В настоящее время Пентагон проводит программу Future Vertical Lift, целью которой является создание перспективных летательных аппаратов для замены части современных вертолетов. К программе уже успели присоединиться ведущие предприятия отрасли, а на днях стало известно о новых участниках работ. Компании Skyworks Global и Scaled Composites намерены объединить усилия и выиграть конкурс со своим проектом VertiJet.
Совместная разработка
О планах двух компаний присоединиться к разработке перспективной техники для армии США было объявлено 9 июля. Компании Skyworks и Scaled имеют большой опыт в деле конструирования летательных аппаратов нестандартных схем, и это, как ожидается, поможет им в разработке новой машины для вооруженных сил. К проектам программы FVL предъявляются особые требования, и новые ее участники намерены использовать самые современные свои разработки.
Совместный проект пока носит рабочее название VertiJet – в честь экспериментального летательного аппарата компании Ryan, созданного в пятидесятых годах.
В основе проекта лежат наработки «Скайуоркс Глобал» в области летательных аппаратов-винтокрылов. Компания уже создала и поставила в производство несколько подобных образцов и теперь продолжает развитие этого направления. Несколько лет назад компания начала сотрудничать с агентством DARPA, в результате чего появился концепт аппарата Heliplane. Именно он станет основой для VertiJet.
«Скейлд» вносит в проект конструкторский и технологический вклад. Кроме того, эта компания имеет большой опыт в скоростном строительстве и испытаниях летательных аппаратов. По сути, речь идет об объединении лучших наработок двух компаний с целью получения взаимной выгоды.
Компании-участники проекта «ВертиДжет» уже определились с обликом будущего винтокрыла и готовы раскрыть основные его особенности. Однако сроки завершения запланированных работ пока не уточняются. Возможно, их объявят позже.
Прежде всего, VertiJet будет многоцелевой машиной военного назначения. С его помощью армия сможет перевозить людей и грузы, осуществлять разведку и решать некоторые огневые задачи. В дальнейшем, при получении положительных результатов, планируется создать гражданский винтокрыл, унифицированный с военным. Его предложат коммерческим авиакомпаниям.
Принципы проекта
Уже существующий концепт Heliplane и предлагаемый на конкурс FVL проект VertiJet предлагают строительство «комбинированного» летательного аппарата, объединяющего в себе лучшие качества самолетов и вертолетов, но лишенного их характерных недостатков. С точки зрения общей схемы и концепции «ВертиДжет» почти не отличается от предыдущих разработок «Скайуоркс». В то же время, известные идеи дорабатываются под новые задачи.
Предлагается строительство машины с планером особой конструкции. К фюзеляжу с укороченной хвостовой частью будет крепиться крыло малой стреловидности, на котором установят две балки – основу для П-образного оперения. В верхней части фюзеляжа помещают два двигателя и редуктор несущего винта. Под силовой установкой будет находиться грузопассажирский отсек.
Несущий винт будет обеспечивать вертикальный взлет и посадку, а также создание подъемной силы на прочих режимах. На больших скоростях винт будет разгружаться неподвижными плоскостями. За создание горизонтальной тяги должны отвечать двигатели, выбрасывающие струю назад. Управление в полете предлагается осуществлять за счет рулей на плоскостях.
По расчетам, VertiJet в предложенном виде сможет развивать скорость до 400 миль в час (640 км/ч). Дальность полета достигнет 1000 миль (1600 км). Полезная нагрузка ограничена 1000 фунтов (454 кг). Винтокрыл с такими характеристиками сможет заменить существующие легкие вертолеты. Имея схожую грузоподъемность, он будет показывать более высокие летные характеристики.
В зависимости от поставленной задачи, разные модификации «ВертиДжета» смогут нести отличающийся набор оборудования. Во внутреннем отсеке можно будет разместить нескольких пассажиров или эквивалентный груз. Под крылом предусмотрены четыре точки внешней подвески вооружений. Винтокрыл сможет нести ракеты или бомбы малых калибров, соответствующие его грузоподъемности.
За счет разного бортового оборудования или сменной полезной нагрузки винтокрыл VertiJet сможет решать различные задачи, связанные с перевозками, поиском различных объектов или нанесением ударов. В рамках программы FVL планируется создать авиационную технику разного назначения, и объединение Skyworks-Scaled готово участвовать во всех таких подпрограммах.
Проблемы конкуренции
Реальные перспективы проекта Skyworks / Scaled VertiJet в предлагаемом виде пока до конца не ясны. Двум компаниям предстоит выполнить проектирование, а затем построить и испытать опытную технику. Только после этого армия США сможет всесторонне оценить предложенную разработку и сделать выводы, а также сравнить ее с конкурирующими проектами по программе FVL.
Согласно заявлениям разработчиков, главная особенности «ВертиДжета» заключается в удачном сочетании положительных качеств, свойственных самолетам и вертолетам. Действительно, такие возможности выглядят вполне реалистичными и достижимыми за счет применяемых решений.
Имея несущий винт с приводом от двигателей, VertiJet сможет взлетать и садиться вертикально или с минимальным разбегом / пробегом. Также сохраняется возможность безопасного спуска на авторотации. При этом летательный аппарат имеет развитое крыло, способное создать значительную подъемную силу и снизить нагрузку на несущий винт. За счет этого планируется обеспечить прирост скорости в сравнении с вертолетами традиционных схем.
Предложенная архитектура уже прошла проверку в ряде проектов, в том числе созданных компанией «Скайуоркс», и неплохо себя зарекомендовала. Характерные качества Heliplane / VertiJet могут оказаться хорошим конкурентным преимуществом.
Однако проект Skyworks и Scaled Composites пока не выглядит явным фаворитом конкурса. «ВертиДжет» существует только в виде концепта, принятого к реализации, тогда как другие участники FVL уже успели построить и отправить на испытания опытную технику. Это означает, что новому объединению придется приложить больше усилий для быстрого достижения желаемых результатов.
Сравнивать проекты программы FVL с точки зрения техники достаточно сложно. На данный момент ясно только то, что все они предлагают применение нестандартных схем с новыми возможностями, и это связано с известными проблемами. Кроме того, летающие образцы пока не успели подтвердить все расчетные характеристики.
Таким образом, два участника конкурса FVL уже начали соревнование между собой, и в обозримом будущем в эту гонку включится новый. Какой из нынешних проектов устроит заказчика и будет доведен до серии – пока остается только гадать. Предложенные образцы имеют преимущества друг перед другом, и любой из них может стать победителем. Кроме того, нельзя исключать, что в разных подпрограммах победят разные образцы.
Примечательно, что на случай проигрыша в конкурсе Пентагона компании Skyworks Global и Scaled Composites имеют «запасной план». Их концепт Heliplane можно будет использовать как основу для гражданской техники. Возможно, винтокрыл с особыми летно-техническими характеристиками заинтересует невоенных заказчиков со специфическими требованиями.
Впрочем, реализация таких планов относится лишь к средней перспективе. Пока двум компаниям, объединившим усилия для участия в программе FVL, необходимо выполнить проектирование своего винтокрыла и довести его до испытаний. Только после этого станет понятен его реальный потенциал – как в военной, так и в гражданской сфере.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
это же автожир
Интересно, а как он собирается вертикально взлетать и висеть, например? Реактивный момент чем парировать будут? Разве что воздух через балки в стороны гнать от двигателей или компрессоров…