Главная Иностранные армии

Крупные корабли ВМС США: порезать, не дожидаясь перитонита

0
929

Эсминец УРО типа «Арли Берк»

Самые большие ВМС мира с самым большим финансированием неожиданно вынуждены сокращать свой состав и кораблестроительные программы, и это на фоне роста бюджетных военных расходов.

Немного об обещаниях

Как известно, наш засланный агент Дональд Трамп любит давать различные обещания, которые оказываются несбыточными, и выдавать желаемое за действительное. В США даже в Конгрессе и Сенате хватает дуралеев, которые верят в «агента», как и во «вмешательство России в выборы», они же все не могут ошибаться?

Среди его утверждений и обещаний есть и рассказ о взлете ядерной мощи США на недосягаемые ранее вершины — при продолжении деградации и падения численности ядерного арсенала. И рассказы о секретных приборах и ракетах, которые позволяют Америке «удерживать лидерство» в ракетной сфере — чего нет и в помине, а есть отставание от России по ряду технологий даже не на годы, а на 10-20 и более лет: речь о все тех же «гиперзвуковых» технологиях маневрирующих и планирующих боевых блоков, гиперзвуковых ракет и пр.

И есть обещание усилить систему ПРО, например, развернуть дополнительные противоракеты GMD с новыми перехватчиками — вместо этого программу перехватчика прикрыли, открыли новую, а противоракету и вовсе хотят новую.

Но, казалось, что намерение увеличить флот до 355 единиц было вполне реальным — уж с флотом у американцев дела обстоят прилично. Однако и тут, похоже, не сбудется.

Резать, не дожидаясь перитонита

Министерство обороны США направило в Белый дом план, который позволит сократить программу строительства эсминцев УРО типа «Арли Берк» серии 3 (Flight III Arleigh Burkе) более чем на 40 % в 2021-2025 финансовых годах. В общей сложности это предложение отказаться от строительства 5 из 12 эсминцев, запланированных в рамках так называемой Оборонной программы будущих лет, или FYDP.

Этот план приведет к урезанию общего бюджета военного кораблестроения на 9,4 млрд. долл., или на 8 %, согласно записке из Управления по управлению и бюджету МО для Белого дома. Об этом пишет сетевое издание «Дифенс Ньюс». Также намечено ускорить процесс сокращения числа крейсеров УРО типа «Тикондерога» во флоте до 9 к 2025 году, списав 13 крейсеров. В прошлом году флот предложил отменить модернизацию крейсеров «Банкер-Хилл», «Мобайл-Бэй», «Энтиетам»», «Лейте-галф», «Сан-Джасинто» и «Лейк Чамплейн» в 2021-2022 гг., теперь же их просто спишут. Также до 2022 г. выведут из строя «Монтеррей», «Велла-Галф» и «Порт-Ройал», на 3-7 лет раньше срока, и «Шайло» до 2024 г.

Таким образом, флот не только не вырастет в численности, но и сократится с 293 ныне до 287 единиц. И это еще не все «подарки» к Рождеству для моряков.

Нужные ненужные корабли

Предлагается (причем предлагается командованием ВМС) списать четыре первых корпуса кораблей типа LCS. Речь о кораблях с названиями «Freedom», «Индепенденс», «Форт-Уэрт», «Коронадо». Этим кораблям по самому минимуму служить оставалось не менее 12-17 лет, а на деле и больше могло быть. Тот же «Фридом» вступил в строй в конце 2008 г., правда, тут же угодил в ремонт на несколько месяцев для устранения недоделок.

Понятно, что корабли LCS обоих подтипов, мягко говоря, обладают сомнительной полезностью в нынешнем виде. Обещали-то для них много чего, а реализация, как часто бывает, подкачала. Кроме того, первые корпуса обладают массой, очевидно, так до конца и не устраненных недостатков. Вот их и хотят отправить «на иголки».

Боевой корабль прибрежной зоны класса «Индепенденс»

Но ВМС, вообще-то, чуть раньше наоборот заявляли о том, как им очень нужны эти первые корабли, которые планировали использовать для испытания запоздавших на десятилетие модулей нагрузок.

К тому же несколько лет назад «концепция изменилась» по LCS. Ранее планировалось, что, когда сделают все запланированные модули нагрузки вроде противоминного (сама идея тральщика в 3000 т попахивает идиотизмом), противолодочного и прочих, то к каждому корпусу будут привязаны сменные экипажи, натренированные на определенный тип модулей нагрузки. Потом же решили, что каждый корабль получит свой постоянный тип нагрузки, и, соответственно, экипаж, а тренировать их собирались на этих 4 первых кораблях.

Теперь внезапно эти корабли оказались «не нужны». Теперь ВМС придется думать, где испытывать новые модули и где обучать потом экипажи.

Три ДТД, десантных транспорта-дока типа «Уидби-Айленд», включая родоначальника класса, а также ДТД «Германтаун» и «Ганстон-Холл», также планируют списать, хотя и им, без продлений сроков эксплуатации, оставалось служить не менее 8-14 лет. Решение по ним уже принято, и корабли вскоре уже пойдут на разделку. И еще 4 крейсера УРО типа «Тикондерога» также, возможно, будут списаны раньше срока.

Десантный транспорт-док типа «Уидби-Айленд»

Околоавианосные страдания

К тому же на фоне жарких дискуссий о сомнительном будущем авианосцев в резко изменившихся условиях войны на море (речь о дальнобойных сверхзвуковых, и особенно гиперзвуковых ПКР, понятно, чьих) и о полезности их как таковых в войнах с даже относительно сильным противником (речь даже не о РФ или хотя бы КНР), и на фоне проблем с исправностью существующих авианосцев и недоведенностью перспективных «Фордов», и ожидаемого раннего списания одного из авианосцев, случилось еще одно событие.

Конгресс урезал финансирование по научно-исследовательским работам по программе создания перспективного флотского истребителя-штурмовика F/A-XX, который заменит F/A-18E/F «Суперхорнет» в 2030-х годах. В уходящем году на эту программу выделено всего 5 млн. долларов, причем большая часть увеличения шла на исследования в области создания перспективного двигателя для этого самолета.

По сути, программа сейчас находится на уровне первоначального определения требований к самолету, в общем, стадия хотелок и вождения пальцем по бумаге, но и она важна — все программы так начинаются. На этот год хотели получить чуть больше 20 млн. долларов, но дали только 7 млн.

Околофлотские круги, точнее, представители палубников, сразу же начали отпускать на эту тему замечания, что авианосцы и так, мол, стоят на перепутье, не пойти ли им дорогой забвения, вслед за супердредноутами, дредноутами, броненосцами и боевыми слонами, а тут еще и самолет, который, по их мнению, «очень важен», даже не пытаются разрабатывать. «Суперхорнет», в общем, неплохой самолет, но не для 2030-х годов, а заменять парк полностью на хромой, косой и увечный F-35C ВМС США не хотят категорически — и правильно делают.

Куда уходят деньги?

Все это сокращение при росте военного бюджета выглядит странным. Конечно, нельзя сравнивать военный бюджет США в абсолютных цифрах, надо смотреть в сопоставимых ценах на вооружение, которые в США растут как на дрожжах, но все равно даже в сопоставимых ценах бюджет практически достиг высших цифр при Обаме или даже Буше-мл., то есть суммы выделяются большие. А на выходе имеем сокращение плавсостава и программ строительства, и корабли плавсостава в длинных ремонтных очередях. Да еще и на краску бедным денег не хватает, судя по замызганному виду многих американских кораблей в чужих и своих портах.

Конечно, корабль в плавании всегда обдирается волнами, но корабль, вышедший неделю назад из базы, никак не может и не должен так выглядеть, как «Газель» маршрутчика, которому наплевать, что у него пассажиров через дыры в кузове грязью с дороги заливает. Допустим, что им и правда запретили какие-то не очень умные головы подкрашиваться в море, якобы по экологическим соображениям (так утверждают, правда, не американцы, а французы, оправдывая непотребный вид кораблей ВМС), но за неделю или две ему и не потребуется покраска. Что же происходит и куда уходят деньги? Сложный вопрос, особенно, если аудиторы МО США «не нашли» существенных нарушений в расходовании средств (или не искали).

Новые угрозы и новые решения

А вот то, что финансовый удар с целью экономии наносится именно по надводным кораблям, причем крупным, не задевая подводный флот США, говорит о том, что угрозы «новых видов оружия» именно надводному флоту в штабах воспринимают серьезно. И постепенно де-факто начинают отходить от концепции крупных кораблей, сокращая пока их количество.

Ведь следом за сокращением числа эсминцев и крейсеров последует и сокращение числа авианосных групп. А также строительство, например, практически ликвидированного ранее класса фрегатов — сейчас пока вопрос в стадии решения.

При этом Белый дом и слышать ничего не хочет об отказе от обещания «флота в 355 единиц» и требует от МО США «проработать вопрос», чтобы и волки были сыты, и овцы целы. То есть и плавсостав сократить, и расходы, и как-то 355 единиц получить. О чем речь? Они требуют проработать план, как к 2030 г. получить искомый флот в 355 единиц в сочетании обычных и безлюдных кораблей.

Для этого даже придется поменять законодательство, а то сейчас беспилотные подводные аппараты, безэкипажные катера и прочее не считаются боевыми кораблями, а идут как оборудование кораблей. Но моряки относятся к беспилотной затее скептически. Одно дело — малые катера и подводные аппараты. Другое — создать безэкипажный, допустим, ракетный корвет или ракетный фрегат.

Самый простой вопрос, не имеющий ответа: как осуществлять борьбу за живучесть такого корабля, скажем, при получении пробоины или при пожаре? Населять его роботами-поделками от «Бостон Дайнэмикс», которые побегут раскреплять переборки с раздвижными упорами в железных пальцах железных рук? Они только в видеороликах хороши, а не на горящей палубе или в затапливаемом отсеке корабля, или, скажем, в шторм. А так от них пока толку немногим более, чем от нашего робота FEDOR в первом его путешествии на орбиту.

А ведь вопросов таких можно задать десятки. И сторонники «безлюдных фрегатов» не смогут на них пока что ответить. «Летучий голландец», на котором не было живых моряков, странствовал вечно по морям только в легендах. Настоящий корабль без экипажа пока не может и долго, наверное, не сможет.

Но зато на исследованиях и испытаниях таких кораблей можно освоить хорошие суммы денег, которых вполне хватило бы на своевременный ремонт части нынешнего флота.

/Я. Вяткин, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ