Главная Иностранные армии

Многоцелевой УДК «Trieste»: чем вооружена гордость ВМС Италии

0
673

В конце мая 2019 года на воду был спущен новый итальянский универсальный десантный корабль «Trieste». На сегодняшний день «Trieste» может претендовать на звание самого крупного корабля в составе ВМС Италии, соперничающим только с флагманом флота, авианосцем «Cavour», способным принимать на борту самолеты вертикального взлета и посадки AV-8B Harrier II.

Новый корабль итальянского флота, хотя и закладывался как УДК, на деле является как минимум многоцелевым судном или полноценным авианесущим кораблем, который рассчитан на базирование истребителей-бомбардировщиков укороченного взлета и посадки F-35B. Неслучайно в составе итальянского флота «Trieste» должен заменить легкий авианосец «Джузеппе Гарибальди», спущенный на воду еще в 1983 году.

Корабли на вырост

Новый многоцелевой универсальный десантный корабль, получивший имя «Триест», был заложен в рамках принятой в Италии программы строительства флота 2014-2015 года. Именно тогда через парламент удалось провести закон о флоте, общая стоимость финансирования программ по которому оценивалась в 5,428 млрд. евро.

Помимо уже обозначенного УДК, программой предусматривалось строительство 7 новых кораблей типа РРА, которые назывались большими «патрульными кораблями», но на деле являются фрегатами нового типа (первоначально стоимость шести кораблей была заявлена на уровне 2,5 млрд. евро). Помимо обозначенных кораблей, итальянские ВМС пополнятся двумя многоцелевыми скоростными катерами специального назначения UNPAV и кораблем комплексного снабжения LLS.

По сути, в Италии занялись созданием нового корабельного соединения, аналога американских АУГ. Сердцем будущей группировки и должен стать многоцелевой УДК «Trieste», а его свитой несколько перспективных фрегатов проекта РРА и корабль комплексного снабжения. При этом итальянские военные добились внесения изменений в программу уже после её принятия. Фактически это привело к росту водоизмещения и размеров всех кораблей, а также повышению их стоимости. Тот же УДК «Триест» к моменту выдачи контракта существенно прибавил и в размерах, и в водоизмещении.

Первоначально, согласно предложенному закону о флоте, водоизмещение нового корабля должно было составить примерно 20 тысяч тонн при длине 180-190 метров. Но в результате всех изменений УДК разросся до полноценного авианесущего корабля полным водоизмещением 33 тысячи тонн и длиной 245 метров. Теперь корабль официально именуют уже как «многоцелевой УДК».

Примечательно, что новый десантный корабль сразу рассчитан на базирование истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35B производства компании «Lockheed Martin». Одновременно с этим флагман итальянского флота – авианосец «Cavour», введенный в состав флота в 2009 году, обладает меньшим водоизмещением – от 27,5 до 30 тысяч тонн в различных источниках при сопоставимых размерах. По сути, в ближайшее время в составе итальянского флота будет два современных авианесущих корабля, способных принимать на борту самолеты F-35B, одновременно с этим выполняя и десантные функции.

Отдельно можно выделить и историю с большими патрульными кораблями типа РРА (Pattugliatore Polivalente d’Altura). Они также испытали на себе влияние итальянского военно-морского допинга, превратившись в линейку полноценных фрегатов. При этом два первых корабля действительно сдаются как патрульные, но боевые возможности остальных кораблей серии существенно расширены, благо заложенное водоизмещение позволяет увеличивать их боевой потенциал достаточно сильно.

Первоначально речь шла о кораблях водоизмещением около 4500 тонн. Но в процессе работы над проектом боевые корабли типа РРА выросли до 6000 тонн, а длина увеличилась со 133 до 146 метров, при этом итальянские военные серьезно усилили противолодочные возможности данных кораблей. Для сравнения: современные российские фрегаты проекта 22350 обладают стандартным водоизмещением 4500 тонн и полным 5400 тонн.

Одновременно с ростом размеров кораблей и увеличением состава вооружения выросла и их стоимость для итальянских налогоплательщиков, теперь вся серия оценивается минимум в 3,9 миллиарда евро вместо первоначальных 2,5 миллиарда евро.

Спуск на воду нового десантного корабля «Trieste»

Особенности многоцелевого УДК «Trieste»

Как вы уже могли понять, «Trieste» — не самый обычный универсальный десантный корабль. По своим размерам и водоизмещению он превосходит аналогичные корабли данного класса. К примеру, так и не доставшиеся России французские «Мистрали» имели полное водоизмещение 21 300 тонн. В то же время, несмотря на возможность максимального размещения на борту (на палубе и в ангарах) до 30 летательных аппаратов с сохранением возможности их эксплуатации, корабль итальянскими военными позиционируется в первую очередь, как десантный.

Новый многоцелевой УДК «Trieste» должен осуществлять поддержку действий ВМС Италии в кризисных точках планеты, а также обеспечивать перевозку вооружений, военной техники, технических средств, персонала и оборудования. Корабль может привлекаться к выполнению различных гуманитарных операций, в том числе для оказания помощи пострадавшему населению, обеспечивая людей питьевой водой, медицинским обслуживанием и электроснабжением.

Наибольшая длина нового корабля составляет 245 метров, наибольшая ширина – 47 метров, по уровню ватерлинии – 27,7 метра, проектная осадка – 7,2 метра.

Общая численность экипажа многоцелевого УДК составляет 1064 человека, включая 460 человек штатной численности экипажа и авиационной группы и 604 принимаемых на борт десантников. В перегрузочном варианте на борту можно разместить более 700 десантников и эвакуируемых гражданских лиц. Здесь следует учесть, что речь идет о комфортном размещении десанта в каютах, при необходимости корабль примет на борт и значительно большее количество людей.

На борту боевого корабля имеется собственный госпиталь с палатами, рассчитанными на 27 коек для размещения тяжелораненых или больных пациентов. Имеются свои операционные, кабинеты радиологии, кабинет стоматолога. При этом для повышения возможностей по госпитализации пациентов на борту корабля специально могут быть установлены оборудованные всем необходимым контейнерные модули.

Особенностью УДК является то, что, помимо взлетной палубы и ангаров для авиационного транспорта, на борту корабля имеется танковый трюм площадью более 1200 квадратных метров. Корабль в состоянии принимать любую военную технику, в том числе основные боевые танки, массой до 60 тонн.

Также на борту «Триеста» имеется доковая камера размерами 50 на 15 метров. В камере свободно могут разместиться стандартные высадочные средства НАТО, в том числе 4 танкодесантных катера типа LCU, либо один большой десантный катер на воздушной подушке – например, американский LCAC. Для работы с различными грузами корабль оснащен кранами, а также бортовыми и кормовыми пандусами.

Для размещения авианосной группы на борту имеется ангар длиной 109 метров и шириной 21 метр. Внутри ангара может находиться не больше 15 средних и тяжелых вертолетов, либо смешанная группа. Например, 6 истребителей F-35B и до 9 вертолетов AgustaWestland AW101 / NH90 / AgustaWestland AW129, либо 4 истребителя и 10 указанных вертолетов.

При этом на полетной палубе может разместиться до 18-20 летательных аппаратов. А всего многоцелевой УДК может взять на борт (ангар и полетная палуба) до 30-32 летательных аппаратов с сохранением возможности их реального использования, а не перевозки из пункта А в пункт Б. На полетную палубу технику поднимают два грузовых лифта 15х15 метров максимальной грузоподъемностью 42 тонны.

Танкодесантный катер LCU

Сердцем корабля является комбинированная энергетическая установка. Конструкторы остановились на двухвальной дизель-газотурбинной ГЭУ, построенной по схеме CODOG. Она включает в свой состав две мощных газовых турбины MT30 производства компании «Rolls-Royce» мощностью 48 500 л.с каждая и два дизельных двигателя MAN 20V32/44CR, развивающих мощность по 15 000 л.с. каждый, а также два электромотора малого хода мощностью по 5,2 МВт.

Энергетическая установка обеспечивает многоцелевому УДК максимальную скорость хода 25 узлов (46 км/ч), скорость экономического хода составляет 16 узлов, малого хода (с использованием электромоторов) – 10 узлов. Заявленная дальность хода на скорости 16 узлов составляет 7000 морских миль (почти 13 000 км). Автономность плавания – 30 суток.

Достаточно внушительным выглядит и комплекс размещенного на борту вооружения. В отличие от многих конкурентов как УДК, так и авианосцев, которые надеются в первую очередь на защиту от собственной авиагруппы и кораблей охранения, «Trieste» может самостоятельно постоять за себя.

Вооружение корабля включает 16 вертикальных ячеек Sylver A50 для размещения зенитных управляемых ракет «Aster 15» (система ПВО малой и средней дальности до 30 км) или «Aster 30» (система ПВО большой дальности – до 120 км), также возможно размещение универсальных ЗУР САММ.

Артиллерийское вооружение корабля представлено сразу тремя длинноствольными 76-мм универсальными артиллерийскими установками «Otobreda 76/62», тремя 25-мм установками с дистанционным управлением «Oto Melara 25/80» с пушкой «Oerlikon KBA» под патрон 25х138 мм и шестью дистанционно управляемыми 12,7-мм пулеметными установками компании «Leonardo».

На борту УДК также имеются два комплекса отстрела помех «Leonardo ODLS-20» и другие средства РЭБ. Отдельного упоминания заслуживает и богатый набор радиоэлектронного вооружения, представленного современными АФАР радарами Х, С и L диапазонов. Имеется на борту даже буксируемая ГАС «Leonardo Black Snake», предназначенная для дополнительной противолодочной защиты судна.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ