Вот мы и подошли к финалу. К авиационным пушкам, способным вызвать если не уважение, то изумление одним фактом своего существования. А между тем, они воевали с той или иной степенью успешности.
Вообще гонка вооружений в воздухе – это дело весьма своеобразное. И здесь прогресс шагнул очень далеко, ведь буквально в конце 30-х годов нормальным вооружением считались два пулемета винтовочного калибра. А буквально через 6-7 лет четыре пушки 20-мм уже никого не удивляли. Убивали – да, но не удивляли. Это стало нормой.
Но эпиком развития я все-таки считаю тех монстров, которых гениальные инженеры все-таки умудрялись запихивать в самолеты. Или это уже самолет собирался вокруг пушки? Сложно сказать, потому – на взлет!
Долго думал, как рассортировать своих героинь. И решил, не мудрствуя особо, расположить их по возрастанию калибра.
40-мм пушка Vickers Class S. Великобритания
Надо отметить, что именно британцы стали пионерами в установке крупнокалиберных (по авиационным меркам) пушек в самолеты. Сложно сказать, в кого они собирались стрелять такими снарядами в 1936 году, но именно тогда «Виккерс» и «Роллс-Ройс» получили задание разработать 40-мм орудие для установки на самолет.
Конкурс выиграла пушка «Виккерса», и ее начали выпускать серийно и устанавливать на самолеты.
Самое интересное, что сперва пушку устанавливали на бомбардировщики. «Веллингтоны» и В-17. И эти самолеты работали по подводным лодкам противника, причем, довольно успешно. 40-мм снаряд весьма неплохо себя показал.
В 1940 году, когда Вермахт показал, на что могут быть способны танковые войска при правильном управлении, в военном ведомстве поняли, что 40-мм бронебойный снаряд – это то, что можно противопоставить и танкам. В принципе логично, броня «панцеров» I и II вполне была ему по силам.
Инженеры из «Hawker Aircraft» смогли внести в изменения конструкцию истребителя «Харрикейн», позволяющие разместить пушку S под каждым крылом.
Для этого была спроектирована целая установка для размещения пушки и магазина, который упорно не помещался в толстое крыло «Харрикейна». Но конструктор П. Хайгсон справился.
Вообще все считали, что «Мустанг» будет намного лучше, чем «Харрикейн», но крыло Р-51 потребовало более глобальных доработок.
При испытаниях не обошлось без казусов. Летчик-испытатель был не готов к тому, что при выстреле из обеих пушек самолет фактически остановится и свалится в пике. Для решения данной проблемы была выработана рекомендация летчикам во время открытия огня выбирать ручку управления самолетом на себя.
Прицеливание пушек S осуществлялось через обычный рефлекторный прицел Mk.II, но помимо того, на самолетах стояло два пристрелочных пулемета Browning 0.5, заряжавшихся трассирующими пулями.
Первым подразделением, получившим Hurricane Mk.IID с 40-мм пушками, стал шестой эскадрон, базировавшийся на египетской авиабазе Шандар. Боевое крещение «Харрикейны» Mk.IID прошли 7 июня, в результате было уничтожено два танка и несколько грузовиков. Всего за время действий в Африке летчиками 6-го эскадрона огнем 40-мм пушек было выведено из строя 144 танка, из которых 47 уничтожено полностью, а также более 200 единиц легкой бронетехники.
Понятно, что это были легкие танки с противопульной броней.
Но это оплачивалось, причем, жестоко. Подвеска таких пушек снизила и без того не огромную скорость «Харрикейна» на 60-70 км/ч. Получалось, что «Харрикейны» вполне спокойно били технику немцев, а немецкие Bf-109F спокойно сбивали «Харрикейнов».
С принятием на вооружение реактивных снарядов Hurricane Mk.IID начали снимать с вооружения подразделений. Некоторое количество самолетов было переведено на Дальний Восток в Бирму, где очень эффективно использовались 20 эскадроном.
Пушка Vickers S фактически масштабно применялась только в боях в Северной Африке и Азии, где для ее снарядов хватало легкобронированных целей. Постепенно от нее отказались в пользу реактивных снарядов, но статистика показала, что в ходе боевых действий в АТР в среднем точность стрельбы составила 25% (для сравнения — точность залпа из 60 неуправляемых ракет при атаке цели типа танк составляла 5%).
Точность при стрельбе осколочно-фугасными снарядами была вдвое выше, чем при стрельбе бронебойным. Это объяснялось тем, что осколочно-фугасные снаряды имели более схожую с использовавшимися для пристрелки пулеметами Browning 0.5 баллистику.
Достоинства: большой вес снаряда, большое поражающее воздействие, высокая точность при одиночной стрельбе, пушки ставились парой, то есть, один выстрел – два снаряда.
Недостатки: огромная отдача при долгой стрельбе, низкая начальная скорость, низкая скорострельность, маловат боезапас (15 патронов на ствол).
45-мм пушка НС-45. СССР
Для начала вспомним двух хороших конструкторов, без которых могло и не быть много чего в нашей авиационной оружейке.
Яков Григорьевич Таубин и Михаил Никитич Бабурин, облыжно обвиненные доносами коллег и расстрелянные. Но тот потенциал, который они заложили в свои проекты, разработанные в ОКБ-16, позволил впоследствии создать целое семейство крупнокалиберных авиапушек, состоявших на вооружении советской авиации в последующие 30 лет.
В предыдущей статье о крупнокалиберных авиапушках мы отметили весьма удачную конструкцию пушки НС-37, которая была доработкой пушки ПТБ-37 Таубина и Бабурина. Дорабатывали пушку А. Э. Нудельман и А. С. Суранов, по ним и дали название пушке.
Относительно легкое и скорострельное для своего класса орудие, с отличной баллистикой было способно с пары попаданий уничтожить любой самолет противника и уверенно бороться с бронетехникой, по крайней мере, раннего периода.
Однако развитие бронетехники на уровне 1943 года сделало орудие малоэффективным. В связи с таким положением дел в начале июля 1943 года вышло постановление ГКО о разработке авиапушки калибра 45 мм.
Сегодня, понятное дело, очень просто оценивать все происходившее несколько десятилетий тому назад. И очень удобно. Что легко и понятно сегодня, во время войны давалось потом и кровью. Сегодня мне очень легко записать такое решение в спорные. А тогда, да еще на волне успехов Ил-2 с пушками Шпитального Ш-37 калибра 37-мм и пушками Нудельмана и Суранова такого же калибра… Видимо, просто не успели толком оценить все последствия установки этих пушек. Не до того было, и сегодня это понимаемо и оправдываемо.
Между тем, физику никто не отменял даже во время войны, и если сегодня понятно, что чем выше энергетика патрона, складывающаяся из массы боеприпаса и его начальной скорости, тем выше отдача оружия, воздействующая на конструкцию планера-носителя. Но тогда нужно было оружие, способное поражать противника.
И вот Нудельман и Суранов смогли. Смогли переработать свою НС-37 под патрон 45х186. Прототип 45-мм пушки 111-П-45 появился меньше, чем через месяц после задания на ее разработку. Понятно, что львиная доля узлов пушки была сохранена от НС-37, чего, правда нельзя сказать о результатах.
Первоначально переработке подверглись только ствол с патронником и приемник с заново спроектированными звеньями ленты. Однако первые же испытания показали, что усилие отдачи пушки составляло от 7 до 7,5 тонн. Возникли сомнения, что в наличии будет самолет, способный выдержать такой импульс. Быстренько сделали дульный тормоз.
Версия с дульным тормозом обозначалась НС-45М, но ввиду того, что в серию пошла именно она, литера «М» в обозначении обычно опускалась.
Как и в случае с 37-мм пушкой НС-37, основными носителями 45-мм орудия предполагались штурмовик Ил-2 и истребитель Як-9.
С Ил-2 не вышло совсем. Хотя идея была вполне, пушки устанавливались в корневой части крыла, точнее, под ней, вместе с изрядным боезапасом в 50 патронов. И тут произошло наложение колебаний крыла и стволов при стрельбе.
Прицельная стрельба по наземным целям оказалась невозможной из-за сильной вибрации как самой пушки, так и крыла. Аналогичная ситуация, хотя и в меньшей степени, складывалась и с 37-мм версией Ила, к тому времени снятого с производства, поэтому работа по оснащению штурмовика 45-мм пушками потеряла всякий смысл. Несколько выстрелов и взамен самолет с отлетевшими крыльями – сомнительно.
С Як-9 чудеса начались сразу же. Внутренний диаметр вала мотора М-105ПФ, через который проходил ствол орудия, составлял 55 мм. А диаметр ствола НС-45 составлял… 59 миллиметров!
И вот чтобы можно было пропустить ствол пушки внутри вала, его толщину уменьшили с 7 миллиметров до 4-х.
Кстати, это даже снизило вес пушки. НС-45 весила 152 кг, а НС-37 — 171 кг. Понятно, что за все надо платить. Естественно, упал ресурс самого ствола, плюс длинный, но легкий ствол стал «играть» при стрельбе, что сказалось на точности.
Для уменьшения этого вредоносного дела на втулке винта было установлено специальное приспособление с шарикоподшипником, центрирующее вал пушки относительно оси полого вала редуктора.
В целом получилось. И в серию (пусть и небольшую) пошел Як-9К, но вот повторить успех Як-9Т с пушкой НС-37 не получилось.
При стрельбе из пушки НС-45 отдача воздействовала на самолет значительно больше, чем при калибре 37-мм. Чем больше была скорость полета и угол пикирования, тем меньшее влияние на самолет оказывала отдача. При стрельбе на скорости меньше 350 км/ч самолет резко разворачивался, а летчик при этом на своем сидении совершал резкие движения вперед-назад.
Прицельная стрельба была возможна и эффективна на скоростях, больших 350 км/ч, и при коротких очередях в 2-3 выстрела. Большая сила отдачи пушки НС-45 оказывала существенное влияние на конструкцию самолета, приводя к течи масла и воды через различные уплотнения и трещины в трубопроводах и радиаторах.
Тем не менее, испытания, в целом, были признаны удовлетворительными и в период апреля — июля 1944 года была построена войсковая серия из 53 Як-9К.
Войсковые испытания проходили 44 Як-9К. Было выполнено 340 боевых самолето-вылетов общим налетом 402 ч 03 мин, состоялся 51 воздушный бой. Противниками были FW-190A-8, Me-109G-2 и G-6. Было сбито 12 истребителей противника (встреч с бомбардировщиками не было), из них 8 FW-190A-8 и 4 Me-109G-2; свои потери — один Як-9К.
Средний расход боеприпасов калибра 45 мм на один сбитый самолет противника составил 10 снарядов.
Тем не менее, война шла к концу, и войсковыми испытаниями четырех десятков Як-9К было решено ограничиться. В серию он не пошел. На этом закончилась и военная служба НС-45, большая часть выпущенных (194 шт) пушек так и осталась невостребованной.
Достоинства: хорошая баллистика, разрушительный снаряд, небольшой вес, приличный боекомплект.
Недостатки: отдача, невысокий ресурс ствола, сложности с установкой и обслуживанием.
57-мм авиапушка Но-401. Япония
Предком этого чудовища тоже была 37-мм пушка. Но-203 была настолько удачной конструкцией, что по приказу свыше доктор Кавамура решил накачать свое детище стероидами до калибра 57 миллиметров.
Случилось это в 1943 году, когда получилось разработать систему под маломощный патрон 57х121R для 57-мм танковой пушки Тип 97. Схема автоматики новой 57-мм авиапушки полностью повторяла более раннюю Но-203 калибра 37 мм.
Даже внешне пушки были очень похожи, разница состояла в наличии у Но-401 дульного тормоза.
Питание пушки Но-401 осуществлялось из замкнутого магазина барабанного типа, аналогичного, примененного на 37-мм Но-203. Емкость магазина составляла 17 патронов.
К сожалению, не смотря на хорошие для такого калибра массо-габаритные параметры (вес всего 150 кг), Но-401 унаследовала от предшественницы и все негативные характеристики, коих было очень много.
Короткий ствол и небольшой заряд патрона давали параболическую траекторию и малую начальную скорость снаряда. И темп стрельбы в 80 выстрелов в минуту был, скажем так, очень невысок. Плюс отдача была велика и сбивала прицел.
Так что все эти минусы предопределили использование пушки исключительно для штурмовых операций, когда в одном заходе было возможно сделать лишь один прицельный выстрел.
Точное количество изготовленных орудий Но-401 неизвестно, примерное количество определяется в районе 500 штук.
Единственным самолетом, который был спроектирован под эту систему, стал тяжелый двухмоторный штурмовик Kawasaki Ki-102 Otsu, в котором Но-401 компактно располагалась в носовой части, лишь слегка выступая за габариты самолета.
Этих машин в 1944-45 году было построено 215 штук, но в боях они почти не применялись. Их берегли для противодействия ожидаемой высадке союзников на Японские острова. Позднее, часть этих штурмовиков перевооружили новыми 37-мм пушками Но-204, превратив в тяжелые перехватчики.
Достоинства: небольшой вес, неплохой боекомплект
Недостатки: низкая скорострельность, отвратительная баллистика, слабый патрон для такого тяжелого снаряда.
Molins 6-pounder Class-M. Великобритания
В начале 1943 года Командование ВВС начало обсуждать замену 40-мм противотанковых пушек Vickers S, устанавливавшихся на самолеты Hurricane IID. Броня становилась все толще, снаряды 40-мм пушек становились все менее опасны для нее.
Ради замены и была сконструирована группой специалистов под руководством Г.Ф. Уоллеса поистине чудовищная пушка Molins.
На испытаниях пушка показала себя с очень хорошей стороны, и единственное, что могло помешать ее использованию на самолетах — это возможные проблемы с автоматом подачи и заряжания от перегрузок (от 3,5 g), возникающих при маневрировании.
С другой стороны, кто станет стрелять из такой пушки, столь активно маневрируя?
Понятно, что ни о каком перевооружении «Харрикейнов» речь уже не шла, поскольку пушка весила почти тонну. Плюс отдача была «всего» 4,5 тонны. Хотя, в принципе, для такого орудия и не так уж и много.
Потому решили запихнуть эту пушку в «Москито», благо, у него все-таки нос был пустой. Или почти пустой.
Стоит напомнить, что «Москито» был деревянным самолетом, в основе была бальза. Легкая и прочная. Но 4,5 тонны отдачи – это 4,5 тонны отдачи.
Были проведены статические испытания, и бальза выдержала. Так появились противолодочные «Москито» с 57-мм пушкой в носовой части фюзеляжа.
Molins разместили под небольшим углом вниз и на 100 мм правее продольной оси, при этом ствол пушки выступал из фюзеляжа на 610 мм. Возвратная пружина находилась под стволом.
Причем даже не пришлось выбрасывать пулеметы. Существовали разные варианты, с четырьмя, двумя пулеметами 0.303 Browning с удвоенным боекомплектом. Пулемет вообще полезное дело, можно и трассеры кинуть для пристрелки, можно зенитчикам объяснить, что надо бы по щелям разбежаться…
Интересно была реализована система сбора гильз, которые не выбрасывались наружу, так как реально могли повредить хвостовую часть самолета. Гильзы оставались внутри самолета, в улавливателе.
Для прицеливания был установлен рефлекторный прицел Mk.IIIa.
Пушка Molins получила официальное название «Airborne 6-pounder Class M», а «Москито», вооруженный этой махиной стали называть «Це-Це».
Был сформирован смешанный противолодочный 248 эскадрон, на вооружении которого были «Бофайтеры» и «Москито – Це-Це».
Первый боевой вылет Mk.XVIII состоялся 24 октября 1943 года. «Москито» искали подводные лодки противника, и 7 ноября того же года произошло первое боевое столкновение. Пара «Москито» обнаружили подводную лодку в надводном положении. Получив несколько попаданий в рубку лодка погрузилась, окруженная черным дымом.
Но достоверно утопить немецкую подводную лодку летчикам впервые удалось 25 марта 1944 года, у побережья Франции.
Достоинства: надо было просто попасть в цель. Остальное брал на себя снряд.
Недостатки: вес пушки, в комплекте шли только бронебойные снаряды, низкая скорострельность.
75-мм авиационная пушка М4. США
Ну действительно, а чего было мелочиться? Наверное, была бы возможность, американцы бы 152-мм гаубицу в самолет вставили бы. Ну так вот у них все было – самое-самое и ни центом меньше.
Вообще американцы в этом отношении были молодцы. Поддавшись соблазну поражать все, до чего можно дотянуться с борта самолета, в том числе и корабли, они довели эту идею не просто до серии, а выпустили В-25 вооруженные 75-мм пушками в весьма приличном количестве.
А началось все довольно задолго до войны, в 1937 году. Наверное, от британцев заразились за океаном. Техническое задание на разработку пушечного самолета предусматривало вооружение калибром не более 75 мм, с умеренной скорострельностью и унитарными патронами.
В качестве авиационной версии 75-мм пушки были выбраны серийные орудия М2 с длиной ствола в 28,47 калибра и М3 с длиной ствола в 37,5 калибров. Обе пушки являлись развитием старой французской полевой пушки Matériel de 75mm Mle 1897, которая была на вооружении армии США.
Короткоствольной М2 хотели вооружить эскортный истребитель, а длинноствольную М3 поставить на бомбардировщик. После раздумий оставили только М3.
Характерно, что американцы, проанализировав тактику применения крупнокалиберных авиационных систем, пришли к выводу, что большая отдача орудия все равно не позволит сделать прицельно более одного выстрела. Соответственно, не стоит усложнять конструкцию орудия автоматикой перезарядки.
И с 1943 года на театрах военных действий начали появляться В-25 вооруженные пушками М4 или М5. Разница, в общем, была в станке.
В общем, получился действительно летающая САУ. М4 устанавливали на лафете под креслом второго пилота, заняв еще и часть бомбоотсека. Почти трехметровый ствол надо было куда-то девать.
Экипаж самолета, состоял из двух пилотов, стрелка, радиста и штурмана, которого и назначили заряжающим. Кроме пушки М4 в носовой части фюзеляжа установили два неподвижных пулемета калибра 12,7-мм с боекомплектом по 400 выстрелов на ствол. Пушку и передние пулеметы наводил на цель пилот. Самолет оснастили оптическим прицелом N-3B и бомбо-артиллерийским прицелом А-1. Кроме того, для пристрелки можно было использовать трассы курсовых пулеметов. Когда цель оказывалась под огнем пулеметов, производился спуск орудия.
В среднем, за один боевой заход удавалось выстрелить из пушки три раза. Теоретически хорошо тренированный экипаж мог обеспечить скорострельность орудия М4 до 30 выстрелов в минуту, однако, как правило, на практике темп стрельбы не превышал 3 — 4 выстр/мин.
Пушечные штурмовики B-25G и B-25H, вооруженные 75-мм орудиями М4 и М5 оказались весьма полезными на Тихом океане для атак небольших транспортных судов и подводных лодок японцев, в охоте за танками и зенитными батареями. В Бирме при атаках нефтяных месторождений Ланива один из штурмовиков «Митчелл» выпустив лишь 4 снаряда, устроил огненный шторм на нефтехранилище.
Применялись пушечные «Митчеллы» и на Средиземном море в охоте за судоходством.
Случалось, что по зубам штурмовикам оказывались и более серьезные цели: 8 июня 1944 года в 30 милях от города Маноквари, Новая Гвинея, группа из двух В-25Н из 345-й бомбардировочной группы США огнем 75-мм пушек пустила на дно даже японский эсминец «Харусами» водоизмещением 1700 тонн. Для уничтожения корабля и гибели 74 членов его экипажа потребовалось удачное попадание лишь пяти 75-мм снарядов.
А вот в Европе пушечные штурмовики не прижились. Сказывалось более качественное противодействие Люфтваффе и ПВО. Для них В-25 был просто мишенью, так как скорость его упала на 110 км/ч и небыстрый штурмовик (максимальная скорость упала до 450 км/ч) становился легкой мишенью.
Тем не менее, только В-25Н было выпущено около 1000 штук.
Достоинства: любая цель по зубам, мощный снаряд с неплохой баллистикой.
Недостатки: медленный темп стрельбы из-за ручной перезарядки.
75-мм авиационная пушка ВК-7.5. Германия
Ну и квинтэссенция уничтожения. Немецкий монстр, созданный сумрачными гениями из «Рейнметалл-Борзиг» сразу же после ВК.5 (50-мм противотанковая пушка адаптизированная для самолета).
Если главной идеей разработки 50-мм пушки было желание поражения вражеских бомбардировщиков за пределами дальности действия их оборонительного оружия, то 75-мм пушку рассматривали как оружие для штурмовых операций.
Американцы тоже не мелочились в плане калибра. Почему должны были отставать немцы?
Я бы обвинил немцев в некотором излишестве и гигантомании. Но не могу не восхищаться их конструкторскими идеями. Потому что автоматизировать обычное сухопутное противотанковое орудие PaK-40 – это надо уметь. И немцы сумели.
Оно и в обычной жизни орудие было полуавтоматическим, с горизонтальным клиновым затвором, а тут еще и добавили новинок. Пушка использовала очень мощные унитарные патроны 75×714R, эффективные против любых современных танков союзников по антигитлеровской коалиции.
Вообще можно было так не загоняться, и применить в качестве исходного образца укороченные танковые пушки KwK 40, использовавшие менее мощные патроны 75x495R, более подходящие для вооружения самолета.
Но нет, уж если делать – так чтобы в Вальгалле приняли с распростертыми объятиями. И в 1942 году появилась ВК 7.5, она же PaK 40L, то есть, для Люфтваффе. Позднее название было изменено на BK 7.5, где за литерами «BK» скрывалось слово «Bordkanonen», бортовое орудие.
А от танковой пушки было заимствовано электрическое воспламенение электрозапальной втулки C/22 или C/22 St, которая устанавливалась в штатный патрон вместо капсюля.
Пневматический автомат заряжения, в целом, повторял конструктивно использованный на 50-мм пушке ВК 5, при помощи пневмоцилиндра, который досылал патрон в патронник пушки. Однако схема боепитания существенно отличалась и варьировалась в зависимости от носителя, на который пушка устанавливалась.
Одним из первых проектов, на который планировалось установить орудие, был бомбардировщик Юнкерс Ju-88.
Когда прошли испытания, и все поняли, что 88-й – машина крепкая и не развалится от стрельбы этого монстра, все вздохнули с облегчением. И запустили пушку в серию.
Как раз была доработана электропневматическая система зарядки, пушка получила обойму на 10 патронов. Правда обычно в нее загружали только 8 патронов плюс один в казеннике орудия. В полете в обойму можно было догружать еще патроны, чем занимался стрелок нижней задней пулеметной турели.
Кроме патронов в обойме в боекомплект самолета входили еще 7 патронов.
Механизм автоматической зарядки позволял достичь технической скорострельности около 30 выстр/мин., хотя реально за один заход можно было сделать не более двух выстрелов.
Войсковые испытания нескольких выпущенных серийных Ju.88P-1 проходили осенью 1943 года на центральном участке Восточного фронта в подразделении Versuchskommando fur Panzerbekamfung.
Как показали первые бои, скорострельность пушки ВК 7,5 была настолько низкой, что за одну атаку пилот успевал сделать не более двух выстрелов, хотя обычно даже одного прямого попадания было достаточно для того, чтобы поджечь любой танк.
Так как информация по боевому применению Ju 88P-1 практически отсутствует, можно сделать вывод, что успехи их были весьма скромными.
Впоследствии от использования орудия ВК 7.5 на штурмовых «Юнкерсах» отказались, предпочтя на последующих субмодификациях «Р» заменить их на менее мощные, но зато более скорострельные ВК 3.7 и ВК 5.
Таким образом, на пушке ВК 7.5 в начале 1944 года можно было бы поставить жирный крест, вспоминая о ней лишь в контексте одного из образцов «чуда-оружия» 3-го Рейха, но о ней вспомнили в самом конце войны, использовав как основное наступательного вооружения штурмовиков Хеншель HS 129.
Надо было что-то делать с советскими танками, особенно с ИСами. Да, попадание снаряда 75-мм сверху гарантировано выводило любой наш танк из строя, но… 700 кг установки превратили «Хеншель», пусть и лишенный ради облегчения 20-мм пушек в нечто, с трудом ковыляющее со скоростью 250 км/ч и чудом сохранявший направление полета после каждого выстрела.
129-й и в лучшие времена не был образцом управляемости и порхания аки бабочка, а после установки ВК 7.5 все стало и вовсе печально.
Тем не менее, ВК 7.5 решили дать второй шанс и запустить новый штурмовик в серийное производство. Противотанковый штурмовик получил индекс Hs.129B-3/Wa и неофициальное прозвище «консервный нож» (Buchsenoffner).
В течение июля-октября 1944 г. немцы сумели выпустить примерно 25 самолетов этого типа, которые были направлены на Восточный фронт. Говорят, они принимали участие в боях за Зееловские высоты и даже что-то там подбили. Вроде как 9 наших танков.
Не берусь судить, насколько это правда. Если на чистоту, я уверен, что танки если кто и подбил, то это были наземные артиллеристы. А «Хеншели», если и вылетали, с такой скоростью и управляемостью, скорее всего, были просто сбиты.
Не забывайте, весна 1945-го. И тотальное преимущество нашей авиации. Так что – скорее всего, сказка от проигравших.
Однако это не умаляет того, что создали ребята из «Рейнметалл-Борзиг». Это была хорошая работа, как ни крути. Особенно если учесть, что ВК 7.5 могла стрелять всей номенклатурой боеприпасов от противотанковой пушки PaK 40. Надо было только заменить капсюль ударного действия на электрозапальную втулку C/22 или C/22 St.
Достоинства: невероятная мощь снаряда, хорошая баллистика, великолепное бронепробитие.
Недостатки: скорострельность.
Да, простым взглядом оценить применение и успешность крупнокалиберных авиапушек непросто. Как показала практика, крупный калибр на самолетах не прижился (кроме ганшипов в США) и уступил место пушкам среднего калибра, с менее мощным снарядом, но более высокой скорострельностью. Ну и ракетное оружие сыграло не последнюю роль. Но эти пушки внесли свой (пусть и не очень большой) вклад в историю артиллерии.
/Роман Скоморохов, topwar.ru/