Главная Аналитические статьи и мнения

«Летучий голландец», задающий стандарты для эсминца «Лидер»

1
1463

Фрегат типа «Де Зевен Провинсиен» ВМС Нидерландов

За первые десятилетия ХХI века военные флоты европейских стран совершили прорыв в никуда. Численность нелепых и абсурдных проектов типа немецкого F125, датского «Абсалона» или американских LCS превысила все разумные пределы. Признаком боевого корабля все чаще является отсутствие оружия на борту.

Если задачи современных ВМС действительно сводятся лишь к участию в операциях полицейского и гуманитарного характера, то стоит идти до конца и переименовать военно-морские силы во флот МЧС.

Если же принять за основную задачу распил оборонного бюджета, то путеводной звездой засияет «Замволт». Гора обещаний, родившая мышь.

Но любое правило не обходится без исключений.

Среди безоружных эсминцев и «каютоносцев», вооруженных резиновыми лодками, присутствует ряд единиц, демонстрирующих совершенно иной уровень возможностей.

Яркий пример — серия ракетных/командных фрегатов «Де Зевен Провинсиен» из состава ВМС Нидерландов.

Появление «Семи провинций» в условиях, когда отрицается сама возможность морского конфликта с развитым противником, похоже на настоящее волшебство.

А с точки зрения отечественного ВМФ голландский проект — вообще эталон. Его концепция должна быть положена в основу при создании проекта перспективного эсминца следующего поколения («Лидер»).

Многим это утверждение покажется спорным. Чтобы понять, о чем речь, необходимо как следует разобраться в ситуации.

Зачем строятся фрегаты и эсминцы?

В наши дни, когда малые ракетные корабли продемонстрировали возможность нанесения ударов за тысячи километров и взяли «под прицел» добрую половину Европы, у многих возник логичный вопрос. Зачем тратить деньги на создание более крупных кораблей?

Крупный корабль — это много оружия. Хорошая мореходность. Большая дальность.

Это верно, но лишь отчасти.

Много оружия… Но какого класса и назначения? Количество ударного вооружения у фрегата «Адмирал Горшков» и МРК «Каракурт» различается всего вдвое (16 вместо 8 крылатых ракет «Калибр») при семикратной разнице в водоизмещении.

Достаточная мореходность в условиях открытого океана также обеспечивается при гораздо меньших размерах, чем те, которыми обладают современные фрегаты и эсминцы.

Фрегат типа «Де Зевен Провинсиен» ВМС Нидерландов

При водоизмещении 6000 тонн фрегат гораздо более соответствует по размерам легким крейсерам («Кума», «Нагара», «Дидо»), чем эсминцам военных лет («Флетчер», всего 2500 тонн).

Обеспечение мореходности и автономности не является достаточным объяснением размеров надводных кораблей, которые в наше время принято относить к классу фрегатов и эсминцев.

При всей важности перечисленных параметров, когда разговор заходит о тысячах тонн водоизмещения, мореходность, автономность и количество «Калибров» на борту отходят на второй план.

Водоизмещение надводных кораблей в наибольшей мере зависит от количества, качества и высоты размещения антенных постов

Иначе говоря, для размещения радиолокационных средств, позволяющих обнаруживать и обстреливать воздушные цели на дистанции в сотни километров, требуется корабль значительных размеров.

«Калибрами» можно вооружить любой МРК. Но для размещения зонального ЗРК нужна в разы более крупная платформа. При этом радары должны находиться как можно выше, в идеале — на высоте 25 и более метров от уровня ватерлинии. Получается корабль высотой с девятиэтажный дом!

Главная роль фрегатов и эсминцев XXI века состоит в обеспечении ПВО корабельных соединений. Все остальные задачи ВМФ могут быть уверенно выполнены кораблями других классов, как меньших по размерам, так и превосходящих фрегат, но имеющих значительно меньшую стоимость.

Как показывает пример фрегата «Де Зевен Провинсиен», для размещения полноценного комплекса ПВО/ПРО требуется корабль с полным водоизмещением не менее 6000 тонн.

Фрегат типа «Де Зевен Провинсиен» ВМС Нидерландов

Его основной радар находится на вершине фок-мачты. Антенный пост APAR с четырьмя активными ФАР, созданный голландским филиалом «Фалес Групп». Комплекс управления зенитным огнем обеспечивает сопровождение 200 трасс целей и управление 32 выпущенными ракетами, при возможности подсветки 16 целей. Соответствуют ли эти значения любому выбранному направлению или их надо делить на четыре (по числу антенн с сектором обзора 90°), не сообщается. В любом случае, четыре обстреливаемые цели с одного направления — это больше, чем могло большинство из его ровесников.

Второй радар с прямоугольной антенной черного цвета носит обозначение SMART-L. В нём также используется технология АФАР.

Мощность и диапазон работы SMART-L подобраны из его главной задачи — РЛС дальнего обзора, чья зона ответственности простирается от тропосферы до околоземного космического пространства. Он способен отслеживать цели на дистанции до 2000 км. Это не что иное, как станция ПРО.

В 2015 году в Тихом океане в ходе очередных учений ПРО голландский фрегат обеспечивал целеуказание для кораблей ВМС США. Ориентируясь на его данные, американцы запускали свои ракеты-перехватчики «Стандарт-3». Указывается, что возможности фрегата «превысили все ожидания».

Именно эта функция отражена в назначении «Семи провинций» — командный фрегат ПВО. С его мостика никто не командует армиями вторжения. Задача фрегата — распределить воздушные цели между кораблями соединения и при возможности уничтожить их своим оружием.

О следующей особенности требовалось упомянуть ранее, когда речь шла о необходимости крупных надводных кораблей.

Для обеспечения работы РЛС такой мощности необходима энергия. Много энергии.

Четыре финских дизель-генератора «Вяртсила» V12 обеспечивают «Де Зевен Провинсиен» электрической мощностью 6,6 МВт.

Для сравнения: эсминец типа «Шеффилд» (4300 тонн, 1970 г.) имел на борту четыре дизель-генератора суммарной мощностью всего 1 МВт.

Созданный в конце 80-х гг. эсминец «Арли Бёрк» был оснащен тремя газотурбинными генераторами суммарной мощностью 7,5 МВт. Это всего на 15% превосходит показатели «Де Зевен Провинсиен», который уступает эсминцу по водоизмещению на целых 40%.

Но как известно, корабль нельзя оценивать только по размерам. Голландский фрегат — боевая машина, пронизанная потоками энергии. Испускающая жесткие кванты в окружающее пространство.

Комбинированная ГЭУ фрегата состоит из двух 26-цилиндровых дизелей крейсерского хода производства «Вяртсила» и двух британских газовых турбин «Ролс-Ройс Спрей». Их совокупная работа обеспечивает скорость 28 узлов (по другим данным 30 уз.).

Как и другие западные корабли, фрегат не обошли стороной «европейские ценности». Возможности конструкции «Семи провинций» позволяли явно большее, чем политические амбиции Нидерландов.

Фрегату искусственным образом сократили вооружение — было решено отказаться от части ракетных установок. Поэтому вместо шестой секции УВП на палубе «зияет» заплата (см. фото ниже).

Боекомплект ограничен 40 ячейками УВП. В расчетном варианте он состоит из 32 зенитных ракет большой дальности «Стандарт-2» и 32 ракет малой/средней дальности ESSM, по четыре в одной ячейке.

Рассматривается возможность оснащения «Де Зевен Провинсиен» заатмосферными кинетическими перехватчиками «Стандарт-3».

А модернизацию его «среднего калибра» можно уже считать решенным вопросом. Место прежних ракет средней дальности займут ESSM «Блок-2» с активными головками наведения.

Третьим и последним аргументом в решении вопросов ПВО является «Голкипер» — мощнейшая семиствольная артсистема, аналогичная 30-мм пушке штурмовика А-10. «Голкипер» — пожалуй, лучшая разработка в области средств активной обороны кораблей в ближней зоне. Комплекс находится на вооружении ВМС Нидерландов с 1980 года.

Изначально предполагалось, что «Голкиперов» будет два, для обеспечения замкнутого контура ПВО. На практике из-за экономии фрегату оставили всего одну автоматическую зенитку, прикрывающую кормовые углы.

Размеры фрегата ПВО позволяют быть умеренно универсальным кораблем.

Его 127-мм артиллерия — лицензионные итальянские установки «Ото Мелара», которые голландцы приобрели на «разборке» списанных канадских фрегатов. Планируется замена на современные артсистемы того же калибра.

Восемь противокорабельных «Гарпунов» также планируются под замену на малогабаритные ПКР нового поколения (вероятно, норвежские NSM).

На борту имеется многоцелевой вертолет, подкильная гидроакустическая станция и комплекс противолодочного оружия MK46 (324-мм торпеды американского производства).

Корабль оснащен парой всеракурсных оптических систем обнаружения, в том числе для работы в тепловом диапазоне. В состав средств противодействия входят два французских комплекса РЭБ, американский комплекс SRBOC для постановки завес из дипольных отражателей и буксируемая противоторпедная «погремушка» (Nixie).

Примерная численность экипажа — 230 человек.

Фрегат типа «Де Зевен Провинсиен» ВМС Нидерландов

Здравый смысл подсказывает: именно такой облик должен иметь современный ракетный фрегат (эсминец).

Самый дорогостоящий и технически насыщенный класс надводных боевых кораблей ХХI века, за исключением атомных суперавианосцев

Серия из четырех фрегатов «Де Зевен Провинсиен» не имела целью создание самого лучшего корабля. И таковыми те фрегаты никогда не являлись.

Существуют еще более мощные и совершенные корабли ПВО — британские эсминцы Тип 45 «Дэринг», настолько дорогие, что будто изготовлены из золота.

Американцы налегают со всей силы на строительство восьмого десятка «Арли Берков» — громадин с 90 ракетными установками. Которые, однако, не имеют того превосходства в ближней ПВО из-за отсутствия аналога APAR.

Строго говоря, фрегат «Де Зевен Провинсиен» такой не один. Он состоит в близком родстве с немецкими фрегатами ПВО типа «Саксония» и датскими фрегатами типа «Ивер Хьютфельд». Все оснащены одинаковым радиолокационным комплексом (APAR + SMART-L), но имеют различную конструкцию корпуса, ГЭУ и различаются по составу вооружения.

При этом «Ивер Хьютфельд» новее на целых 10 лет и совершеннее по ряду второстепенных вопросов.

На следующей иллюстрации — датский «Петер Виллемос», построенный в 2009-2011 гг. Красавец! В кормовой части надстройки заметен 35-мм зенитный «Эрликон», стреляющий программируемыми снарядами. Впечатление от проекта портят две пусковые установки разных габаритов. В результате не достигается та гибкость применения оружия, что свойственна голландским фрегатам. Плюс бессмысленная артиллерия калибра 76 мм.

Датский фрегат «Петер Виллемос»

При всем уважении к похожим конструкциям, никто из создателей надводных кораблей 1 ранга нашего времени не смог добиться того замечательного баланса характеристик, который был достигнут в проекте «Де Зевен Провинсиен».

Голландский фрегат не может быть повторен в наших условиях. И здесь отсутствует всякий негативный подтекст

Изучение самой конструкции, представляющей интернациональный «винегрет», не дает ничего, что могло бы представлять ценность для ВМФ России.

Для нас не представляют интереса ни технические решения, ни методы, использованные при проектировании и постройке «Де Зевен Провинсиен».

Ему не угрожали ни санкции, ни опасения, связанные с комплектующими иностранного производства. Нидерланды могли рассчитывать на помощь и сотрудничество с европейскими странами и США. Ведь маленького друга всегда удобно похлопать по плечу.

Потому не стоит удивляться темпам строительства: менее четырех лет от момента закладки до вступления в строй.

Упомянутый комплекс ПВО, основной элемент фрегата, создавался не только в интересах голландского флота. Другие элементы «Де Зевен Провинсиен» также представляли собой проверенные решения, которые десятилетиями применялись на кораблях западных государств.

В этом смысле перенимать нам у голландцев нечего.

Единственное, что является поводом для подражания, — само понимание ситуации: для чего необходим крупный надводный корабль.

Голландцы на практике воплотили идею выдающегося корабля ПВО. А более ни для чего фрегат таких размеров и не нужен

В менее категоричной форме эту мысль можно сформулировать иначе: весь остальной функционал (средства ПЛО, «Калибры», вертолет) будут неизбежно присутствовать на борту корабля столь крупных размеров. В качестве разумного дополнения.

Главное — не увлекаться и не построить очередной монстр.

Создатели отечественного фрегата проекта 22350 (головной — «Адмирал Горшков») в целом разделяют данную точку зрения.

Ключевым отличием «Адмирала Горшкова» от других носителей «Калибров» является «пирамида» в носовой части надстройки, взметнувшаяся над волнами на 25 метров. Там размещен радиолокационный комплекс в составе двух РЛС, ближнего и общего обнаружения.

А где-то далеко внизу, под палубой, укрытые водонепроницаемыми крышками, тускло поблескивают обтекатели 32 зенитных ракет «Редут»…

Фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350

Что касается новостей о разработке и планируемой закладке эсминца «Лидер», то меня всегда изумляли озвучиваемые значения его водоизмещения. 18, 20 и даже 30 тысяч тонн!

В каком веке живут те, кто полагает, что эсминец должен иметь такие размеры?

Двадцать лет назад для размещения самого громоздкого из существующего оружия для надводных кораблей (дальнобойного ЗРК с радарами ПВО/ПРО) и полного спектра вспомогательных вооружений хватило фрегата с полным водоизмещением 6050 тонн.

/Олег Капцов, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Крылик

    С боекомплектом в 32 больших зур можно отбить максимум налёт звена хорнетов. Для отражения звездного налёта нужен крейсер от 10000 тонн с боекомплектом не менее 64, а лучше около сотни тяжелых зур. Поэтому супергоршков нужен и это будет эсминец, но лидер это в принципе не эсминец, это крейсер в любом случае. И он в отличие от эсминца может быть ядром эскадры за счёт лучшей применяемости оружия по погоде, большего комплекта вертолетов, в том числе в варианте дрло, огромного боекомплекта тяжелых зур и пкр. Его пкр намного мощнее и дальнобойнее гарпуна и урана, калибр на нем лишь вспомогательный вариант оснащения, его главная задача борьба с эскадрами противника. Я вообще не понимаю эйфории от калибра. Это заурядная дозвуковой ракета для применения по неподвижным целям на берегу. Да у него есть пкр вариант. Но он в разы уступает тому же ониксу, молчу уже про стаю гранитов и возможный, дай бог, циркон. У крейсера, а лидер это однозначно крейсер, есть не только противоосколочная, но и конструктивная защита, вплоть до легкого (75- 100мм) бронепояса. У него увеличенный экипаж, что упрощает борьбу за живучесть. У него благодаря большему водоизмещению и атомным реакторам гораздо выше автономность, на нем просто больше воды и еды, в конце концов.
    Флот должен быть сбалансированным и строиться от малого к большому, как в ссср тридцатых годов. Сначала сторожевики, потом эсминцы семерки, потом крейсера. Так и сейчас. Корветы уже строятся, фрегата наконец сдвинулись с мертвой точки, дальше эсминец 22350м и потом крейсер лидер. Подозреваю, что его облик сформируют по результатам испытаний модернизированного «Нахимова» 1144.