Продолжая тему ночных истребителей, после того как мы прошлись по технике Третьего рейха, начинаем смотреть на всех остальных. Однако перед началом стоит сказать несколько слов, которые, возможно, я упустил в первой части.
Самолеты, которые мы рассматриваем, – ночные истребители. Соответственно, надо понимать разницу между ночным истребителем и истребителем, который воевал в темное время суток. Разница в РЛС и (например) теплопеленгаторе. МиГ-3 ПВО Москвы, которые в лучах прожекторов гоняли «Юнкерсов» — это не ночные истребители. Это истребители, на которых приходилось воевать ночью, потому что других не было.
И Пе-2 «Гнейс», первый советский истребитель с РЛС – не объект рассмотрения, поскольку информации о боевом применении этих самолетов, которых было выпущено около десятка, на настоящее время просто нет. А полеты, целью которых была отработка тактики применения – это немного не то все-таки.
Таким образом, первый наш объект рассмотрения будет британским.
Bristol Blenheim I(IV)F
Это был первый британский блин. Который ожидаемо вышел комом. К началу Второй мировой войны «Бленхейм» устарел настолько, что выпускать его в воздух днем было бы преступлением.
Максимальная скорость, которую мог развить самолет, составляла чуть более 400 км/ч, а крейсерская была еще на сотню меньше. Потолок был на высоте 7700 м, дальность полета 1480 км. В общем, не блистал ничем, даже в 1940 году.
Однако с немцами что-то надо было делать, поскольку они тоже взяли моду летать в гости по ночам. И было принято эпохальное решение о переоборудовании бомбардировщика в ночной истребитель.
Как бомбардировщик «Бленхейм» I нес просто роскошное вооружение из одного пулемета «Льюис» в верхней турели и одного «Браунинга», направленного вперед. Оба пулемета были калибром 7,7-мм.
Решив, что для обороны этого более чем достаточно, британцы, совершенно не напрягаясь, добавили батарею из четырех направленных вперед «Браунингов» в контейнере под бомбоотсеком. Аэродинамику это не ухудшило, там в общем нечего было ухудшать и так, а огневая мощь выросла.
А в бомбовом отсеке разместили РЛС. Причем, на «Бленхеймах» побывали три из четырех модификаций РЛС AI, фактически, самолет стал этаким полигоном для испытаний.
Сколько всего «Бленхеймов» было переделано в ночные истребители, точно сказать нельзя, поскольку если первую серию для себя делали Королевские ВВС, то «Бленхеймы» четвертой серии находились в ведении авиации флота и чаще использовались для поиска подводных лодок противника. Достоверно имеется цифра 370 самолетов, но только контейнеров с пулеметами было выпущено 1374 штуки, так что реально могло быть и больше.
Повоевали ночные «Бленхеймы» и на защите Британии, и в Северной Африке, и в Индии. Но победы этого истребителя были скорее исключением, чем правилом, поскольку его скоростные качества просто не позволяли кого-то догнать. Потому уже к 1944 году все «Бленхеймы» были заменены на «Бофайтеры».
De Havilland Mosquito NF
А вот это уже серьезно. О «Москито» мы уже говорили, это был весьма своеобразный самолет. И истребитель-«ночник» на его базе вышел соответствующий.
А появился он, как ни странно, в ответ на разведывательные полеты «Юнкерсов» Ju-86Р над Британией. Эти самолеты, получившие гермокабину, новые двигатели и крылья с увеличенной площадью, мягко говоря, изводили британцев.
Разведывательные полеты на высоте 11-12 тысяч метров, да еще и с бомбометанием выбесили британское командование. Понятно, что бомбометание с такой высоты – это ни о чем в плане точности, но то, что с «Юнкерсами» ничего нельзя было сделать, положительных эмоций не добавляло. А «Спитфайры» оказались просто бесполезны, ибо просто не могли догнать врага. Точнее, пока британские летчики кое-как забирались на такую высоту, немцы просто и спокойно уходили от них.
Так появились облегченные «Москито». С них сняли все «лишнее», типа протекторов бензобаков, да и частью запаса топлива и масла пришлось пожертвовать. Убрали все оборудование бомбовых отсеков и радиооборудования, увеличили площадь крыла. Самолет начал подниматься на высоту 13 тысяч метров. Протекторы потом вернули, когда появились более мощные двигатели.
Вторым шагом стало конструирование так называемого «универсального носа». Такая конструкция носового обтекателя позволяла монтировать как английские локаторы (AI.Mk.VIII, AI.Mk.IX или AI.Mk.X), так и американские (SCR-720 или SCR-729).
Летал ночной «Москито» с максимальной скоростью 608 км/ч, потолок 10800 м, дальность 2985 км. Данные для «Москито» NF Mk.XIX. Вооружение состояло из четырех пушек «Испано-Сюиза» калибром 20-мм и РЛС AI Mk.IX.
«Москито» оказались единственным оружием против ночных налетов новых немецких истребителей-бомбардировщиков FW-190A-4/U8 и FW-190A-5/U8 из скоростной бомбардировочной эскадры SKG10. Эта эскадра по первому времени доставила очень много неприятных минут ПВО Британии, поскольку быстрые и низколетящие «фокке-вульфы» практически не обнаруживались английскими наземными радиолокаторами, а по скорости полета (после сброса бомбы) они не уступали британским истребителям.
Но когда тактике внезапных ударов с малой высоты были противопоставлены «Москито» с радарами, способными работать на малой высоте, все встало на свои места.
Вообще, «Москито» NF показал, что в ночном бою он способен бороться с любым вражеским самолетом. Его жертвами становились даже новейшие двухмоторные Ме-410, которые были спроектированы именно как ответ на «Москито».
Немудрено, что «Москито» стали самым массовым ночным истребителем RAF.
Douglas P-70 Nighthawk
Да, перелетаем за океан, в США. А там… А там все было не очень-то интересно. В США до войны специализированных ночных истребителей не было. За неимением целей. Восполнять пробел американцы решили на английский манер — переделав скоростной двухмоторный бомбардировщик. При этом внимательно изучили британский опыт, благо, было что изучать.
За основу взяли штурмовик А-20. Присвоили ему обозначение Р-70 и начали переделку. Бомбодержатели и оборонительное вооружение демонтировали, сделали для самолета новую неостекленную носовую часть без штурманской кабины. Штурмана, соответственно, убрали. Вместо штурмана и заднего стрелка создали рабочее место оператора РЛС.
Так как своих радаров у американцев пока не было, установили британский AI Мк IV, который разместили частично в бывшем бомбоотсеке, частично в носу. Под бывшим бомбоотсеком подвесили гондолу с четырьмя 20-мм пушками. Боезапас составлял 60 патронов на ствол.
На испытаниях самолет показал максимальную скорость 526 км/ч и практический потолок 8600 м. Первое было приемлемо, второе — не очень, но выбора у американского командования тогда все равно не было, и Р-70 запустили в серийное производство.
Вообще, немного не понятно, с кем собирались воевать ВВС США в ночи, но тем не менее, самолет в серию пошел. А тут подоспела и война с Японией как по заказу.
В 1943 г. на базе А-20С создали вроде как модификацию Р-70А-1. Установили отечественную РЛС, а пушки в гондоле заменили шестью пулеметами 12,7-мм.
А вот повоевать не очень получилось. Именно потому, что воевать было не с кем.
Четыре эскадрильи, вооруженные Р-70, в 1943 году отправили в Северную Африку. Но там они не пригодились: англичане предоставили американцам свои более совершенные «Бофайтеры», у которых и со скоростью, и с потолком все было в порядке. Так что в Северной Африке и Италии А-70 не воевали вообще.
На Тихом океане действовали три эскадрильи ночников. Но и там с боями было печально. Экипажи А-70 пытались совершать вылеты на перехват одиночных японских ночных бомбардировщиков, но зачастую японцы успевали уйти, пользуясь преимуществом в скорости. Так что сбитые ночными истребителями японские самолеты можно было пересчитать по пальцам.
Douglas A-20 Havoc
Достоин упоминания. Это все тот же А-20, но в британской переделке. Появился даже раньше, чем А-70 Nighthawk. Эти самолёты получили бортовую РЛС A.I. Mk.IV, батарею из 8-ми пулемётов .303 Browning в носу вместо кабины бомбардира, оборонительное вооружение было снято, экипаж сократился до 2 человек, при этом задний стрелок стал обслуживать бортовой радар.
Максимальная скорость составила 510 км/ч, практическая дальность 1610 км, практический потолок 7230 м. Всего было выпущено 188 единиц «Хэвоков».
В общем, хорошего ночного истребителя из А-20 не получилось. Даже специально доработанные машины более успешно действовали в качестве штурмовиков. И в таком виде они и закончили войну.
Northrop P-61B Black Widow
А вот, наконец, и «Черная вдова». Очень неординарный самолет. Появилось это чудо с башней от танка наверху фюзеляжа в 1943 году, когда еще были сомнения в необходимости ночного истребителя, поэтому Р-61 пошел в серию. И стал первым специально спроектированным ночным истребителем.
Но вообще только первые 37 из 45 P-61A-1 были оборудованы надфюзеляжными турельными установками с четырьмя пулеметами, на остальных башни уже не ставились.
В основном Р-61 применялись на Тихом океане, где японцы по ночам особо-то и не летали, а потом и вовсе закончились. Поэтому, когда ВВС США получили превосходство в небе, «Черные вдовы» начали использоваться для атак наземных целей даже в дневное время.
Благо было чем.
Но самой главной боевой задачей Р-61 стала защита баз стратегических бомбардировщиков B-29 на Сайпане от ночных налетов. Они также защищали от атак истребителей поврежденные В-29, возвращающиеся после налетов на Японию.
Некоторое количество «Черных вдов» отправилась в Британию, где работала в качестве перехватчиков «Фау-1». Причем, довольно успешно, несмотря на то, что в скорости V-1 несколько превосходил Р-61, но экипажи «Черных вдов» забирались на максимальную высоту, откуда пикировали, развивая скорость, достаточную для того, чтобы догнать V-1.
Максимальная скорость на высоте 5000 м составляла 590 км/ч, практическая дальность 665 км, практический потолок 10100 м.
Экипаж 3 человека, пилот, оператор РЛС и бортстрелок, который в основном выполнял задачи визуального наблюдателя.
Вооружение: четыре пушки 20-мм и четыре 12,7-мм пулемета. Бомбовая нагрузка до 1450 кг на двух креплениях под крыльями. Плюс радар SCR-540.
Всего было выпущено 742 самолета всех модификаций Р-61.
Неофициально «Черная вдова» носит титул «закончивший войну»: в ночь c 14 на 15 августа 1945 года, после японского предложения о заключении перемирия, P-61B с названием «Lady in the Dark» 548-й ночной эскадрильи победил в воздушном бою одержал победу над Ki-43 Hayabusa, пилот которого мог не слышать о прекращении огня. Это была последняя воздушная победа союзников во Второй мировой войне.
А вообще получившийся на редкость крепким самолет прослужил до 1952 года, после чего многие «Вдовы» использовались в качестве самолетов противопожарной охраны.
Kawasaki Ki-45 Toryu
Зачем японцы задумались над созданием ночного истребителя, сказать сложно. Но в 1939 году у них появился самолет, до жути напоминающий Bf.110. На самом деле японские специалисты действительно в очередной раз удачно поработали над зарубежным образцом, и вот так появился наш герой, Ki-45.
Самолет получился… подобным своему немецкому современнику Bf 110. Все те же слабые возможности в качестве дальнего истребителя, только вооружение еще слабее, чем у немца. Одна пушка 20-мм и два пулемета 7,7 – это маловато.
Но, как и все японские самолеты, Ki-45 был весьма легок в управлении и обладал хорошей маневренностью. А наличие протектированных баков вообще делало его совершенством в глазах пилотов. И, кстати, в начале войны, в столкновениях с Р-38, японский самолет демонстрировал полное превосходство в маневренности над американским самолетом.
Ki-45 прошел всю войну, но нас интересует его ночная версия, то есть Ki-45 Kai-Теi (или иначе Ki-45 Kai-d).
Максимальная скорость 540 км/ч, практическая дальность 2000 км, потолок 10 000 м.
Вооружение: одна 37-мм пушка Но-203 (16 патронов) в носу, одна 20-мм пушка Но-3 (100 патронов) в подфюзеляжной установке, один 7,92-мм пулемет Тип 98 в задней кабине у стрелка.
Всего было построено 477 самолетов всех версий.
Впоследствии пулемет убрали, а вместо стрелка разместили оператора РЛС «Таки-2». В такой комплектации самолет стал реальной угрозой для американских бомбардировщиков. Беда в том, что обеспечив себе превосходство в воздухе днем, американцы не летали по ночам…
Можно долго говорить о сильных и слабых чертах «убийцы драконов» (так переводится его название), но можно только заметить, что этот самолет (во всех модификациях, и дневных, и ночных) крайне неохотно использовался в качестве средства доставки камикадзе.
В целом же, говоря о ночных истребителях, я бы сделал вывод, что как класс они сложились только в Германии. Возможно, исключительно благодаря британцам, которые не оставили практику ночных налетов на немецкие города. В ВВС остальных стран-участниц ночные истребители так и остались образцами для испытания оборудования и тактики применения.
Однако поисковая РЛС, примененная именно на ночных истребителях, впоследствии получила прописку вообще на всех классах военных самолетов без исключений. Так что можно сказать, что ночные истребители стали первой ступенькой на пути к универсальному всепогодному самолету, способному действовать как в дневных, так и в ночных условиях.
В заключительной части мы займемся сравнениями ночных истребителей, их летно-технических характеристик и боевых заслуг и возможностей.
/Роман Скоморохов, topwar.ru/