Главная Немного из истории

Боевые самолёты: палубный торпедоносец Fairey «Swordfish»

0
472

Почему не восхититься? Да, в свое время самолет получил от летчиков не очень лестное прозвище «стринбэг», то есть «авоська», если перевести по смыслу. Молодые поколения могут и не знать, что это такое, «Гугл» поможет.

Вообще, «Суордфиш» машина примечательная и восхитительная во всех отношениях.

Биплан, тихоходный, с неубирающимся шасси, устаревший уже на момент своего выхода в серию, он мало того что провоевал всю войну, оставаясь по сути единственным палубным торпедоносцем Великобритании, так он еще пережил того, кто должен был по идее прийти ему на смену!

Стоит сказать несколько слов об «Альбакоре».

Fairey Albacore

Fairey Albacore тоже биплан, но разработанный в 1940 году вроде как на смену «Суордфишу». Вроде как – это потому что получил от язвительных британцев еще более уничижительное прозвище «Огрызок». Игра слов, Albacore и Applecore.

Альбакор – вроде как тунец такой, но вот «Огрызок» провоевал параллельно с «Меч-рыбой», но британцы предпочитали старое доброе Зло, то есть «Суордфиша». «Альбакор» оказался еще более унылой штукой, хотя куда дальше-то?

В общем, в дно торпедоносной авиации Британии стучали всю войну, но толку с этого был ноль. «Барракуда» появилась уже тогда, когда все стало ясно что с немцами, что с японцами.

А вот это творение фирмы «Фэйри», заброшенное судьбой и косностью лордов британского Адмиралтейства из начала 30-х годов, прошло всю войну.

А теперь вдумайтесь: на счету этого летучего архаизма и несуразности больше уничтоженных вражеских кораблей, чем у любых других типов самолетов союзников.

Это факт, который можно трактовать по-всякому. Но он имеет место быть, этот факт. «Меч-рыбы» загрызли столько кораблей и судов, сколько не снилось никакому другому самолету. Безумный парадокс, который говорит о том, что британские летчики все-таки были очень крутыми парнями.

Давайте по истории пройдемся, пора.

Вообще, концепция этакого биплана-многоцелевого штурмовика витала в конструкторских умах во многих странах. Вершиной развития, как мне кажется, стал наш И-153 «Чайка», но в большинстве стран все остановилось на уровне деревянно-перкалевого самолета с неубирающимся шасси.

Собственно, то же самое представлял собой и «Суордфиш». Тем не менее, в техническом задании этого керогаза, предназначенного для нужд флота, стояла способность несть торпеду или эквивалент в бомбах. И да, умение взлетать и садиться на палубу авианосца – это само собой разумеющееся.

Апрель 1934. Фирма «Фэйри» построила-таки по проекту Марселя Лоббера (эмигрант из Бельгии) самолет, который отвечал всем требованиям. Для 1934 года у него даже скорость была вполне себе, почти 270 км/ч.

Плюс самолет оказался весьма устойчивым, послушным в управлении и с очень хорошей маневренностью. Спокойно взлетал и садился на палубу выделенного для испытаний авианосца «Корейджес» и спокойно прошел второй этап испытаний в качестве гидросамолета, для чего шасси заменили поплавками.

Так же спокойно и неспешно самолет испытали с вооружением. Скорость, правда, вполне закономерно упала, но британцев это не остановило. Не остановило настолько, что в 1936 году, всего-то через два года, «Суордфиш» был принят на вооружение и пошел в серийное производство.

Вообще, на момент принятия на вооружение «Суордфиш» уже был вполне законченным анахронизмом. Деревянный, обтянутый перкалем биплан с неубирающимся шасси и открытой кабиной – ну не очень далеко «Меч-рыба» ушел от аэропланов 20-х годов. Потому и получил не самое приятное прозвище.

Но до начала Второй мировой войны в распоряжении британской морской авиации ничего лучше не оказалось, а «Альбакор» оказался ничуть не лучше «Суордфиша».

Так что «Суордфиш» заменил совсем уже печального предшественника от фирмы «Фэйри», «Морского котика» Seal, а «Альбакор» не заменил «Суордфиша» и был тихонько снят с производства по ходу войны.

«Морской котик», предшественник «Меч-рыбы»

В общем, начало войны британская морская авиация встречала с 692 «Суордфишами» как на палубах своих авианосцев («Арк Ройял», «Корейджес», «Игл», «Глориес» и «Фьюриес»), так и на прибрежных аэродромах.

Война началась…

Первую торпедную атаку в начавшейся войне совершил… правильно, экипаж «Суордфиша» с авианосца «Фьюриес». Произошло это 5 апреля 1940 года, в ходе сражения кораблей в Тронхеймской бухте.

Одна из торпед попала в немецкий эсминец, но не взорвалась. А так бы атака смогла стать и первой результативной. Но и без торпедоносцев у британцев вполне достойно получилось, немцы при Нарвике получили по полной программе.

13 апреля 1940 года «Суордфиш» с линкора «Уорспайт» атаковал бомбами и потопил немецкую подводную лодку U-64, ставшую первой подводной лодкой, погибшей от работы авиации. Соответственно, «Суордфиш» стал первым самолетом, утопившим подлодку бомбами.

Авиагруппы с британских авианосцев работали и по суше, и работали вполне неплохо. Финал, правда, был подмочен в прямом смысле, когда «сладкая парочка» Кригсмарине, «Шарнхорст» и «Гнейзенау» утопили авианосец «Глориес» с эсминцами сопровождения, заодно отправив на дно два дивизиона «Суордфишей».

В Средиземном море «Меч-рыбы» тоже имели очень много работы. Разведка, атаки итальянских и немецких конвоев в Африку – этим занимался специальный дивизион сухопутного базирования, переброшенный из Франции и авиагруппы авианосцев «Игл» и «Арк Ройял».

Именно экипажам с «Игла» принадлежит рекорд всех времен и народов: потопление тремя торпедами четырех кораблей.

22 августа 1940 года в гавани Сиди-Барани (Египет) звено из трех самолетов под командованием капитана Пэтча было обнаружено огромное скопление кораблей. Британцам не надо было даже целиться, достаточно просто сбросить торпеды по кораблям, которые стояли очень плотно.

Тремя торпедами были подорваны две подводные лодки и транспорт, груженный, как оказалось, боеприпасами. Взрыв на его борту разнес вдребезги не только сам корабль, но и пришвартованный к нему эсминец, экипаж которого как раз принимал на борт эти боеприпасы. Реально, три торпеды – четыре корабля.

Но звездный час «Суордфишей», несомненно, был в Таранто. Вообще Таранто в истории недооцененный эпизод. Оценили, пожалуй, только японцы, которые буквально через год устроили примерно то же самое американцам в Перл-Харборе.

Проведенная авиаразведка показала, что во внутренней гавани Таранто находятся фактически главные силы итальянского флота: 5 линкоров, 5 тяжелых крейсеров и 4 эскадренных миноносца.

Британские инженеры модернизировали торпеды, чтобы те, погрузившись на 10,5 метра, могли проскочить под сетевыми заграждениями, на которые так уповали итальянцы.

В 22 часа 25 минут 11 ноября с палубы авианосца «Илластриес» взлетели два дивизиона по 12 машин. Каждый пилот заранее знал свою цель.

Сначала два «Суордфиша» подвесили САБы (осветительные авиабомбы) над акваторией порта. Затем еще два самолета установили дополнительное освещение, сбросив зажигательные бомбы на нефтехранилище.

А когда пожар на складах с ГСМ разгорелся по полной программе, в дело пошли торпедоносцы. Три линкора, два крейсера и два эсминца получили торпеды в борта. Линкоры «Конте ди Кавур» и «Литторио», сели на грунт. Вообще, мелкая гавань Таренто сильно помогла итальянцам, поскольку утонуть в ней всерьёз было невозможно. Но пострадавшие отделались не легким испугом, а многомесячным ремонтом в доках.

Италия потеряла преимущество в крупных боевых кораблях на Средиземном море и с этого момента очень осторожно использовала свои линкоры и крейсеры.

И все это ценой двух самолетов…

Ну и в 1941 году «Суордфиш» продолжил карьеру в том же духе.

Конечно, высшей точкой боевой работы «Суордфиша» стало участие в потоплении «Бисмарка».

Линкор «Бисмарк»

То, что без безбашенных экипажей самолетов с «Арк Ройяла» вся затея пошла бы пеной по воде, надеюсь, объяснять не стоит. Всем все известно давно и поминутно.

26 мая 1941 года, в совершенно штормовую погоду, 15 торпедоносцев авианосца «Арк Ройял» вылетели на свой страх и риск и… нашли «Бисмарка»! Две торпеды нашли цель. Ну вообще, что такое торпеда весом 700 кг «Бисмарку»? Слону дробина. Первая, которая попала точно в середину, ее, наверное, кроме аварийной партии никто и не заметил.

А вот вторая, которая заклинила рули…

Все остальное, торпеды с британских миноносцев, которые лишили «Бисмарка» хода, снаряды с «Роднея» и прочее – все было вторично.

Первым гвоздем в крышке гроба «Бисмарка» стала именно торпеда с «Суордфиша», и ничего тут больше не добавить.

Правда, в том же 1941 году звезда «Суордфиша» начала закатываться. И немцы, и итальянцы поняли, что этот анахронизм – весьма опасная штука, если дать ее в руки опытному летчику. А в Британии таких было достаточно.

Кстати, есть интересная версия того, почему в Таранто у британцев были такие скромные потери. Все дело в скорости. Говорят, что итальянские стрелки ПВО не могли взять нормальное упреждение, потому что «Меч-рыбы» тащились со скоростью меньше 200 км/ч. И итальянские наводчики, неправильно определив скорость, не смогли рассчитать реальное упреждение.

Но со временем против «Суордфишей» начали работать не расчеты ПВО, а экипажи «Мессершмиттов» и «Макки Саетта». И на этом фактически карьера «Суордфиша», как торпедоносца, закончилась.

Нет, торпеды не отправились на склады, просто нашего тихохода начали использовать тогда и там, где можно было либо надежно прикрыть от «Мессершмиттов», либо исключить само появление истребителей противника.

А заодно «Суордфиш» начал осваивать смежные профессии.

Вообще, из него получился весьма неплохой самолет ПЛО (см. начало). В разгар «Битвы за Атлантику», которую я бы назвал как «Битва за еду для Британии», когда ребята Деница рвали конвои, идущие из США и Канады в Великобританию, британцы выяснили, что как охотник за подводными лодками, «Суордфиш» не имеет себе равных.

Тихий ход как раз оказался весьма полезен при отыскивании подлодки противника. Бросать бомбы с пикирования в такую небольшую цель, как субмарина, тоже было делом не сложным. Да и сильное оборонительное вооружение (которым «Суордфиш» не блистал отродясь) тоже не особенно нужно.

Так в составе британских конвоев начали появляться так называемые «эскортные авианосцы» — небольшие авианесущие корабли, как правило, переоборудованные из транспортных судов или танкеров, с несколькими противолодочными самолетами на палубе.

Первые противолодочные «Суордфиши» вооружались фугасными и глубинными бомбами на подкрыльевых подвесках. Позднее, летом 1942 года, на них стали монтировать пусковые установки для ракетных снарядов калибра 127 мм, по 4-5 штук под каждой консолью. При этом часть полотняной обшивки на нижнем крыле заменялась металлическими панелями. Это новшество возвели в ранг модификации и назвали Mk.II.

А вот в 1943 году появилась реально серьезная модификация, Mk.III. На самолете установили универсальные узлы для подвески ракет и бомб и оснастили бортовым радиолокатором. Эти самолеты применялись в основном для поиска и уничтожения подлодок, всплывающих ночью на поверхность для подзарядки аккумуляторов.

Пластмассовый радиопрозрачный обтекатель антенны радара размещался на Mk.III между основными стойками шасси, а сама РЛС — в кабине, вместо третьего члена экипажа.

«Суордфишами» Mk.II и Mk.III было оснащено большинство эскортных авианосцев, сопровождавших англо-американские конвои, в том числе и те, что шли с грузами военной помощи в Советский Союз.

Так, в составе конвоя PQ-18 находился авианосец «Эвенджер» с 12-ю «Си Харрикейнами» и 3-мя «Суордфишами» на борту. Один из «Суордфишей» 14 августа 1942 года обнаружил и серьезно повредил бомбами немецкую подводную лодку U-589. Не имея возможности добить субмарину, экипаж самолета навел на лодку миноносец «Онслоу», экипаж которого довершил уничтожение.

«Суордфиши» с кораблей конвоя RA-57, шедшего в Мурманск, достоверно стали причиной гибели подводных лодок U-366, U-973 и U-472.

Последний «Суордфиш» был построен 18 августа 1944 года.

Суммарный выпуск составил 2392 машины. Из них 992 — Mk.I, 1080 — Mk.II и 320 — Mk.III. В 1943 году 110 самолетов Mk.II по заказу руководства канадских ВВС оборудовали закрытой кабиной с обогревом для эксплуатации в условиях полярной зимы. Эта модификация получила неофициальное название «Mk.IV».

Еще несколько слов буквально хотелось бы сказать о вооружении «Суордфиша».

Самолет мог нести на узлах подвески боевую нагрузку общей массой до 730 кг. На главном подфюзеляжном узле крепилась авиаторпеда калибра 457-мм или морская мина массой 680 кг, или дополнительный подвесной бензобак емкостью 318 литров.

Подкрыльевые узлы (4 либо 5 под нижними консолями) допускали применение различных видов вооружения: фугасных бомб в 250 и 500 фунтов, глубинных, осветительных и зажигательных бомб, а на модификациях Mk.II и Mk.III — реактивных снарядов.

Стрелковое вооружение состояло из курсового синхронного пулемета «Виккерс К» с ленточным питанием, установленного по правому борту фюзеляжа, и такого же пулемета, но с дисковым магазином, на турели у стрелка-радиста.

Характеристики Swordfish Mk.II:

Размах крыла, м: 13,87
Длина, м: 10,87
Высота, м: 3,76
Площадь крыла, м2: 5 639

Масса, кг
— пустого самолета: 2 132
— нормальная взлетная: 3 406

Двигатель: 1 х Bristol Pegasus XXX х 750 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 222
Крейсерская скорость, км/ч: 193
Практическая дальность, км: 1 700

Практический потолок, м: 3260
Экипаж, чел: 3

Вооружение:
— один синхронный 7,7-мм пулемет в фюзеляже и один 7,7-мм пулемет в задней кабине;
— торпеда массой 730 кг или глубинные бомбы, мины, или бомбы массой до 680 кг, или до восьми НУРС.

Что можно сказать, посмотрев на ЛТХ и вооружение? Только то, что столько удачи не бывает. Самолет совершенно был не боец, так что все победы, одержанные «Суордфишами», смело можно относить на счет высочайшей подготовки британских морских летчиков, а также их боевого духа.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ