Главная Вооружение и техника

Универсальный боеприпас: история возвращения калибра 57 мм

0
1924

Многоцелевая машина 2С38 с пушкой 57-мм становится трендом последних лет.

Ненужный калибр

В период между двумя мировыми войнами артиллерийские орудия калибром 57 мм казались теоретикам войны, в частности, в СССР, промежуточными и ненужными моделями. Поражающих способностей 45-мм боеприпасов вполне хватало для уничтожения слабо бронированной техники, к которой относилось подавляющее большинство танков того времени.

Не пригодились 57-мм и в ПВО – скорострельным пушкам хватало 30-35 мм, а по высотным целям требовалось работать калибрами более 76-мм. Среди небронированных целей на суше 57-мм откровенно не хватало – фугасное и осколочное действие было недостаточным. Но в предвоенный период разведка СССР добыла информацию о появлении в Германии танков с серьёзным уровнем бронирования. Советским ответом на легированную крупповскую сталь была 57-мм пушка ЗИС-2, которая была принята на вооружение постановлением ГКО СССР от 15 июня 1943 года.

Кстати, идейным вдохновителем конструкторов этого орудия стала британское корабельное орудие QF 6-pounder Hotchkiss, которое ранее Российская империя закупала, а позже, в 1904 году, организовала лицензионное производство на Обуховском сталелитейном заводе. Но вернемся к калибру 57-мм в варианте ЗИС-2. Пушку, несмотря на данные разведки, в серийное производство в начале войны не отправили, так как мощность орудия показалась чрезмерной. Бронебойный снаряд такой пушки массой 3,14 кг на расстоянии в 500 метров позволял пробивать до 100 мм брони. Во многом такая мощность стала актуальна лишь в 1942-43 годах, когда у немцев массово появлялись средние танки.

Подкалиберный снаряд ЗИС-2 с начальной скоростью в 1270 м/с вообще пробивал с 500 метров до 145 мм. Пушка была настолько удачной, что глава британской миссии попросил один экземпляр на родину для ознакомления. Но вот война закончилась, и от 57 мм толку оказалось мало – танки сплошь и рядом обзаводились толстой броней, и шансов в противостоянии с ними у орудия было немного.

Британское корабельное орудие QF 6-pounder Hotchkiss

В послевоенном Советском Союзе, однако, 57-мм не успели сойти со сцены окончательно – в 1955 году на вооружение приняли гусеничную зенитную самоходную установку ЗСУ-57-2. Спаренный зенитный автомат состоял из двух пушек АЗП-57, стреляющих бронебойно-трассирующими и осколочно-трассирующими снарядами. Интересно, что самоходная зенитка была предназначена для прикрытия с воздуха танковых полков и заменяла в армии зенитные 14,2-мм пулеметные установки ЗПУ-2 на базе БТР-40 и БТР-152.

Несмотря на то, что совокупная мощь залпа ЗСУ была очень высокой, как средство ПВО машина себя показала слабо. Дело в авиации, которая массово переходила на реактивную тягу и значительно увеличивала скорости полета. У ЗСУ-57-2 отсутствовала система автоматизации управления огнем – наводчик скорость и направление полета цели фактически определял на глаз.

В итоге 57-мм самоходную пушку для ПВО сняли с производства, но само орудие АЗП-57 продолжало служить в составе корабельной установки АК-725. Тогда зенитная гусеничная машина оказалась не у дел. Работать по бронированным вооруженным целям было опасно по причине слабого бронирования обитаемой башни, а о противопартизанской борьбе и тем более об «асимметричной угрозе» тогда мало кто думал – все готовились к глобальной войне.

ЗСУ-57-2

А вот за рубежом ЗСУ со сдвоенными 57-мм пушками оказались вполне конкурентоспособны. Так, во время войны по Вьетнаме машины были на вооружении ВНА, успешно справлялись с пехотой противника и даже поражали танки в бортовые проекции. Тому способствовала бронепробиваемость снаряда в 80 мм, фактическая скорострельность в 70 выстр./мин и густые заросли, позволяющие организовывать засады.

Позже в истории ЗСУ-57-2 была серия локальных конфликтов, где машина поражала всех шквалом огня, который обрушивала на противника, но никакого логического продолжения концепция не получила.

Калибр 57 мм на море

На Западе в послевоенное время калибр 57 мм изначально был предусмотрен для военно-морских сил, и самым удачным воплощением стала шведская установка Bofors 57mm/60 SAK Model 1950. Она так же, как и ЗСУ-57-2, была оснащена спаренными пушками и также должна была работать преимущественно по воздушным целям.

Это орудие оказалось вполне удачным, его купили многие страны, а французы приобрели лицензию на производство и в модернизированном варианте 57 mm/60 Model 1951 монтировали на свои крейсера и эсминцы. Была у шведов попытка развить успех и установить зенитное орудие на сухопутное шасси, но получившийся аппарат со сложнопроизносимым именем 57mm/luftvarnsfutomatkanone m/1954 не снискал славы старшей сестры.

57mm/luftvarnsfutomatkanone m/1954

Хотя для начала 50-х годов это и была прогрессивная конструкция, работающая в спарке с радаром и оснащенная системой управления огнем, но решающего преимущества перед более скромной 40-мм пушкой Bofors у 57-мм не было, и в итоге компании удалось продать только 170 орудий.

В настоящее время концепция 57-мм пушки на морском театре боевых действий продолжает свое развитие, и шведские разработки остаются в этой нише мировыми лидерами. Одноствольная Bofors SAK 57 в последней модификации Mark III устанавливается, в частности, американские «литторальные боевые корабли» LCS типа Freedom и Independence. Сейчас орудие получает уникальные по многим параметрам боеприпасы 3P (Pre-fragmented, Programmable and Proximity-fuzed – предварительно фрагментируемый, программируемый, с дистанционным взрывателем).

А совсем недавно появился управляемый снаряд ORKA (Ordnance for Rapid Kill of Attack Craft – «боеприпас для быстрого поражения атакующих судов») от британской BAE Systems. Для справки: Bofors потеряла самостоятельность в 2000 году, когда перешла в руки United Defense Industries, которую, в свою очередь, спустя пять лет купили англичане из BAE Systems. Собственно, вот здесь снаряд 57-мм пережил второе рождение – его форм-фактор позволил разместить внутри сложную аппаратуру управления и достаточно внушительный запас ВВ.

Bofors SAK 57 Mark III
Снаряд 3Р или, как его называют янки, Mk.295 Mod 0

Снаряд 3Р в США получил имя Mk.295 Mod 0 и снаряжен 420 граммами пластичного взрывчатого вещества PBX (plastic-bonded explosive) вместе с 2400 готовыми поражающими элементами из вольфрама. Многорежимный взрыватель Mk. 442 Mod 0 в головной части оснащён электронным блоком и радаром, которые способны выдерживать ударные перегрузки в 60000 g. Снаряд постоянно находится на радиосвязи с бортовыми корабельными системами управления огнем, которые выдают ему информацию о времени полета до взрыва и характере детонации.

Радар на борту 57-мм снаряда предназначен для создания тороидального многометрового поля вокруг летящего к цели боеприпаса. Mk.295 Mod 0 можно запрограммировать аж на шесть режимов работы – это настоящий универсальный солдат в руках морского флота. Режимы работы:

  • Подрыв по заданному времени.
  • Классический контактный.
  • Подрыв с минимальной задержкой, например, внутри катера береговой охраны.
  • Неконтактный взрыв вблизи цели на основе данных бортового радара.
  • Режим, когда контактный подрыв является приоритетным, а в случае промаха происходит регулируемый неконтактный подрыв.
  • Самый сложный регулируемый неконтактный подрыв (основной противовоздушный режим против ракет, ударной авиации и вертолетов), то есть для нанесения осколочным полем максимального ущерба заранее устанавливается определенное время задержки подрыва БЧ с того момента, как неконтактный взрыватель обнаружит цель.
Bofors SAK 57 и управляемый 57-мм ORKA Mk.295 Mod 1

Но и это еще не все. Снаряд ORKA Mk.295 Mod 1 базируется на технологиях, отработанных на 127-мм и 155-мм боеприпасах Excalibur, и способен изменять направление полета. В форм-факторе 57 мм это, пожалуй, самое высокотехнологичное оружие на данный момент, пусть даже и не принятое пока на вооружение. Головка самонаведения ориентируется по отраженному лазерному лучу, а также способная сама идентифицировать цели на воде и в воздухе, сверяясь с заранее заложенной базой данных.

Комбинированный инфракрасный канал самонаведения работает в коротковолновом диапазоне, совпадающем с лазерным каналом по частоте. Так же, как и упрощенной версии Mk.295 Mod 0, бортовой компьютер управляемого снаряда ORKA находится на связи с корабельными системами, которые снабжают его в режиме реального времени информацией о характере боя.

Возможны три базовых варианта использования снаряда:
— наведение по лазерной подсветке;
— комбинированный режим, когда сначала работает лазер, а потом на маневрирующую цель наводится ГСН;
— автономное самонаведение по загруженному изображению цели – ГСН наводит снаряд на конечно участке траектории.

Наконец, четвёртый режим смещенного целеуказания, когда пушка бьет по объекту, оснащенному системами детектирования лазерного облучения. Здесь снаряд сначала наводится на пятно лазера вблизи цели, а при подлете управление в свои руки берет инфракрасная ГСН. Интересно, что когда BAE Systems презентовали свой снаряд, то в качестве приоритетных целей рассматривали маневренные катера Корпуса стражей Исламской революции Ирана.

Калибр 57 мм на суше

Идею переноса мощного 57-мм орудия на самоходное сухопутное шасси переняли немецких инженеры, сооруди в самый разгар холодной войны опытную AIFVSV Begleitpanzer 57 на базе БМП Marder. Тестировали новинку до 1978 года, однако, посчитали проект не совсем перспективным и отправили в долгий ящик. Главным аргументом стало наличие ПТУР BGM-71B TOW, который позволял машине бороться с танками, а стандартной 20-мм автоматической пушки Rh-20 БМП Marder вполне хватало для борьбы с серией советских боевых машин пехоты.

После немцев идею повторного перевода 57-мм в сухопутные войска воплотили на Украине в 1998 году, когда продемонстрировали на полигоне под Гончаровском, в Черниговской области БТР-80 с старой доброй пушкой АЗП-57. Наводка и заряжание этой чрезмерно мощной для шасси бронетранспортера пушки производилось вне боевого отделения под открытым небом. Очевидно, после первых огневых испытаний украинцы резонно отказались от постановки машины в серию.

Украинский БТР-80 с автоматической 57-мм пушкой

В 2011 году в Москве в компании «Специальное машиностроение и металлургия» предложили программу модернизации плавающего танка ПТ-76. На гусеничную машину монтировали 57-мм пушку, которую переименовали в БМ-57, а сам плавающий танк в ПТ-2000. Идея была гораздо более здравая, чем у украинских коллег, но и она не получила дальнейшего развития, прежде всего, из-за морального старения платформы.

ПТ-76 с 57-мм пушкой, предвестник «Деривации»

Основной причиной того, почему в российском военпроме обратили внимание на 57 мм, стали требования к универсальности главного калибра. Условия боевого применения теперь требуют оперативно реагировать на угрозы с воздуха, в том числе на малозаметные дроны, несущие кумулятивные боеприпасы. Естественно, для уничтожения таких летательных аппаратов нужные не обычные болванки, а боеприпасы класса упоминаемого ранее Mk.295 Mod 0.

Кроме того, на Западе традиционно легкая бронетехника обладает бронированием, устойчивым к отечественной 30-мм пушке 2А42 (как минимум в лобовой проекции), что требует от российских оружейников либо разрабатывать новые подкалиберные боеприпасы, либо наращивать калибр.

Ну и, наконец, осколочно-фугасные снаряды пушки калибром 57 мм гораздо эффективнее 30-мм, хотя и занимают больше места в боевом отделении. Во многом она должна заменить сразу два орудия – 100-мм пусковую установку 2А70 и 30-мм пушку 2А42. На выходе современная российская бронетехника получит универсальный боеприпас, позволяющий успешно бороться с набирающими силу «асимметричными угрозами».

/Евгений Федоров, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ