Скажите, что может привести с собой с войны рядовой военнослужащий? Не наш, понятно, а, скажем, американский? Разумеется, что-то не очень большое, потому, что куда же ему в мешок барахло собирать. Однако если бы мы спросили об этом американскую военную полицию, то получили бы интересный ответ.
После окончания Второй мировой войны основным памятным сувениром для солдат, возвращавшихся с южно-европейского ТВД, стал пистолет «Беретта» образца 1934 и 1937 гг. И очевидно для этого были какие-то причины, не так ли?
А было так, что компания «Беретта» начала выпускать пистолеты еще в годы Первой мировой войны. Тогда на вооружение армии поступила модель 1915 года конструкции Тулио Маренгони калибра 9 мм. В 1917 году ее дополнил образец под патрон Браунинга 7.65 мм и наконец модель 1922 года с увеличенным вырезом на рамке над стволом для выброса гильз, чем он и отличался от всех остальных пистолетов этого времени. Так что на конец 1920-х годов у фирмы в линейке оказалось целых три модели пистолетов.
Самой новой моделью стал пистолет М1923, однако на вооружение итальянской армией его не приняли. Основным отличием этой модели от предыдущих стал открытый курок с отверстием на нем. В итоге, компания решила начать разработку совсем уже нового пистолета, который бы привлек внимание военных и позволил бы ей получить выгодный военный заказ.
И надо сказать, что работа увенчалась успехом: появилась модель 1931 года, которая имела все боевые характеристики модели 23-го года, но имела более компактное исполнение, и была легче предшественника. Новый пистолет был разработан под классический патрон Браунинга 7.65, отличавшийся высокими боевыми характеристиками. И этот пистолет стал основой для создания следующей модели М 1934, от которого предыдущий образец отличался лишь тремя особенностями: линией наклона рукоятки; деревянными накладками на рукоятку; и некоторыми изменениями в УСМ.
Никаких особых документальных свидетельств о производстве этих пистолетов не осталось, хотя мы знаем, что оно было довольно ограниченным и прекратилось уже к 1935 году с появлением модели 1935 года того же калибра. Ряд моделей 1931 года был приобретен военно-морским флотом, в то время как некоторое их количество, предположительно очень небольшое, было продано на гражданском рынке. Серийные номера этих пистолетов почему-то начинаются с 400 000. Так что один экземпляр 1933 г. гражданской модели был, например, имел номер 402 000, а другой 1934 г. имел номер выше 406 000.
Оружие, изготовленное для военно-морского флота, легко узнать по медальону на рукоятках с надписью RM и якорем между этими двумя буквами. Гражданские образцы имеют классический медальон с монограммой РВ.
Сохранилось несколько образцов М 1932, где цифра 2 явно выбита поверх цифры l. Исходя из этого, можно предположить, что этот пистолет серийно не производился, а был изготовлен в небольших количествах в качестве экспериментального прототипа или образца для поставки в военные комиссии, которые в то время занимались поисками нового пистолет для вооруженных сил Италии.
По сути, модель 1932 года идентична будущей модели 1934 года, которая и была официально принята королевской армией. Единственное отличие было опять-таки в рукоятках, которые вначале имели «щечки» из дерева, а не бакелита, но такое оформление представляется вполне нормальным для экспериментального образца.
Помимо уже ставшего классическим калибра 7.65, модель 1932 года впервые использовала патрон .380 ACP (9 × 17 мм) Кольт-автоматик, также являвшийся одним из многочисленных творений Дж. М. Браунинга. Патрон в Италии был переименован в 9 «corto» (короткий), очевидно, чтобы избежать путаницы с 9-мм патроном Глизенти, у которого гильза была длиннее на несколько миллиметров и который поэтому прозвали 9 мм «lungo» (длинный) — все что привело к заметной путанице среди патронов 9 мм калибра, предназначенных для использования в итальянских автоматических пистолетах.
В первой половине 30-х годов новые пистолеты «Беретта» были подвергнуты серии всесторонних испытаний в итальянской армии и в полиции. Пистолеты сравнивались с германским «Вальтером» PP, но в итоге свой собственный пистолет понравился больше и был принят на вооружение под названием «Modello 1934 calibro 9 corto».
Принятие этого нового 9-миллиметрового пистолета армией не помешало, однако, разработке версии калибра 7,65, модели 1935 года, пистолеты которой поставлялась во флот и военно-воздушным силам, и выпускались независимо от производства модели более крупного калибра.
Интересно отметить, что эти два пистолета, которые практически идентичны, имеют, тем не менее устроены так, что в них невозможно осуществить замену таких компонентов, как стволы или магазины.
Также интересно, что, хотя «Модель 34» и считалась совершенно новым образцом и была пронумерована отдельно (цифры начинаются с 500 000), «Модель 35» все-таки считалась новой версией модели 1931 года и была пронумерована в той же серии, что и ее предшественник, на что указывает анализ их серийных номеров.
Следует добавить, что есть и «Модель 1937 года» но на самом деле она довольно редкая. Это не более чем коммерческая версия 1934 года, отличающаяся только лишь надписью на боковой поверхности кожуха затвора и отсутствием военных маркировок.
В конце 30-х годов фирма «Беретта» также начала экспериментировать с легкосплавными рамками для своих пистолетов. В послевоенные годы такая версия пистолета калибра 7,65 имела некоторый коммерческий успех, в то время как 9-мм версия с новой рамкой оказалась совершенно неудовлетворительной и выпуск ее был продолжен исключительно из стали.
Специалисты отмечают, что «Беретта» М1934 (как и модель 1935 года) была высококачественным оружием и практически не имела конкурентов в своем функциональном классе. Несмотря на запрет импорта, а может быть, как раз благодаря нему, этот автоматический пистолет стал привлекательным военным трофеем для солдат всех армий, которые пересекли землю Италии в годы Второй мировой войны. Об этом, кстати говоря, пишут итальянцы, но и среди мемуаров американцев подтверждения этому находятся.
К его достоинствам относят высокую надежность и хорошую мобильность, качества, которые необходимы всякому оружию, от которого зависит человеческая жизнь в экстремальной ситуации.
К этому следует добавить минимальную стоимость и простоту любого необходимого этому пистолету ремонта, который требовался лишь в редких случаях. К тому же ему не требовались боеприпасы высокой мощности, что облегчало процесс обучения стрельбе из него.
И очень показательно, что все модели «беретт» по-прежнему востребованы спустя много лет после того, как они были сняты с производства, причем рынок быстро поглотил прямо-таки массы этих пистолетов.
Интересно, что один из них попал даже в наше советское кино, где именно «Береттой М1934» вооружен не кто иной, как Семен Семенович Горбунков, главный герой популярной кинокомедии «Бриллиантовая рука». Почему ему дали именно этот пистолет? Можно подумать, что у наших киношников других малогабаритных пистолетов не нашлось, но вот, опять же значит не нашлось! Вот он у него торчит в авоське…
Производство М1934 и М1935 продолжалось в течение всей Второй мировой войны, хотя безусловно ее тотальный характер на качество выпускавшегося оружия в Италии, да и не только в Италии, в ходе войны сильно повлиял в худшую сторону, особенно это касалось оружия выпущенного в 1944 и 1945 годах.
К счастью для этих пистолетов они были настолько просты, что любой производственный дефект влиял лишь на их внешнюю отделку, а не на их «производительность» или безопасность.
Пистолет модели 1945 года выпуска, произведенный в последние месяцы Второй мировой войны не имеют аккуратной внешней отделки и выглядят грубовато. Серийный номер и обозначение калибра являются единственными маркировками на этих пистолетах, а нанесены они на рамку чуть выше спусковой скобы.
Интересно, что за время, когда производство пистолетов попало в руки немцев, критерии для серийных номеров изменились. Простые прогрессивные числа, которые всегда использовала «Беретта», они заменили смешанным кодом букв — обычно немецких, и цифр. Во всяком случае существует несколько образцов с надписью «Pistola Beretta Cal 7.65 M35 S.A. Armaguerra-Cremona 1944» вместе с немецкой нумерацией.
Мне лично удалось познакомиться с этим пистолетом и подержать его в руках. Хотя у него наклон рукоятки не так чтобы и велик, его очень удобно держать в руках. Большую роль в удобстве удержания играет «шпора» на его магазине. Благодаря «шпоре» и рукоятка удобно лежит в руке, и извлекается магазин без особого труда. Правда, в традициях своего времени конструкторы снабдили пистолет защелкой магазина в основании рукояти. Пружина у него тугая и сдвигать его не слишком удобно. Но зато уж и нет опасности магазин потерять.
Подаватель магазина одновременно является затворной задержкой. Как только патроны израсходованы, затвор упирается в выступ подавателя и остается в заднем положении. Лишь когда пустой магазин извлекается, затвор идет вперед, но только если он не был зафиксирован в заднем положении флажковым предохранителем за выемку в затворе. Такая фиксация затвора, в частности, необходима при неполной разборки пистолета.
Также слева на затворе имеется шпилька — указатель наличия патрона в патроннике. Конечно, надо бы из него пострелять, чтобы окончательно сказать, удобен он или нет, но чего нет — того нет. Так что приходится удовлетворяться хотя бы этим.
/Вячеслав Шпаковский, topwar.ru/