Ни для кого не станет новостью, что уровень развития любого государства определяется согласно определенных методик и основной приоритет устанавливается по позициям критических технологий. Таких позиций 24, и в свое время Советский Союз занимал первые места по семи пунктам. Эти семь пунктов наиболее важные в оценке всего промышленного комплекса — это технологии в области ядерной физики, лазерных излучений, СВЧ, авиации, сверхпроводящих материалов, освоение космоса и другие.
• В современной либерально-рыночной РФ на большей части предприятий ОПК полностью утратили технологии, которые в прошлом успешно применялись для изготовления новой техники и вооружения. В течение последних 15 лет безвозвратно было утрачено более 300 наиболее важных критических технологий, для восстановления которых потребуются не годы, а десятилетия и значительные финансовые затраты.
• Развал испытательных полигонов привел к потере методик и оценок результатов, связанных с испытанием вооружений. Катастрофически снизилось воспроизводство по количеству технологий, измерительных систем, вооружений, новых инструментов, материалов и что самое страшное — кадров.
• На сегодняшний день производство новых видов оружия в России напоминает ее автопром — “отверточная” сборка. Самая современная военная техника в стране производится только на основе импортных комплектующих. Несомненно, это сказалось и на стоимости готовых изделий. Так, в период с 2000 года и по настоящее время стоимость производства изделий вооружения и техники возросла в 20 раз.
• О каком сохранении каких-либо технологий можно говорить, например, в авиации, если государство закупает: 95 “Эмбраеров” в Бразилии, 90 аэробусов в ЕС, 65 “Боингов” в США, 55 “Бомбардье” в Канаде. На эти приобретения государство готово выделить 20 миллиардов долларов, которые будут потрачены не только на приобретение самолетов, но и создание компаний, занимающихся сервисным обслуживанием, подготовку кадров, летчиков, техников, сервисных или ремонтных аптечек и многое другое. Причины столь массовых закупок очевидны, сама Россия производит не более семи гражданских самолетов в год.
• В ближайшее время Россия может остаться вообще без пилотов, это связано с тем, что в стране начнет действовать правило, согласно которому летать смогут только летчики, которые владеют английским языком на четвертом уровне, а таких в стране практически нет. Возможно, российские чиновники и в данной ситуацию найдут выход и прибегнут к помощи пилотов из-за границы, которые будут осуществлять перелеты не только за рубеж, но и внутри государства.
В чем же причина падения уровня производства собственного вооружения и техники в России?
• В этом вопросе не стоит искать виновных далеко за пределами страны. Минобороны РФ систематически отказывается от новых и весьма перспективных отечественных разработок, и при этом отдают предпочтение импортным, уже разработанным образцам. Только за последние два года были свернуты разработки перспективных образцов техники. В данном случае речь идет о легком плавающем танке «Спрут-СД» и тяжелом Т-95.
• «Спрут-СД» по своим эксплуатационным и боевым характеристикам намного превосходит зарубежные аналоги. В частности, на танке установлена пушка с немыслимым для такого класса техники 125-мм калибром. Разработанный новый танк Т-95 представляет собой образец военной техники нового поколения. Так, экипаж танка размещается в специальной бронированной капсуле с высокой степенью защищенности.
• На новом танке планировалась установка совершенно нового двигателя, систем технического зрения и многое другое. Но, несмотря на революционные решения, дальнейшие разработки по танкам закрыты, они не нужны нашей армии.
• Военные чиновники, вероятно, забыли, что новый танк это новое определение потенциала войск в целом. Отказ от завершения разработок по новому танку практически закрывает работы по автоматизации, механизации, обитаемости, новым видам боеприпасов, эргономике, техническому зрению, броневой защите, новым двигателям, более прогрессивной подвеске — все это шаг назад.
• Военные действия, которые на данный момент армия США ведет в Афганистане, могут послужить наглядным примером качества нашего вооружения. Американцы, несмотря на весь свой потенциал вооружения, пересаживаются на надежную и неприхотливую советскую технику, в руках американских солдат автоматы Калашникова, а в небе царствуют вертолеты Ми-8. В России этого почему-то не понимают. Имея собственную первоклассную технику, затрачиваются миллионы долларов на приобретение «Ивеко», о качестве которого нелестно отозвались специалисты МВД и МО.
• Западные компании, представляющие военно-промышленный комплекс, готовы сотрудничать с Россией, но они не торопятся продавать нашей стране свои новейшие технологии и современные образцы военной техники. Министерство обороны РФ довольствуется изделиями 2-го и 3-го поколения, которое, учитывая появление образцов вооружения 4-го, 4+ и, конечно, 5-го поколения, на Западе считается морально устаревшим. Для отечественного ОПК это путь назад — закрываются аналогичные тематики, разгоняются целые институты.
• В результате Россия полностью теряет создаваемую годами оборонно-промышленную культуру. Это сказывается и на общем технологическом уровне оборонных предприятий, который за последние пять лет снизился в несколько раз. Институты, которые создавались как профильные в разработках и исследованиях в области военной промышленности, постепенно умирают. А развитие национальной промышленности в целом является, в первую очередь, ключевым в развитии и поддержании на высоком уровне ОПК.
• Своими решениями по сворачиванию новых программ в сфере создания новых видов вооружения российское правительство уничтожает сложившуюся культуру Илюшиных, Туполевых, Яковлевых. Созданные Ил-96 и Ту-134, которые представляли собой по-настоящему конкурентные образцы авиационной техники, были запрещены к выпуску.
• К сожалению, наше правительство готово отдавать миллиарды долларов за морально устаревшие образцы самолетов Западным компаниям, но отказывается выделять гораздо меньшие суммы на развитие собственной промышленности. Это не только шаг назад, но и необратимый процесс уничтожения целого комплекса производства.
/Сергей Вознесенский, topwar.ru/