Активная гонка технологий между двумя супердержавами периода холодной войны породила немало примечательных моделей боевой техники, в том числе истребителей.
Американский интернет-журнал Military Watch Magazine пишет, что Советский Союз в 50-е годы обогнал Соединенные Штаты с помощью своих современных реактивных машин МиГ-15 и МиГ-17, которые имели преимущество перед американским F-86 в ходе Корейского конфликта. После завершения этой войны в США был разработан один из лучших истребителей третьего поколения F-4 Phantom.
После ухода Сталина СССР более сосредоточился на ракетных технологиях и несколько отстал от конкурента. Через два десятка лет появились истребители четвертого поколения, а под занавес холодной войны оба государства работали над истребителями пятого поколения.
В пятерке лучших истребителей периода холодного противостояния сверхдержав отмечены три советских и две американских крылатых машин.
F-14D SuperTomcat
Наиболее поздняя версия палубного истребителя завоевания превосходства в воздухе F-14 была принята на вооружение накануне исчезновения СССР. Истребитель получил более совершенные двигатели, новую кабину, РЛС и РЭБ. F-14D получил ИК комплекс поиска и сопровождения целей, и теперь он может «видеть» цели, не включая демаскирующую его РЛС.
Эта машина вооружена дальнобойными ракетами «воздух-воздух» AIM-54 Phoenix, способными развивать гиперзвуковую скорость.
Несмотря на относительно невысокий «потолок» 16 км, эта машина оказалась одним из наиболее совершенных истребителей своего времени.
МиГ-31
Дебютантом среди советских истребителей четвертого поколения стал перехватчик МиГ-31, созданный для дальнего перехвата целей при любой погоде. Для этого машину оснастили весьма эффективной РЛС «Заслон».
Непревзойденная скорость и потолок свыше 21 км обеспечивали высокую эффективность данного истребителя. Он был способен сбивать воздушного противника на удалении 120 км (первые модификации ракеты Р-33), а позже – до 300 км. Он мог использовать также ракеты среднего радиуса поражения Р-40, уклониться от которых врагу было еще труднее.
Су-27
Истребители данного типа поступили на вооружение в середине 80-х. Су-27 изначально делали как ответ американскому F-15, в то время опередившему по ЛТX советские машины 3 поколения.
«Фланкер» — такое прозвище дали новому советскому истребителю в НАТО. Он стал первым в СССР комплексом для завоевания превосходства в воздухе. Хороший боезапас, ракеты Р-27 и отличная импульсно-доплеровская РЛС Н001 заставили F-15 потесниться на пьедестале первенства. Советский истребитель превосходил его по маневренности, что давало явные преимущества в «собачьей свалке» и помогало уклоняться от ракет противника.
Именно Су-27 подстегнул Соединенные Штаты ускорит работу над истребителем 5 поколения, способного результативно противостоять советскому «Фланкеру».
F-15С Eagle
Этот истребитель поступил в американские вооруженные силы в 1978 году. Созданный на основании опыта воны в Вьетнаме на замену морально устаревшему F-4E Phantom, новый «Орел» был маневреннее, с боле сильной РЛС, отличной полезной нагрузкой и радиусом действия – что дало ему превосходство над советскими машинная 2 и 3 поколения. Он стал своего рода американским ответом на советский МиГ-25.
Модернизация F-15 продолжается по сей день. Этот истребитель стал наиболее эффективным, совершенным и массовым из всех машин, разработанных на Западе.
МиГ-25
Это перехватчик 3 поколения, но с рядом прогрессивных признаков, позволявшим ему на равных противостоять истребителям 4 поколения. МиГ-25 – один из самых быстрых серийных боевых машин в мире. Ему принадлежит мировой рекорд высоты – 37650 м.
МиГ-25 нередко демонстрировали неуязвимость для вражеской ПВО. Пилотируемые советскими летчиками эти машины не раз проходили над Синайским полуостровом, захваченным Израилем, не неся ни малейшего ущерба. Несмотря на то, что Израиль имел новейшими на то время истребителями и средствами ПВО – но перехват МиГ-25 ему так и удался. Считается, что эта машина под управлением опытных летчиков являлась опаснейшим противником даже для новейших версий F-14 и F-15.