Оружие Второй мировой: авиапушки калибра 20-23 мм

Продолжая тему авиационного оружия, вполне предсказуемо переходим к авиационным пушкам Второй мировой войны. Сразу оговорюсь, что вообще статья посвящается 20-мм пушкам, а одна-единственная 23-мм пушка попала сюда потому, что все-таки ближе по характеристикам к 20-мм коллегам, нежели к тем, о которых пойдет речь дальше.

И еще один момент, на котором хотелось бы заострить внимание, исходя из прошлых статей. Некоторые читатели спрашивают, а почему мы не рассказали о каких-то разработках? Все просто: в наших рейтингах принимают участие реально воевавшие, а не разработанные виды оружия. Причем лучшие, на наш взгляд.

И мы весьма признательны вам за ваши голоса в пользу того или иного оружия. Хотя, как нам кажется, некоторый излишний патриотизм у нас имеет место быть (в отношении того же ШКАСа). Хотя в крупнокалиберных пулеметах все было закономерно, «Березин» реально был совершенным оружием.

Итак, авиапушки.

1. Oerlikon FF. Швейцария

Если и есть где-то оружейный авиационный бог, то в нашем случае его первым словом стало бы слово «Эрликон». Не совсем правильная транскрипция, ну да бог с ним, правда? Главное в нашей истории то, что именно из разработок доктора Беккера и родились многочисленные авиационные и противовоздушные автоматические орудия фирмы Oerlikon Contraves AG. В названии уже крылась суть: от латинского contra aves — «против птиц». По факту —в первую очередь противовоздушные, во вторую — авиационные.

Авиапушки «Эрликона» заинтересовали многих. Просто потому, что толком в начале 30-х годов их никто не выпускал. А привело все это передовое конструирование к известному положению – во время Второй мировой войны почти весь мир стрелял друг в друга именно из «Эрликонов». 

Первоначально «Эрликоны» были турельными в основной массе. Предполагалось, что истребитель, предвкушавший победу над бомбардировщиком, мог несколько опечалиться, получив в лоб вместо горсти гороха 7,7 мм огурец 20 мм. И в этом была своя суть и понимание ситуации.

А потому сразу после того, как турельные версий пушек АF и AL пошли на рынок, «Эрликон» приобретя у «Испано-Сюизы» патент на установку пушек в развале цилиндров двигателя водяного охлаждения, начал разработку нового поколения оружия. 

Эта серия эрликоновских пушек вышла на рынок в 1935 году. Она получила торговое обозначение FF (от немецкого Flügel Fest — «крыльевая установка»). Эти пушки уже рассматривались как неподвижное наступательное вооружение. Хотя, при желании их можно было устанавливать и турельно, просто не устанавливая пневматический механизм перезарядки.

Но самой интересной «фишкой» «Эрликона» стал огромный ассортимент периферии, который продавался с каждой пушкой. Различные крепления для двигателя, турелей, крыльевых установок, пневматические и гидравлические механизмы заряжения, колесные и зенитные станки в пехотном, танковом и корабельном исполнении, а также различные магазины. На каждую из пушек предлагался набор из барабанных магазинов емкостью 30, 45, 60, 75 и 100 патронов, а для старых клиентов фирмы была сохранена возможность использования старых 15-зарядных рожковых магазинов из 20-х годов.

В общем, действительно, «любой каприз за деньги клиента». А на деле — великолепно унифицированная система оружия практически на все случаи жизни. И все это из довольно скромной пушки Беккера, изобретенной еще в 1918 году…

Единственным минусом этих пушек было то, что работа на основе свободного затвора не давала возможности синхронизировать работу пушек с двигателем. Но, как нам известно, это не сильно печалило тех, кто их использовал. MG-FF в корне крыла FW-190 с боезапасом в 180 снарядов – это было вполне себе увесисто.

Клиентами «Эрликона» стало значительное количество стран. Пушки на базе семейства FF использовались Германией, Японией, Италией, Румынией, Польшей, Великобританией, Канадой.

К началу Второй мировой войны развитие авиационных версий Эрликонов прекратилось. По основным параметрам авиапушки «Эрликон» FF однозначно начали уступать французским, советским и немецким пушкам. Но главным образом, сыграла свою роль невозможность синхронизации пушек с двигателями.

Первым было непросто во все времена…

Достоинства: прекрасный набор периферии для адаптации пушки, надежность.

Недостатки: невозможность синхронизации.

2. MG-151. Германия

Первый опытный образец этого орудия появился в 1935 году, но только в 1940 году пушка MG 151 была запущена в производство. Так долго копались не потому, что были какие-то сложности, а потому, что немецкое командование не могло определиться с приоритетами. Но когда до деятелей Люфтваффе дошло, что со стремительно устаревающей MG-FF надо что-то делать, все пошло как полагается у немцев, то есть быстро.

Так получилась MG-151/20, в двух ипостасях: крупнокалиберный пулемет 15-мм и пушка 20-мм.

Некоторые «эксперты» расценивают 15-мм и 20-мм версии как некое бикалиберное оружие, всерьез рассказывая, что «легким движением руки» 15-мм пулемет превращался в 20-мм пушку простой заменой ствола. 

Конечно, это не так, но простим неспециалистам. Пулемет в пушку не превращался, поскольку для этого приходилось бы не только изменять ствол, но и камору патронника, приемник патронов, корпус буфера и сам задний буфер, шептало.

Но унификация действительно была весьма высока, надо отдать должное немецким инженерам. И действительно, на стадии сборки можно было в одном цеху собрать и пулемет, и пушку.

Патрон, кстати, остался все тот же маломощный 20х82 мм, снаряд которого был унифицирован со снарядом MG-FF. Гильза была другой.

Унификация на благо не пошла. Получилось, что 15-мм пулемет имел более роскошную баллистику, чем 20-мм пушка. 15-мм MG-151 был, пожалуй, одним из лучших представителей в своем классе, а вот MG-151/20 оказалась весьма средненькой именно благодаря слабому патрону.

Выручал фугасный снаряд, который был очень мощным, возможно, самым мощным в классе и с неплохой баллистикой. Бронебойный был совершенно слаб по всем показателям.

Однако, немцев это совершенно не напрягало, поскольку в мире существовала только одна пушка, которая была реально сильнее MG-151/20. Обладавшая более хорошими боевыми характеристиками советская ШВАК, с лучшей баллистикой и темпом стрельбы. Единственное, где 151-я имела преимущество, повторюсь, это были снаряды. 

20-мм MG-151/20 c конца 1941 года стала основным вооружением самолетов Люфтваффе. По сути, в немецкой истребительной авиации не было самолета на котором бы не стояло это оружие хотя бы в какой-то из субмодификаций. На истребителях Bf-109 она ставилась в моторном и крыльевом исполнении. На FW-190 пара MG 151/20 устанавливалась в синхронном исполнении в корне крыла. Сильной стороной 151-й было то, что синхронные варианты теряли в скорострельности совсем не много. Темп стрельбы снижался с 700-750 до 550-680 выстр/мин.

А в бомбардировочной и транспортной авиации на самолетах стояли турельные варианты пушки MG 151/20, которые комплектовались двумя ручками с гашеткой и вынесенным на кронштейне рамочным прицелом. 

Такие пушки устанавливались в стрелковых точках бомбардировщиков FW-200 и He-177, в носовой турели Ju-188 и предполагались к использованию не столько для обороны от истребителей, сколько для обстрела наземных и надводных целей. В башенных турелях HDL.151 нескольких модификаций пушка MG-151/20 стояла на летающих лодках Do-24, BV-138 и BV-222 и некоторых версиях бомбардировщиков FW-200 и He-177 в верхней установке.

В целом, можно сказать, что ВСЕ немецкие самолеты, на вооружении которых стояли авиапушки, так или иначе были связаны с MG-151/20.

Авиационные пушки MG-151 выпускались в Германии с 1940 года до самого конца войны, на семи предприятиях. Общее количество выпущенных пушек всех модификаций оценивается в 40-50 тысяч штук. Этого количества хватило не только на нужды Люфтваффе. Итальянцы получили около 2 тысяч пушек MG-151/20, которыми вооружали истребители Macchi C.205, Fiat G.55 и Reggiane Re.2005.

Читайте также  Оружие Второй мировой: тяжёлые истребители

Несколько сотен получили румыны — ими вооружали истребители IAR 81C. В сентябре 1942 года в Японию были доставлены 800 пушек MG-151/20 и 400 тысяч патронов к ним. Вооружались истребители Ki-61-Iс. 

В общем, MG-151/20 можно назвать основной авиапушкой Оси.

Достоинства: надежность, скорострельность.

Недостатки: слабый патрон с плохой баллистикой снаряда.

3. Hispano-Suiza HS.404. Франция

Всю суть французской компании Hispano-Suiza можно выразить в одном имени: Марк Биркигт. В французской жизни – Марк Биркье. Именно он создал модель 404 и все последовавшие за ней.

Строго говоря, в конструкции пушки Марка Биркье не было ничего принципиально нового. Только хорошо собранное старое, но как…

Затвор — принцип, запатентованный американским оружейником Карлом Свебилиусом еще в 1919 году. Спусковой механизм — итальянского конструктора Альфредо Скотти.

Биркье объединил разработки Свебилиуса и Скотти, получил оригинальную разработку, сохранив при этом определенную конструктивную преемственность с пушками Oerlikon.

А после 404-й модели у Биркье были далеко идущие планы по созданию еще более мощных пушек. Например, 25-мм пушка HS.410 под перспективные патроны 25х135,5 Мle1937B и 25х159,5 Mle1935-1937A и 30-мм HS.411 под доработанный патрон Гочкисс 25х163 мм, который увеличили в габаритах до 30х170 мм.

В 1937 году Франция национализировала все частные предприятия, работающие с военными заказами, в том числе и завод Hispano-Suiza. Биркье обиделся и перенес производство в Женеву. 

Все разработки Биркье, существовавшие в виде прототипов, были переданы в государственную компанию «Шательро», где предполагалось завершить разработки и внедрить в серию новые орудия. Но так как конструкторы и инженеры частично уехали в Швейцарию вместе с Биркье, то во Франции дело затянулось. Настолько, что в 1938 году фирма Hispano-Suiza обанкротилась.

Большую часть документации по своим образцам Биркье вывез в Швейцарию, надеясь наладить производство пушек там. Была развернута широкая рекламная компания в надежде заинтересовать иностранных покупателей. 

Получилась презабавнейшая ситуация, когда одни и те же разработки предлагались на продажу французской государственной компанией и швейцарской частной фирмой. Причем, производственные мощности и оснастка находились во Франции, а документация и «мозги» в Швейцарии. 

А ведь еще была третья сторона, Великобритания. Там, на специально построенном заводе BRAMCo, тоже начали производить HS.404. Надо отдать должное англичанам, они сумели довести пушку HS.404 до уровня самых высоких мировых стандартов. Американцам, стартовавшим на год позже, повезло меньше, они довели пушку до кондиции лишь к концу Второй Мировой войны. Ну так, относительно удалось.

Уже в ходе начавшейся войны на государственном арсенале «Шательро» был разработан механизм ленточного питания пушки. Однако до перемирия и оккупации этот механизм внедрен не был, и доводкой его занялись англичане, получив в итоге новую модификацию пушки Hispano MkII. Также не успели французы довести до серии и барабанные магазины увеличенной емкости на 90 и 150 патронов.

Учитывая очень большую номенклатуру авиатехники, использовавшуюся ВВС Франции в годы войны, перечислять все типы самолетов, где использовались пушки Hispano смысла нет. Все французские новейшие истребители имели в составе вооружения мотор-пушки HS.404, а истребитель Bloch MB.151 нес даже две установленные в крыльях пушки этого типа. 

Адаптированная для турелей пушка HS.404, составила основу обороноспособности новейших бомбардировщиков Amiot 351/354, Liore et Olivier LeO 451 и Farman NC.223.

Достоинства: скорострельность, надежность, очень серьезный снаряд.

Недостатки: необходимость смазки патронов перед зарядкой в барабаны, отсутствие ленточного питания.

4. Hispano Mk.II. Великобритания

Да, странно, но основной пушкой Королевских ВВС Великобритании была французская пушка, все та же «Hispano-Suiza Birkigt тип 404». Пушка успешно провоевала во многих армиях, кроме родной, надолго задержалась на вооружении и после войны. Но о британской версии пушки нельзя не сказать отдельно. 

Вообще, когда все министерства обороны бросились за пушками, выбор хоть и был невелик, но был. «Мадсен», «Эрликон», «Испано-Сюиза»… 

Французская пушка была хороша. HS.404 превосходила «Эрликон» по основным боевым параметрам: темпу стрельбы, начальной скорости, однако была сложнее технически. Англичане предпочли французскую разработку.

Пушка английского производства получила официальное обозначение «Hispano-Suiza тип 404», или «Hispano Mk.I», вариант, производимый во Франции, назывался «Hispano-Suiza Birkigt Mod.404» или HS.404.

Первым британским самолетом, получившими на вооружение пушки HS.404 был двухмоторный перехватчики Westland «Whirlwind», спроектированным целенаправленно под установку 4-пушечной батареи в носу.

Надежность пушек первых серий выпуска повергала в уныние, но англичане прилагали все усилия для того, чтобы пушка наконец заработала по-человечески. И это толкнуло их на беспрецедентный шаг: на сотрудничество с Биркигтом, автором разработки. Но это отдельная детективная история в стиле Джеймса Бонда и мы уделим ей внимание в самом ближайшем будущем.

И случилось чудо: пушка заработала. Да, ценой снижения скорострельности с 750 выстр/мин у базового варианта до 600-650 выстр/мин. Но надежность выросла до уровня 1 отказа на 1500 выстрелов.

Одним из существенных недостатков пушки HS.404 была ее система питания боеприпасами. Это был исключительно громоздкий барабанный механизм на 60 выстрелов, который, к тому же весил 25,4 кг. Плюс эта штука сильно ограничивала монтаж пушки в крыльях и была предметом мучений вплоть до того момента, как был придуман ленточный способ питания пушки. 

С лентой пушка стала называться «Hispano Mk.II». Пушка не просто понравилась, а прописалась на всех самолетах, от «Харрикейна» и «Спитфайра» до «Бофайтера» и «Темпеста». Выпуск перестал поспевать за потребностями. Была даже предпринята попытка поставок пушек по ленд-лизу из США, но качество американской версии не выдерживало никакой критики.

Подводя итог истории применения пушки «Hispano» в британской авиации военных лет, следует сказать, что это было культовое орудие. Выпуск пушек «Hispano» продолжался в разных модификациях еще долгие годы после окончания войны, пока она окончательно не устарела. Точных данных по количеству произведенных пушек нет, но по грубой оценке за годы войны только в Великобритании было произведено около 200 тысяч пушек, что делает ее самой массовой авиапушкой всех времен.

Достоинства: хороший снаряд с хорошей баллистикой

Недостатки: требовала смазки снарядов перед заряжанием.

5. ШВАК. СССР

ШВАК… Пожалуй, немного в мире оружия моделей, вокруг которых было столько легенд и вымыслов.

Начнем с того, что даже сегодня толком невозможно понять и определить, когда конкретно начались работы по этой пушке. По ряду документов, разработка пушки велась параллельно с одноименным 12,7-мм пулеметом и все это было в рамках создания некоей бикалиберной системы с весны 1932 года, то есть, практически параллельно с 7,62-мм пулеметом ШКАС.

По другим данным, старт работ над 20-мм вариантом ШВАК относится к началу 1934 года, когда Шпитальный решил переработать 12,7-мм пулемет под более мощный патрон.

Учитывая, что творилось в 30-40 годы прошлого века в среде советских конструкторов, истина, наверное, где-то посередине. Возможно, у Шпитального действительно была идея об унифицированном оружии под разные калибры. Иначе зачем надо было городить такой тяжелый, сложный и дорогой пулемет под 12,7-мм калибр? 

Впрочем, кто сказал, что в Советском Союзе сложности кого-то пугали? Наоборот, даже стимулировали.

И Шпитальный сделал. Реализовав в пушке ШВАК свою наработку в виде барабанного 10-позиционного механизма поэтапного извлечения патрона из ленты. Этим достигалась та самая сумасшедшая скорострельность ШКАСа, да и ШВАК медленным не назовешь.

Первым советским самолетом, где установили пушку ШВАК, был истребитель Поликарпова И-16. В июле 1936 года на экспериментальной версии истребителя — ЦКБ-12П (пушечный) были установлены две крыльевые пушки ШВАК. Уже в следующем, 1937 году эта модификация под обозначением тип 12 стала выпускаться серийно на заводе №21.

Читайте также  Оружие Второй мировой: малокалиберная зенитная артиллерия

А в самом конце 1936 года удалось расположить ШВАК в развале цилиндров двигателя М-100А в истребителе И-17.

Синхронная версия появилась изрядно позже, поскольку дело было, в отличие от европейских КБ, совершенно новое. Но справились и с этим, установив в 1940 году на И-153П сразу два синхронных ШВАКа.

С началом войны ШВАК начал выпускать и массово устанавливать на все советские истребители. 

С бомбардировщиками было сложнее. Единственным серийным самолетом, где штатно устанавливались турели со ШВАК, был тяжелый бомбардировщик Пе-8. Но этот бомбардировщик нельзя назвать многочисленным. Скорее, штучное производство. 

А когда был снят с производства И-16, а на Ил-2 начали ставить пушки ВЯ, то отпала необходимость и в крыльевой версии ШВАК. Правда, была небольшая серия в 1943 году, для замены пулеметов на «Харрикейнах».

Говоря о роли ШВАК в войне, стоит сказать о количестве. С учетом предвоенного выпуска, пушка ШВАК была выпущена количеством более 100 тысяч экземпляров. По факту это одна из самых массовых авиапушек своего класса и в плане количества уступает лишь пушке «Испано», о которой сказано выше.

Как оценить ШВАК, чтобы все было честно? Недостатков было много. И откровенно слабый снаряд, и неважная баллистика, и сложность конструкции и обслуживания. Но первые два недостатка с лихвой компенсировались скорострельностью.

Тем не менее, пушка ШВАК Шпитального и Владимирова явилась основным оружием ВВС РККА в борьбе с Люфтваффе. И даже слабых снарядов ШВАК было достаточно, чтобы разносить все имеющиеся в распоряжении Люфтваффе самолеты. Тот случай, когда количество и скорострельность решали.

Конечно, если бы у немцев появились тяжелые и хорошо вооруженные бомбардировщики по типу американских «крепостей», нашим летчикам пришлось бы очень непросто. Но оставив сослагательное наклонение, скажем так: в поединке с немецкими пушками ШВАК явно вышла победителем.

Достоинства: скорострельность.

Недостатки: сложная конструкция, слабый снаряд с плохой баллистикой.

6. Но-5. Япония

У японцев был свой путь. Впрочем, как всегда, на грани понимания.

В японских ВВС перед войной пушки были. Но-1 и Но-2. Сказать, что они были неудовлетворительные – ничего не сказать, их создали на базе противотанковых ружей Тип 97. 

Это были довольно громоздкие системы, с ужасно низкой скорострельностью, не превышавшей 400 выстр/мин. И уже в 1941 году японское командование начало решать задачи по разработке новых авиапушек.

Причем в Японии в 1937 году было налажено лицензионное производство швейцарских «Эрликонов». Но «Эрликоны» так и остались морскими зенитками, армия же отказалась от них под тем предлогом, что они не могут синхронизироваться с двигателем. Но если серьезно, скорее всего дело в извечном противостоянии армии и флота, которое вредило и довело японские вооруженные силы до итогового поражения.

Были поставки немецких пушек от «Маузера», которые устанавливались на японские истребители. Но «немок» нельзя было назвать удачными пушками, поэтому японцы выбрали третий путь.

Армия сделала ставку на своего гения Киджиро Намбу. Генерал-конструктор перед войной очень удачно передрал американский «Браунинг» образца 1921 года, да так, что сами американцы диву давались. Но-103 показал темп стрельбы на 30% выше, чем оригинал, ничем не уступая в надежности. 

В общем, генерал Намбу не стал заморачиваться, учитывая, что время реально поджимало. Он просто взял и пропорционально увеличил канал ствола и систему подачи патрона. Что самое интересное – помогло!

Пушка Но-5 по ТТХ превзошла все современные ей импортные образцы. И не только пушек, но и некоторых крупнокалиберных пулеметов. На момент начала 1942 года лишь одна авиационная пушка в мире не уступала Но-5 в практической скорострельности. Это была советская ШВАК, но при этом она была почти на 10 кг тяжелее ее и значительно сложнее технологически.

До самого конца войны американские самолеты получали от японских коллег «приветы», выпущенные из скопированных американских пулеметов и пушек.

Достоинства: надежность, скорострельность, практичность.

Недостатки: низкая скорострельность в синхронном варианте

7. ВЯ-23. СССР

Вот то самое исключение. Несколько другой калибр, но мимо не пойдем. Тем более что японская Но-5 если и была слабее, то не очень сильно.

Когда стало понятно, что ШВАК откровенно слабоват, было принято решение о разработке пушки под более мощный патрон.

Вообще, в предвоенном мире тенденция к увеличению калибров наблюдалась, но как бы это сказать, не очень активно. 

Датчане из «Мадсена» переделали свой 20-мм автомат под калибр 23-мм. «Испано-Сюиза» разрабатывала 23-мм варианты HS-406 и HS-407. Фирмы знаменитые и уважаемые, наверное, потому и советские конструкторы обратили внимание на калибр 23-мм. Был даже небольшой скандал насчет якобы продажи техдокументации по 23-мм мотор-пушке HS-407 сотрудниками «Испано-Сюизы».

Сложно сказать, было это правдой, или нет, документальных подтверждений найти не удалось. Но эти обвинения в адрес Биркье странным образом совпадают по времени с выдачей задания Наркоматом вооружений в СССР на проектирование новой 23-мм авиапушки летом 1937 года. 

А разведка в Советском Союзе могла многое…

В этот же период была начата разработка нового 23-мм патрона для пушки. И здесь есть интересный нюанс. Все иностранные фирмы почему-то отдали предпочтение патронам с умеренной мощностью. «Мадсен» — 23х106, «Испано» — 23×122, а тульские мастера решили иначе, создав патрон 23х152, который превосходил все мыслимые аналоги.

Причина создания такого боеприпаса немного непонятна. Однозначно, мощность была избыточной, причем, избыточной необоснованно. Кроме того, применение такого патрона порождало отдачу, с которой справилась бы не всякая конструкция.

Возможно планировалось унифицировать в перспективе этот патрон для применения в зенитных автоматах. Но вышло так, что патрон 23х152B оказался весьма удачным, ему суждена была долгая жизнь в самых разных системах артиллерийского вооружения.

Однако по первому времени наибольшей проблемой стала именно высокая отдача новых пушек. С. В. Ильюшин, который всячески пытался отказаться от установки ВЯ на свой штурмовик БШ-2, мотивировал свое нежелание именно высокой силой отдачи. 

Действительно, в марте 1941 года были организованы эксперименты по замерам величин отдачи конкурирующих пушек. Выяснилось, что сила отдачи у пушки конкурентов МП-6 составляет 2800 — 2900 кгс, а у пушки ТКБ-201 (в будущем как раз ВЯ) — 3600-3700 кгс. 

Правда, следует отметить, что отдача в 3,5 тонны у пушек ВЯ не помешала ей пройти всю войну на штурмовиках Ил-2. Однако, только этот самолет с бронированным каркасом и усиленным центропланом и смог нести на себе эти пушки. Зато с какой эффективностью…

В настоящем материале мы не станем рассматривать использование ВЯ-23 как противотанкового оружия, но то, что Ил-2 был весьма эффективным штурмовиком, никому в голову не придет оспаривать.

Достоинства: мощнейший снаряд с хорошей баллистикой, хорошая скорострельность.

Недостатки: отдача, не позволившая использовать пушку кроме Ил-2. 

Подытоживая некоторым образом все написанное, заметим, что на фоне своих иностранных одноклассниц, советские пушки выглядят вполне себе, несмотря на то, что советская конструкторская школа временем существования весьма сильно уступала всем.

Тем не менее, у нас было свое (и весьма хорошее) оружие.

Источники:
— По материалам работ Евгения Аранова.

/Роман Скоморохов, Александр Ставер, topwar.ru/

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Если учесть установку в яках в развале цилиндров даже 37мм и даже 45мм орудий, непонятно почему дано утверждение «не позволившая использовать пушку кроме Ил-2»?

    • Что 37 мм, что 45 мм ставили на Яках в варианте штурмовика. И у этих пушек низкая скорострельность — порядка 250 в/мин. Да и из той же НС-45М было запрещено стрелять очередями длиннее, чем в 4 снаряда. ВЯ тоже ставили на истребители, ЛаГГ-3, 35-й серии но не массово, и преимуществ против наземных целей выявлено не было (37 мм и 45 мм было часто недостаточно для поражения танков, что уж говорить о 23 мм), а в борьбе с воздушными целями мешала сильно увеличенная в сравнении с ШВАК отдача, больший вес как самой пушки, так и снарядов, что крайне негативно отражалось на летных характеристиках самолета. Отсюда и ее применение — основное оружие штурмовика Ил-2, а эффективно использовать ее в других самолетах не получалось.

    • После 3-го выстрела (очередь) Як-9Т «на боку» до 90 градусов с падением скорости… Поэтому в основном использовались против тяжелых самолетов. И часто прикрывались простыми Як-9.

    • Скорострельность 37 и 45 (особенно) орудий была очень небольшой, поэтому конструкция самолета выдерживала. Сейчас лень искать характеристики.
      «Яки» вообще особой прочностью не отличались, поэтому ставить 23 мм с увеличенной отдачей было весьма проблематично.
      Кстати, с 45 мм было изготовлено буквально несколько штук и все закончилось фронтовыми испытаниями. Причем выводы немцев по результатам отстрела пушки трофейного Як-9К были неутешительными. Их МК-108 (30 мм) позволяла выпустить все «до железки» без корректировки положения самолета…

  2. Кроме Пе-8 ШВАК устанавливалась и на Ер-2, выпущенные в конце войны. Не в курсе, успели ли быть использованы во время войны НС-23, но Б-20 то успели, а тут не упомянуты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя