Как известно Израиль уже несколько лет официально разрабатывает бронированные машины следующего поколения. «Будущая бронированная платформа будет легкой, маневренной, небольшой, относительно недорогой и простой в эксплуатации и предназначенной в первую очередь для работы в городских районах с закрытыми люками», — заявляли в ОАИ. Также по замыслу израильских военных она станет базой для целого семейства техники (что-то вроде межвидовой платформы, как российская «Армата»).
Основные черты будущей боевой машины, которая должна будет прийти на смену Merkava Mk. IV, еще в 2017 г. представил глава проекта, получившего шифр «Carmel», бригадный генерал (в отставке) Диди Бен-Йоаш. А в начале 2018 г. развитие проекта было представлено на военной выставке в Лондоне израильской компанией Rafael.
До сих пор «Кармель» демонстрировался в виде визуализации – картинок и роликов компьютерной графики. Однако 4 августа 2019 года, Управление разработки вооружений и технологической инфраструктуры МО Израиля (МАФАТ) впервые представила прототип машины «в железе». Точнее не одной машины, а сразу трёх: три прототипа, созданные тремя ведущими военными компаниями Израиля: «Израильская Авиационная Промышленность» (IAI), «Рафаэль» и «Эльбит Маарахот». Пока речь идёт о башнях и системах, в качестве базы используются БТР М113.
Новые машины используют технологии искусственного интеллекта, автоматизации процессов и создания единой картины наружной обстановки на 360 градусов, полученной на базе сочетания информации от различных датчиков.
Все варианты «Кармель» имеют экипаж из двух человек, управляющих процессами (вождение, обзор, обнаружение и поражение целей) изнутри машины («с задраенными люками»). Будет место и для третьего бойца (опция): оператора БПЛА и сухопутных боевых роботов, взаимодействующих с «Кармель». Кстати, часть БПЛА (барражирующие боеприпасы, мультикоптеры-разведчики, ударные мультикоптеры) могут запускаться из специальных ячеек на крыше машины.
На демонстрации присутствовали старшие офицеры СВ США (US Army). По словам главы НИОКР (МОП – «Михкар вэ-Питуах») в составе МАФАТ, бригадного генерала Янива Ротема, многие другие армии мира также проявляют интерес к «Кармель». Ряд представителей этих стран будут присутствовать на демонстрациях 05-06.08.19. По мнению Ротема, это проложит дорогу к плодотворному сотрудничеству с армиями этих стран в будущем.
Работы над «Кармель» на текущий момент продолжаются уже более 3 лет. Кроме МАФАТ и компаний военной промышленности, в них участвуют МАНТАК (Управление разработки БТТ МО), МАЗИ (штаб СВ) и Бронетанковые войска АОИ. За последний месяц были завершены все запланированные испытания, что и позволило успешно провести вчерашнюю демонстрацию. Ротем выразил благодарность предприятиям военпрома, успешно воплощавших в жизнь поставленные МАФАТ задачи, и сказал, что на сегодняшний день Израиль находится на ведущих позициях в области БТТ будущего.
По словам бригадного генерала Гая Хасона, Старшего офицера бронетанковых войск АОИ, часть продемонстрированных технологий будут воплощены в танке «Меркава-4 Барак», которые сойдут с производственной линии «в три ближайших года». От себя заметим: эта фраза означает, что производство начнётся в 2022 г., в то время как ранее речь шла о 2020 г.
Как видно на фото, прототипы «Эльбит» и «Рафаэль» имеют пушечное вооружение (30-мм) и напоминают БМП, в то время как прототип IAI пушки не имеет. Что касается использованных технологий, то сообщается:
— «Эльбит» – использование системы Iron Vision, информация выводится на каски, на подобии касок лётчиков со встроенными дисплеями;
— «Рафаэль» – использование «стеклянной кабины», информация выводится на дисплеи по периметру боевого отделения; также используются различные другие технологии компании: турель вооружения и ПУ ПТУР Spike, система связи BNET, системы электрооптики, КАЗ «Меиль Руах»;
— IAI – использует технологии, созданные для роботизированных машин компании; информация внешней обстановки выводится как на панорамные, так и на личные экраны операторов.
Также сообщается о ряде технологий, которые пока не воплощены в представленных прототипах, их разработку ведёт отдел МАХАР в составе МАФАТ. Тут и гибридный привод для гусеничной машины, и активная маскировка (должна затруднить обнаружение машины днём или ночью с помощью приборов ночного видения, РЛС и средств РТР), кибер-защита, решения в области защиты, многоцелевая РЛС, новая система опознания свой-чужой. Часть этих технологий уже готовы и могут быть интегрированы в созданные образцы БТТ («Меркава», «Намер», «Эйтан»).
В ближайшие 3 месяца компании-разработчицы представят отчёты об испытаниях и документацию на свои прототипы. Далее МО начнёт процесс анализа и выбора: предпочесть ли одну разработку или создать некий гибрид, который возьмёт лучшее из каждой из машин. Поступление на вооружение произойдёт не ранее, чем через 7 лет. Но и это оптимистично. Скорее всего пока мы будем видеть интеграцию отдельных решений в существующие образцы БТТ, в т.ч. в иностранные (т.е. экспорт тех или иных технологий).
/По материалам naukatehnika.com/