Главная Вооружение и техника

Унифицированные платформы для бронетехники

0
828

Предлагавшиеся ББМ проекта FCS. В центре - базовое шасси. Слайд из презентации Минобороны США

Унификация боевых бронированных машин по шасси и другим компонентам позволяет существенно упрощать и удешевлять эксплуатацию, а также обеспечивает рост основных технических характеристик. Наиболее высокие результаты такого рода можно получить при разработке унифицированных семейств на общей базе. Однако пока такие идеи получают лишь ограниченное распространение и далеко не всегда реализуются в полной мере.

Комплекс боевых машин

Идея семейств ББМ на основе общих компонентов появилась достаточно давно и развивалась в течение длительного времени. К примеру, в отечественном «Вестнике бронетанковой техники» еще в 1991 г. описывалась концепция «комплекса боевых машин переднего края» (КБМПК). Она предлагала строительство пяти бронемашин с общим шасси и разными функциями.

КБМПК включал танк со всеми характерными чертами и возможностями, тяжелую и хорошо защищенную боевую машину пехоты, машину огневой поддержки, самоходный комплекс противовоздушной обороны, а также машину разведки и управления боем. Они должны основываться на общих компонентах и иметь схожие характеристики подвижности и защиты, обеспечивающие эффективную работу на переднем крае.

Также в разное время и в разных странах предлагались иные варианты КБМПК или схожие концепции. Все подобные проекты имели общую черту: технику предлагалось строить на общем базовом шасси, изначально учитывающем требования к специализированным образцам.

Впрочем, реализация таких идей на практике оказалась достаточно сложной. Даже сейчас в эксплуатации и на стадии разработки находится всего несколько подобных семейств техники. При этом далеко не все они предусматривают строительство полного спектра ББМ основных классов. В первую очередь, это связано с технической сложностью и дороговизной подобных проектов. Кроме того, нужно помнить о требованиях и потребностях армий.

Американская попытка

Идея комплекса унифицированных БМПК прорабатывалась в США на протяжении нескольких десятилетий. В двухтысячных годах она реализовывалась в рамках программы Future Combat Systems (FCS). Частью последней был проект Manned Ground Vehicles (MGV), в ходе которого создавалось целое семейство бронемашин разного назначения.

В основе MGV лежало универсальное гусеничное шасси. В связи со спецификой применения оно имело переднемоторную компоновку, позволявшую высвободить объемы в центре и корме корпуса. Имеющиеся свободные отсеки предлагалось использовать для размещения вооружений, десанта, специальной аппаратуры и т.д.

На таком шасси предлагалось строить девять разных боевых и вспомогательных бронемашин. Проект XM1201 предусматривал строительство боевой разведывательной машины с развитыми средствами наблюдения и малокалиберной пушкой. Изделие XM1202 должно было стать новым вариантом основного танка. На шасси построили САУ XM1203 с орудием калибра 155 мм. Также существовал проект самоходного миномета XM1204.

Наиболее простым компонентом КБМПК FCS/MGV должен был стать бронетранспортер XM1206. На том же шасси планировалось строить командно-штабную машину XM1209, ремонтно-эвакуационную XM1206, а также санитарные XM1207 и XM1208.

Опытная самоходка XM1203

Наиболее удачным в практическом отношении оказался проект САУ XM1203. За время работ по программе FCS построили восемь опытных машин этого типа, использовавшихся в испытаниях. Прочие ББМ семейства не вышли из стадии испытаний отдельных агрегатов.

Несмотря на очевидные положительные качества, программа FCS подвергалась критике. Поводом для этого стали сложность и излишняя техническая смелость, а также связанная с ними дороговизна. В 2009 году, после долгих споров, программу закрыли.

Впоследствии предпринималась еще одна попытка создания нового семейства ББМ для армии США, но и она оказалась неудачной. В итоге американским военным до сих пор приходится использовать крупный парк техники разного возраста и с ограниченной унификацией между образцами разных классов.

Российские успехи

Концепция КБМПК изучалась в нашей стране достаточно долго и к настоящему времени даже дошла до практической реализации. Более того, создано сразу несколько унифицированных платформ разного назначения с отличающимися характеристиками. При этом наибольшей универсальностью отличается платформа «Армата», позволяющая строить широкий спектр ББМ, от танков до вспомогательных машин.

Разработка «Арматы» началась на рубеже последних десятилетий и велась силами НПК «Уралвагонзавод». Целью проекта являлось создание унифицированной платформы тяжелого класса, пригодной для применения в качестве основы для танка, САУ, тяжелой БМП и т.д. К середине десятилетия были построены первые образцы новой техники, а 9 мая 2015 г. состоялась их первая публичная демонстрация.

ОБТ Т-14 на платформе «Армата»

Платформа выполнена в виде гусеничного шасси классической танковой компоновки с двигателем мощностью 1500 л.с. В составе силовой установки и ходовой части используются некоторые новые компоненты. Интересной особенностью проекта является возможность «разворота» шасси. Так, танк Т-14, БРЭМ Т-16 и другие образцы строятся на шасси в его исходном виде, а ТБМП Т-15 использует «перевернутую» платформу с передним расположением силового блока.

К настоящему времени на платформе «Армата» разработаны, построены и испытаны основной танк Т-14, ТБМП Т-15 (в нескольких конфигурациях), БРЭМ Т-16 и САУ 2С35 «Коалиция-СВ». Ожидается появление боевой машины огневой поддержки, тяжелой огнеметной системы, инженерной техники и т.д. В будущем платформа «Армата» должна стать основой для бронетанковых войск, что предъявляет особые требования к составу семейства на ее базе.

Один из вариантов ТБМП Т-15 «Армата»

К настоящему времени основные работы по некоторым версиям «Арматы» завершены. В середине 2018 г. появился первый контракт на поставку танков Т-14 и БМП Т-15. В ближайшем будущем ожидается появление новых образцов на унифицированной платформе – позже они тоже пойдут в серию.

Переходное звено

Также в мире разрабатываются другие КБМПК на унифицированной базе, однако эти проекты могут представлять меньший интерес. Ввиду ограничений разного рода эти проекты предусматривают сокращенный состав семейства, не включающий образцы некоторых основных классов.

К примеру, компания General Dynamics в интересах армии Великобритании разрабатывает семейство бронетехники Ajax. На универсальном гусеничном шасси предлагается строить БТР и БМП, БРМ, КШМ, БРЭМ и другие образцы. При этом ограничения по габаритам и массе не позволили ввести в семейство носители крупнокалиберного оружия – ОБТ или САУ. Наиболее мощным вооружением «Аяксов» являются малокалиберные пушки и управляемые ракеты.

БРМ семейства Ajax

Необходимо отметить, что такой подход к созданию семейства Ajax связан, главным образом, с требованиями заказчика. Армия Великобритании желает кардинально обновить парк легких и средних ББМ, но пока не планирует подобную модернизацию танковых частей. Существующие ОБТ Challenger 2 останутся в строю, хотя и пройдут модернизацию, а прочая техника пойдет под замену.

Определенный интерес в контексте КБМПК представляет израильская программа «Кармель», в которой на данный момент задействованы все основные оборонные предприятия страны. Целью этой программы является создание перспективных ББМ разных классов с рядом принципиально новых возможностей. Прорабатываются вопросы автоматизации основных процессов, снижения нагрузки на экипаж при одновременном его сокращении, внедрения беспилотных систем и т.д.

На данный момент по программе «Кармель» построили и испытывают несколько опытных образцов разного облика. В будущем должны появиться полноценные бронемашины на новых платформах со всеми перспективными приборами и возможностями.

Возможный вариант облика будущей ББМ «Кармель»

В рамках проекта «Кармель» создаются БРМ и БМП на основе унифицированного шасси. Более тяжелая техника, вероятно, не войдет в эту линейку. Пока ниша ОБТ закрыта техникой семейства «Меркава», и ее своевременная модернизация позволяет продолжать службу. С прицелом на отдаленное будущее сейчас прорабатывается другой проект танка.

Преимущества и сложности

Нетрудно заметить, что идея семейств боевых бронированных машин на общей основе в виде унифицированного шасси пользуется определенной популярностью, но до практической реализации доходят далеко не все такие предложения. Такие результаты прямо связаны с несколькими факторами разного рода.

В первую очередь, на перспективах идеи КБМПК сказываются пожелания и требования заказчика. Не все армии сейчас видят необходимость в создании и постановке на вооружение целых семейств ББМ. Среди прочего, мнение заказчика могут определять сложность и высокая стоимость разработки и производства такой техники.

Однако даже наличие заказа не гарантирует положительный исход. Ярким примером этого является американская программа FCS – ее запустили, довели до испытаний опытной техники, но в итоге закрыли.

Тем не менее, неудача одних проектов не отменяет разработку других, которые к тому же показывают желаемые результаты. Очевидно, ведущие страны продолжат разработку унифицированных платформ, и со временем образцы такого рода займут свое место в войсках. Первые такие примеры ожидаются уже в ближайшее время.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ