Первое испытание советской атомной бомбы

29 августа 1949 года, ровно 70 лет назад, было проведено первое испытание советской атомной бомбы. Ядерное оружие стало для нашей страны настоящим щитом, и до сих пор обладание им является одним из ключевых аргументов в противостоянии с враждебными державами.

Советский атомный проект

В 1940-е годы в США и Советском Союзе практически одновременно велись разработки новейшего и сверхмощного оружия – атомной бомбы. Американцы, начавшие исследования и разработки несколько раньше, смогли и быстрее достичь заветной цели – 16 июля 1945 года, через два месяца после окончания войны с Германией, на американском полигоне «Тринити» в штате Нью-Мексико была испытана ядерная бомба. Спустя три недели ее применили на практике – авиация США подвергла ядерной бомбардировке японские города. Хиросиму атаковали 6 августа, а Нагасаки – 9 августа 1945 года. 

В сложившейся ситуации медлить с испытаниями советского ядерного оружия было нельзя. Отношения между вчерашними союзниками по антигитлеровской и антияпонской коалиции стали стремительно портиться сразу после окончания Второй мировой войны. Было ясно, что открывается новая фаза противостояния – капиталистический Запад против Советского Союза и стран социалистического лагеря. И не было никаких сомнений, что США применят ядерное оружие против СССР, если у последнего не будет возможности нанести превентивный или ответный удар.

К лету 1949 года были завершены все основные работы по разработке советской атомной бомбы, получившей название РДС-1. Аббревиатура РДС расшифровывалась как «реактивный двигатель специальный». Естественно, что после создания РДС-1 требовалось испытать новое оружие. 

Игорь Васильевич Курчатов

Немного стоит сказать и о тех людях, без которых создание ядерной бомбы было бы невозможно. Прежде всего, это легендарный ученый – физик Игорь Васильевич Курчатов. На момент испытаний ему было 46 лет. По нынешним меркам это довольно молодой ученый, но в те годы Курчатов был светилом советской ядерной физики, подлинным «отцом – основателем» советской бомбы. Он был основателем и первым директором Института атомной энергии СССР. 

45-летний советский физик Юлий Борисович Харитон с 1946 года возглавлял Конструкторское бюро-11 (Арзамас-16) в Сарове. Фактически именно он отвечал за атомный проект, к которому были привлечены лучшие физики Советского Союза. По решению советского руководства, Юлий Борисович Харитон был назначен и ответственным за проведение испытаний РДС-1. 

Государственную комиссию по проведению испытаний возглавил Михаил Георгиевич Первухин – заместитель председателя Совета министров СССР и министр химической промышленности СССР. Первухину, как и Харитону, было 45 лет. 

Типичный представитель сталинской плеяды наркомов, Первухин в юности успел поучаствовать в Гражданской войне, вступил в комсомол и партию, получил высшее инженерное образование и работал в сфере энергетики, где очень быстро сделал головокружительную карьеру. В 33 года он стал заместителем народного комиссара тяжелой промышленности Лазаря Кагановича, в 34 года возглавил Наркомат электростанций и электропромышленности, а в 35 лет стал заместителем председателя Совета министров СССР. 

Первухин хорошо разбирался в технических вопросах, пользовался доверием самого Сталина и его ближайшего окружения, поэтому именно ему и было поручено возглавить Государственную комиссию по проведению испытаний ядерного оружия. Сами же испытания было решено произвести на Семипалатинском полигоне в Казахской ССР.

Читайте также  Самый мощный взрыв в истории

Семипалатинский полигон

Сегодня это Восточно-Казахстанская область Республики Казахстан. Ее центр, город Семей, до 2007 года назывался Семипалатинском. Но власти постсоветского Казахстана в своей политике дерусификации в конечном итоге переименовали город, основанный как Семипалатинская крепость еще в 1718 году воеводой Василием Чередовым.

В 160 км от Семипалатинска, который во время описываемых событий был областным центром Семипалатинской области, был оборудован специальный полигон для испытания нового оружия. Место оказалось крайне удачным – рельеф позволял проводить ядерные взрывы под землей, в том числе в штольнях и скважинах. Перед открытием полигона из Семипалатинска вывели консульство Китая. 

21 августа 1947 года Совет министров СССР передал полигон Министерству вооруженных сил СССР (так называлось тогда Министерство обороны) и он получил официальное название «Учебный полигон № 2» (войсковая часть 52605). Первым начальником Семипалатинского полигона был назначен генерал-лейтенант артиллерии Петр Михайлович Рожанович – участник Великой Отечественной войны, боевой офицер, командовавший артиллерийской дивизией, корпусом. Однако в 1948 году 42-летний Рожанович скончался.

Ядерный гриб наземного взрыва РДС-1 29 августа 1949 года (из архива РФЯЦ-ВНИИЭФ)

Подготовка Семипалатинского полигона к предстоящим испытаниям атомной бомбы проходила очень основательно. Опытное поле представляло собой круг радиусом 10 км, который разделили на 14 секторов, в том числе 2 фортификационных и физических сектора, сектор гражданских сооружений, сектор видов Вооруженных сил и родов войск, биологический сектор с животными. 

Советское руководство интересовалось, какими будут последствия ядерного взрыва для объектов инфраструктуры, для военной техники. Поэтому в зоне испытания были построены отрезки тоннелей метро, взлетно-посадочные полосы. Разместили на полигоне и отдельные образцы танков, самоходных артиллерийских установок, ракетных установок, самолетов. В центр опытного поля поставили специальную металлическую конструкцию – башню высотой 37,5 метров, на которой закрепили бомбу РДС-1. 

Первый советский ядерный взрыв

Ровно в 7:00 утра 29 августа 1949 года окрестности полигона озарил яркий свет, прогремел взрыв. Атомная бомба, первая в советской истории, была успешно испытана. Несмотря на предпринятые меры предосторожности, в результате взрыва пострадали несколько военнослужащих, находившихся в командном пункте, располагавшемся на большом удалении от места взрыва.

Спустя 20 минут после испытания к месту взрыва направили два танка со свинцовой защитой. Разведчикам и удалось установить, что произошло в эпицентре взрыва и на расстоянии километра от него. 

Мощность РДС-1 составляла около 22 килотонн. В итоге взрыва 37-метровая башня, на которой закрепили бомбу, была полностью уничтожена, а на ее месте образовалась воронка глубиной 1,5 метра и диаметром 3 метра. Расположенное в 25 метрах от башни здание из железобетонных конструкций с мостовым краном было частично разрушено. 

Танк Т-34 и артиллерийские орудия, размещенные в радиусе 500-550 метров от центра взрыва, получили легкие повреждения. Были повреждены и самолеты, размещенные на расстоянии до 1,5 километров. Сгорели все 10 автомобилей, расставленные на расстоянии километра от центра. 

Два жилых трехэтажных дома, построенные на расстоянии 800 метров, были разрушены полностью. Разрушились все бревенчатые и щитовые дома городского типа, специально возведенные в радиусе 5 километров. 

Взрыв отбросил и искорежил железнодорожный мост, возведенный на расстоянии километра, и шоссейный мост на расстоянии полутора километров. Вагоны и автомобили, размещенные на мостах, были отброшены на 50- 80 метров от места установки. Животные были унесены взрывной волной. Вообще из 1538 подопытных животных 345 животных погибли.

Читайте также  Американские термоядерные бомбы никуда не годятся

Начало производства атомных бомб

В течение 1949-1950 гг. в городе Саров на базе завода Наркомата сельскохозяйственного машиностроения был создан 550-й сборочный завод при 11-м конструкторском бюро. Производственную мощность завода определили в 20 РДС в год. К концу 1949 года были изготовлены еще 2 бомбы РДС-1, а в 1950 году – еще 9 атомных бомб РДС-1.

К весне 1951 года Советский Союз располагал 15 плутониевыми ядерными бомбами РДС-1. Они были размещены на территории завода № 550 в Сарове в специальном железобетонном хранилище. Бомбы хранились в разобранном состоянии, а сама территория завода находилась под усиленной охраной, которую осуществляли подразделения войск Министерства государственной безопасности СССР.

Первая советская атомная бомба РДС-1

В случае необходимости инженерно-техническому персоналу предстояло собрать бомбы, транспортировать их к месту боевого применения, привести в высшую боевую степень готовности. Подготовка бомб к боевому применению возлагалась на действовавшую в составе КБ-11 сборочную бригаду, а решение задач по бомбометанию РДС-1 должны были осуществить летчики бомбардировочной авиации Военно-воздушных сил Советской Армии. 

Труд советских конструкторов был вознагражден по заслугам. 29 октября 1949 года звание Героя Социалистического Труда получили Игорь Васильевич Курчатов и Юлий Борисович Харитон. Героем Социалистического Труда стал и Михаил Георгиевич Первухин, руководивший Государственной комиссией на Семипалатинском полигоне. 

Что интересно, Лаврентий Павлович Берия, вклад которого в организацию создания ядерного оружия не оспаривают даже его лютые ненавистники, вторую Золотую Звезду не получил – Героем Социалистического Труда он стал на шесть лет раньше, в 1943 году. 

Последствия испытания атомной бомбы

29 августа 1949 года послевоенный мир окончательно и бесповоротно изменился. Соединенные Штаты лишились своего главного преимущества над Советским Союзом, которым они обладали в течение четырех лет после окончания Второй мировой войны. Появление у Советского Союза собственной атомной бомбы означало, что теперь и США могут ждать очень плачевные последствия в случае начала вооруженного конфликта с советским государством. 

Впрочем, официально о появлении у Советского Союза атомной бомбы было заявлено лишь через полгода после первого испытания РДС-1 на Семипалатинском полигоне. 8 марта 1950 года заместитель председателя Совета министров СССР Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов официально заявил о том, что у СССР появилось ядерное оружие. 

Для СССР испытания атомной бомбы были действительно настоящим прорывом. И заслуга в этом прорыве принадлежит как ученым-физикам, инженерам-конструкторам, техническому персоналу, так и политическому и военному руководству СССР, сотрудникам органов безопасности, военнослужащим, создавшим все необходимые условия для появления атомной бомбы – от материально-технических до информационных и организационных. 

Появление у Советского Союза своего ядерного оружия было с ужасом воспринято на Западе. В Вашингтоне считали атомную бомбу одним из главных козырей в диалоге с советским государством, но после появления собственного оружия массового поражения у СССР, устанавливался баланс сторон. Можно не сомневаться, что тот мир, который мы наблюдали вторую половину ХХ века, начало XXI века, смог существовать в своем виде именно благодаря тому, что Советский Союз установил этот баланс в сфере ядерного оружия.

/Илья Полонский, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя