударно-разведывательный MQ-9А для действий в интересах групп специального назначения.
Выбор С-17А был связан с тем, что этот военно-транспортный самолёт имеет достаточную грузоподъёмность, относительно высокую скорость, хорошую дальность, систему дозаправки в воздухе и возможность взлёта и посадки со слабо подготовленных полос.
В настоящее время в распоряжении Командования специальных операций имеется пять строевых эскадрильи вооруженных БПЛА MQ-9А. 2-я эскадрилья специальных операций приписанная к авиабазе Хёрлбурт-Филд во Флориде до 2009 года размещалась на авиабазе Неллис в штате Невада. Фактически её техника и личный состав по большей части находятся на аэродромах за пределами США. В прошлом 2-я эскадрилья ССО ВВС США была оснащена БПЛА MQ-1 Predator который официально снят с вооружения в марте 2018 года. Ещё три беспилотные эскадрильи: 3-я, 12-я и 33-я, приписаны к авиабазе Кэннон в Нью-Мексико.
Особое место в ССО ВВС США занимает 12-я эскадрилья также размешённая в Кэнон. Её специалисты подготовлены для управления действиями беспилотников непосредственно с передовых аэродромов базирования. Это сделано на случай выхода из строя спутниковых коммуникационных систем. В декабре 2018 года на авиабазе Хёрлбурт-Филд была сформирована ещё одна беспилотная эскадрилья вооруженная MQ-9А.
Боевая деятельность беспилотных эскадрилий сил специального назначения не афишируется. Однако известно, что их техника и личный состав размещались в Ираке, Aфганистане, Нигере, Эфиопии. Особенно многочисленный парк беспилотников развёрнут на авиабазе Чабелле, специально построенной в 2013 году для американских БПЛА в Джибути.
«Хищники» и «Жнецы» базирующиеся здесь принимали активное участие в боевых действиях в Йемене. При этом как минимум два MQ-9А были поражены средствами ПВО хуситов, ещё несколько вооруженных беспилотников потеряны в Ираке и Афганистане.
Лёгкие беспилотные летательные аппараты Командования специальных операций ВВС США
Помимо разведывательно-ударных БПЛА MQ-9А ССО ВВС США используют несколько моделей лёгких беспилотников. В августе 2004 года в Ираке впервые был использован БПЛА MQ-27A, первоначально известный как ScanEagle. Этот дрон создан компанией Insitu , являющейся «дочкой» корпорации Boeing на базе гражданского аппарата SeaScan предназначенного для обнаружения косяков рыбы в открытом море.
БПЛА MQ-27 имеет взлётную массу 22 кг и оснащён двухтактным поршневым двигателем мощностью 1,5 л.с. Максимальная скорость – 148 км/ч. Крейсерская – 90 км/ч. Потолок – 5900 м. Время нахождения в воздухе – 20 ч. Длина — 1,55–1,71 м (в зависимости от модификации). Размах крыла – 3,11 м. Полезная нагрузка – 3,4 кг. В качестве полезной нагрузки обычно использовалась стабилизированная оптоэлектронная или ИК- камера на облегченной стабилизированной платформе и интегрированная система связи.
Запуск MQ-27A осуществляется при помощи пневматической пусковой установки, SuperWedge. Для навигации используется спутниковая аппаратура NavtechGPS. Наземная станция управления способна контролировать БПЛА и получать изображение на удалении до 100 км. В 2006 году стоимость системы ScanEagle состоявшей из четырёх беспилотников, наземной станции, пневматической катапульты, комплекта запчастей и удалённого видеотерминала составляла $3,2 млн.
В марте 2008 года специалисты Boeing совместно с представителями ImSAR и Insitu провели испытания ScanEagle с установленным на борту радиолокатором NanoSAR A. Согласно рекламным данным компании ImSAR, NanoSAR A – это самый компактный и лёгкий в мире радар синтезированной апертурой. Он весит всего 1,8 кг и имеет объём 1,6 литра. Этот радиолокатор предназначен для обеспечения высококачественной съемки наземных объектов в режиме реального времени при неблагоприятных погодных условиях или в условиях сильного задымления и запыления.
В октябре 2014 года началась эксплуатация БПЛА MQ-27В. На этой модели установлен более мощный двигатель и несколько удлинён фюзеляж. Основной причиной повышения мощности двигателя стало использование нового бортового электрического генератора. Это произошло в связи с возросшим энергопотреблением бортовой аппаратуры. Лётные данные по сравнению с MQ-27А не изменились, но продолжительность полёта снизилась до 16 ч. БПЛА MQ-27В оснащён новой универсальной системой наблюдения «день-ночь», улучшенной навигационной и связной аппаратурой. Также появилась возможность установки аппаратуры радиотехнической разведки и РЭБ.
В 2007 году на вооружение сил специальных операций поступил БПЛА RQ-11В Raven. Первоначально он предназначался для батальонного звена американской армии, но в последствии им начал активно пользоваться спецназ. Управление специальных операций заказало 179 комплексов с четырьмя БПЛА в каждом. Стоимость одного комплекта, включающего в себя две станции управления, четыре дрона и комплект запасных частей — $173 тыс. С 2004 года собрано около 1900 планеров RQ-11.
Этот беспилотник массой 1,9 кг приводится в движение толкающим двухлопастным винтом, который вращает электродвигатель Aveox 27/26/7-AV. Размах крыла – 1,5 м. Максимальная скорость полёта – около 90 км/ч. Крейсерская – 30 км/ч. Продолжительность нахождения в воздухе – до 1,5 ч.
Станция управления и БПЛА RQ-11 хранятся в защищённых контейнерах и транспортируются автомобильным транспортом. На небольшое расстояние беспилотник и контейнер с аппаратурой переносятся двумя военнослужащими.
«Ворон» может совершать полёт самостоятельно по GPS-навигации либо в ручном режиме с наземной станции управления. Одно нажатие кнопки оператором возвращает беспилотник в точку старта. Стандартная целевая нагрузка состоит из цветной дневной телекамеры, либо ночной инфракрасной камеры.
Вооруженные силы США и их союзники очень активно использовали БПЛА модификаций RQ-11А и RQ-11В в Афганистане, Ираке и Йемене. Также беспилотники этой модели были замечены в зоне боевых действий на востоке Украины. Пользователи отмечали хорошие для аппарата такого класса данные, простоту и лёгкость применения. Впрочем, украинские военные отмечали уязвимость канала управления и передачи данных к современным средствам радиоэлектронной борьбы. В связи с этим в США на вооружение в 2015 году принята модификация RQ-11B DDL (Digital Data Link) с помехозащищённой цифровой аппаратурой связи Harris SSDL.
До этого компания-производитель AeroVironment начала поставки модификации RQ-11B Raven Rigged 3d model с вращающейся комбинированной камерой Raven Gimbal, в которой имеются дневной и ночной каналы.
Также ведутся работы по созданию модификации способной дольше находиться в воздухе. В ноябре 2012 года специалисты Исследовательской лаборатории ВВС на авиабазе Райт-Паттерсон, штат Огайо, испытали аппарат Solar Raven. На серийном RQ-11В крылья обклеили гибкими солнечными батареями и изменили схему электропитания. Благодаря этому в дневное время продолжительность полёта существенно увеличилась.
Самым миниатюрным беспилотником используемым американским спецназом на постоянной основе в Афганистане и на Ближнем Востоке является Wasp III. Этот аппарат создан по заказу Командования сил специальных операций ВВС США компанией AeroVironment и Агентством перспективных исследовательских проектов в области обороны (DARPA) и принят на вооружение AFSOC в 2008 г. Стоимость одного беспилотника и станции управления на тот момент составляла $50 тыс.
БПЛА Wasp III с электрическим двигателем имеет размах крыла 73,5 см, длину 38 см, весит 454 г и несет оптоэлектронные цветные камеры переднего и бокового обзора с цифровой стабилизацией изображения. Дальностью действия — до 5 км от наземного пункта управления. Литий-ионная батарея встроенное в крыло обеспечивает время нахождения в воздухе до 45 минут. Максимальная скорость полёта – 65 км/ч. Высота полёта – до 300 м.
Для управления Wasp III может использоваться комплект аппаратуры от БПЛА RQ-11B. Также существует облегчённый пульт управления, который вместе с наземной станцией переносится в одном рюкзаке. Беспилотники «Оса-3» предназначались для корректировки артиллерийско-миномётного огня, ведения разведки в ближнем тылу противника, обследования местности на предмет возможных засад и выявления замаскированных огневых точек.
Впрочем, методика применения малоразмерных БПЛА в КМП и ССО ВВС США различна. Морские пехотинцы эксплуатируют Wasp III в ротном и батальонном звене, а подразделения спецназа могут использовать его в отрядах, численность которых не превышает 10 человек.
В мае 2012 года компания AeroVironment представила улучшенную модификацию Wasp AE. Масса этого аппарата составляет 1,3 кг, и он может находиться в воздухе до 1 ч. БПЛА Wasp AE оснащён поворотной комбинированной камерой, имеющей дневной и ночной режимы.
В настоящее время беспилотники Wasp AE и Wasp III параллельно используются Силами специальных операций и Корпусом морской пехоты. Исходя из опыта боевых действий в Ираке и Афганистане был сделан вывод, что применение лёгких БПЛА, находящихся в распоряжении командиров подразделений, чьи солдаты вступают в непосредственный огневой контакт с противником, позволяет резко снизить потери в живой силе и технике, а также повысить результативность артиллерийско-миномётных ударов.
/Сергей Линник, topwar.ru/