Противоминный комплекс PLUTO для ВМФ РФ. Спасительный импорт?
Спуск на воду ТНПА PLUTO GIGAS с корабля ВМС Италии

На проходившем с 10 по 14 июля 2019 года салоне морских вооружений МВМС-2019 среди множества участников выделялся один крайне нетипичный. Под маркой российского предприятия ООО «Научно-коммерческое проектно-производственное предприятие «Идробалтика» из Калининграда на наш рынок заявился один из мировых лидеров по созданию телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА) – швейцарская компания «Idrobotica» (ранее итальянская Gaymarine S.R.L.), известная в том числе (и даже, наверное, «в основном») как производитель семейства противоминных ТНПА PLUTO – одного из самых распространённых в мире представителей такой техники.

Это крайне любопытно для нашего отмеченного массой антироссийских санкций времени, но это именно так. Правда, IDROBOTICA продвигает свою технику под «отечественным» брендом «Янтарь», но это на самом деле не может обмануть кого бы то ни было. Почему это важно?

«Рок-звезда» противоминных НПА

Компания производит и поставляет «под ключ» готовые противоминные комплексы, объединённые общим брендом PLUTO. В настоящее время PLUTO в тех или иных вариантах состоит на вооружении ВМС без малого двадцати стран, от Италии до Вьетнама. В США налажено лицензионное производство таких аппаратов. 

ТНПА PLUTO можно классифицировать как СТИУМ – самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель мин (см. классификацию в статье «О минной войне на море: смерть из ниоткуда»). Они могут использоваться для обнаружения мин как собственными ГАС, так и телекамерами, и в то же время могут устанавливать подрывные заряды для их уничтожения.

Также у итальянского производителя есть и «чистый» уничтожитель – одноразовый ТНПА-убийца мин. 

При разработке PLUTO компания-производитель пошла на преднамеренное упрощение НПА, на «зарезку» некоторых его технических характеристик и снижение ТТХ. Так, например, крупным недостатком всей линейки PLUTO является неспособность бороться с заиленными донными минами – частоты ГАС не позволяют «смотреть» сквозь слой ила.

Ещё одним крупным недостатком является неспособность ТНПА PLUTO действовать в условиях применения противником мин-защитников. Для PLUTO нужно «вычистить дорогу» самоходным тралом, буксируемым вертолётным тралом или безэкипажным кораблём-прорывателем. Только после того, как подорвутся все защитники, PLUTO может применяться для поиска и уничтожения оставшихся незаиленных мин без риска потери аппарата. 

Но у упрощенчества есть и обратная сторона – цена. Все НПА семейства PLUTO — это, возможно, одни из самых дешёвых аппаратов подобного класса в мире. Итальянцам удалось «уронить» стоимость аппаратов до такой величины, что становится приемлемой их потеря на минах, это «ненакладно» даже для небольших ВМС. Именно эта особенность продукции итальянской компании послужила причиной её широчайшего распространения в мире.

PLUTO примитивны, но их можно иметь много. Ими просто пользоваться. И подрыв одного аппарата на мине, которая оказалась для него слишком «сложной», не является проблемой от слова «вообще» — можно просто спустить на воду ещё один. Именно поэтому аппараты PLUTO получили такое широкое распространение. 

Вторым залогом успеха явилось то, что производитель поставляет не просто ТНПА или линейку ТНПА. Поставщик предлагает противоминный комплекс «под ключ», в его состав входят:

— система, получившая для российского рынка наименование «Пилот», включающая в себя корабельный командный центр или центры, позволяющие управлять противоминными действиями, береговой «Центр обработки данных по минной войне», позволяющий развернуть на его базе автоматизированную систему управления противоминными действиями для соединения противоминных сил и тренировочное оборудование;

Корабельный терминал системы «Пилот»

— ТНПА семейства PLUTO нескольких типоразмеров, способных нести разную по массе «полезную нагрузку» (подрывные заряды) и работать на разных глубинах; В него входит сам PLUTO, PLUTO PLUS с увеличенной полезной нагрузкой и PLUTO GIGAS – самый крупный и грузоподъёмный в семействе; есть облегчённый вариант PLUTO-L;

PLUTO
PLUTO PLUS
PLUTO GIGAS

— одноразовые уничтожители PLUTINO/MIKI, предназначенные для подрыва обнаруженных мин;

PLUTINO

— специальный радиобуй, с помощью которого корабль может управлять ТНПА дистанционно, по радиоканалу, а не по оптико-волоконному кабелю, соединяющему командный центр корабля с ТНПА «напрямую» — в случае с буем кабелем соединены только ТНПА и радиобуй, а подача команд с корабля и обратная связь осуществляются по радиоканалу.

Тактико-технические характеристики ТНПА семейства PLUTO позволяют аппаратам работать в зоне сильных течений, а встроенная в «Пилот» навигационная подсистема позволяет обеспечить точное позиционирование ТНПА и носителя на минном поле.

Опыт применения PLUTO при разминировании показал, что за вычетом работы по «минным защитникам» и заиленным минам, PLUTO очень эффективны, как при обнаружении мин, так и при их уничтожении. 

И самое главное. Эта, если называть вещи своими именами, система противоминной обороны уже устанавливалась на тральщиках российского производства – МТЩ проекта 266Э, поставленные ранее в ВМС Вьетнама. PLUTO проверены на российской технике, пусть и не в России. Проверены успешно.

Спуск ТНПА PLUTO PLUS с борта тральщика проекта 266Э отечественной постройки, служащего в ВМС Вьетнама

Тришкин кафтан противоминной обороны, или Импорт во спасение

Сразу же зададимся вопросом: а может ли наш ВПК создать подобную по эффективности систему? Да, может, но:

  • во-первых, для этого надо разогнать «мафию», паразитирующую до сих пор на теме морского подводного оружия в нашем ОПК;
  • во-вторых, нужно «вправить мозги» лицам, обосновывающим параметры, требуемые тактико-техническими заданиями на противоминную технику;
  • в-третьих, нужно время. Как было сказано в статье «О минной войне на море: смерть из ниоткуда. Часть 2», от 5 до 7 лет. 

Это означает, что даже в идеале, если все организационные меры, необходимые для оздоровления ситуации с противоминной обороной в ВМФ РФ и ОПК, будут приняты «прямо сейчас», то следующие минимум пять лет и мы, и наши союзники будем беззащитны от применения минного оружия. Будут беззащитны РПКСН, выходящие на боевую службу, надводные корабли и многоцелевые подлодки, база в Тартусе – годами. Приемлемо ли это? 

Семь лет в нашем мире – очень много. Это срок, который отделяет войну в Южной Осетии от вступления России в войну в Сирии. Это целая эпоха, за которую может произойти всё, что угодно, например, может реализоваться уже упоминавшаяся возможность украинского «минного терроризма» в том же стиле, в котором американцы руками своих наёмников ставили мины в водах Никарагуа. Или такая же постановка мин в Тартусе. Подрывы российских кораблей на минах и особенно, неспособность ВМФ их нейтрализовать, станут политической катастрофой для России. В этих условиях, разумно было бы пойти на сотрудничество с иностранцами.

Оценим минусы PLUTO.

Неспособность обнаруживать заиленные мины — это проблема, однако в случае обороны своих баз её острота отчасти может быть снята тем, что непрерывное наблюдение за подводной обстановкой, которое в наше время должно быть основой противоминных действий, не даст минам заилиться. «Страховочным» для обороны своих баз, и обязательным для действий в других регионах мира может стать размещение на безэкипажном катере гидролокатора, работающего на низких частотах, которых мог бы обнаруживать такие мины для их последующего уничтожения.

Также часть проблемы может быть решена с помощью низкочастоных ГАС миноискания на самих тральщиках, как это уже было в Персидском заливе в 1991г. при применении (эффективном применении!) простых ТНПА типа РАР-104, вообще большей частью не имевших ГАС (только телекамеру).

Проблема мин-защитников может быть решена возрождением такого класса боевой техники, как вертолёты – буксировщики тралов, а также самоходными тралами – в идеале чем-то подобным шведскому SAAB SAM-3, но в крайнем случае подошли бы и радиоуправляемые прорыватели, аналогичные старым радиоуправляемым прорывателям проекта 13000 (или даже они же, но восстановленные и модернизированные, если это ещё возможно сделать). Это же средство, кстати, помогает и от заиленных мин.

Радиоуправляемый прорыватель пр. 13000

В настоящее время в России в строю несколько десятков старых тральщиков разных классов и проектов, каждый из которых оснащён ГАС миноискания. Также строится серия МТЩ проекта 12700 – крайне спорных по своей концепции кораблей. 

По отношению к старым тральщикам крайне логичным выглядит быстрая модернизация гидроакустических станций, особенно периферийного оборудования ГАС, развёртывание на кораблях терминалов системы «Пилот», замена трального оборудования на спускоподъёмное, с помощью которого ТНПА PLUTO (для нашего флота они, видимо, будут «Янтарями») могли бы спускаться на воду и приниматься обратно, и оборудование мест для размещения на корабле как СТИУМ PLUTO, так и подрывных зарядов для них, и одноразовых НПА-уничтожителей.

Такое решение позволит очень быстро, не более, чем за два года в основном восстановить способность нашего ВМФ бороться с минами. Во всяком случае, разного рода террористическая кустарщина, американские сбрасываемые с воздуха «Квикстрайки», и вообще любые мины, не успевшие обрасти илом, перестанут быть проблемой сразу же, а мины-защитники в крайнем случае будут подрываться при подходе к ним ТНПА, что можно стерпеть, так как ТНПА PLUTO, напомним, отличаются низкой ценой. 

Применительно к новым тральщикам проекта 12700 (подробнее см. статью М. Климова «Что не так с «новейшим» ПМК проекта 12700») стоит признать, что корабль имеет отличную ГАС миноискания и командный центр на борту, и ему прежде всего нужна замена неадекватного по «идеологии» искателя-уничтожителя – единственного СПА (самоходный подводный аппарат) ИСПУМ на более дешёвые и вменяемые ТНПА и одноразовые уничтожители «военного» типа.

Дооснащение кораблей проекта 12700 увеличит их боевую ценность просто «в бесконечность раз», особенно учитывая их размеры, благодаря которым можно нести на борту большой запас и ТНПА и уничтожителей, достаточный для разминирования почти любого минного заграждения (и в этом случае как раз становится уместным большое водоизмещение МТЩ проекта 12700). СПА ИСПУМ при этом можно оставить исключительно как средство поиска мин, без его использования для их уничтожения.

Также однозначно необходимо иметь противоминные отряды, размещаемые на боевых кораблях, чтобы боевые корабли в некоторых случаях могли бы преодолевать минные заграждения самостоятельно. PLUTO является оптимальным вооружением таких отрядов.

Дополнительным бонусом становится возможность достроить находящийся на Средне-Невском судостроительном заводе тральщик проекта 266МЭ, готовность которого составляет 80%, и который уже оснащён дефицитными на сегодня дизелями, а также быстро дооснастить тральщики этого проекта, имеющиеся на Камчатке, в задачу которых входит обеспечение развёртывание РПКСН проекта 955 «Борей»/955А «Борей-А», и которые с имеющимися допотопными тралами эту задачу выполнить не могут.

Недостроенный тральщик пр. 266МЭ на СНСЗ

PLUTO может дать и новую жизнь рейдовым тральщикам проекта 10750Э – небольшим и недорогим кораблям, также имеющим ГАС миноискания, но слишком маленьким для СПА ИСПУМ, и не имеющими нужных электрических мощностей для его использования. PLUTO же вполне подходит к этим кораблям и по своим массо-габаритным характеристикам, и по параметрам электроснабжения. Таким образом, становится оправданным даже теоретический перезапуск производства этих простых и недорогих кораблей.

РТЩ пр. 10750Э

Есть ли минусы у закупки итальянской техники? Про мины-защитники и заиленные лонные мины уже было сказано выше. Ещё одним аргументом «против» может быть то, что отечественные разработчики «проиграют» клиента – ВМФ, иностранным.

Однако тут особо беспокоиться не о чем, покупка иностранных противоминных комплексов не отменяет необходимости вести разработку своих, эта мера позволяет закрыть критическую «дыру» обороноспособности страны «здесь и сейчас», более того, и наш ВМФ, и ОПК смогут, глядя на иностранную продукцию доходчиво понять, «как надо делать», и в будущем отталкиваться от этого понимания, имея перед глазами «эталон». Да и фактор времени имеет значение.

Таким образом, стоит поработать с «Idrobotica»/«Идробалтикой». Пока другие производители военного оборудования отказываются от сотрудничества с Россией из-за наложенных на нашу страну санкций, один из мировых лидеров, стремящийся, наоборот, обойти их, является просто подарком, от которого нельзя отказываться.

/Александр Тимохин, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя